О Боге-1

Сергей Корягин
Боги, как известно, создаются людьми, воображением людей для отправления культа. Человек поклоняется самому себе, самому совершенному своему экземпляру. Возносит его до небес или на небеса. Или поселяет  еще выше. Идеализирует, конечно, приписывает ему невозможное. Мистифицирует. (Здесь интересно читать Фейербаха «Сущность христианства».) И вот я спрашиваю моего оппонента: зачем нам создавать  Бога, сущностью которого является стремление к власти? Чтобы он поработил нас и  извел до смерти?
Давайте припишем ему волю к Благу. Или волю к Жизни. К Удовольствию (любовному и всякому прочему). К Знанию. К Творчеству. И философские разработки есть уже готовые. Ничего нового не надо придумывать. Христианство приписывает человеку природную греховность, и, может быть, поэтому культивирует его слабость (блаженны нищие духом).  Ницше обоготворил другую крайность – сильного человека с необузданными страстями, готового к постоянной войне и не щадящего того, кто падает. А истина должна быть где-то посередине. Не хочу никаких новых теорий о Богах, их и без того уже много. 21 марта 2009 г.

 Бога не потрогаешь руками, языком, не увидишь глазами, не услышишь его звука, не почувствуешь его запаха. А разум его может воспринять? Спиноза свою субстанцию, причину самое себя и всех вещей, назвал Богом. Гегель свой абсолютный дух назвал  абсолютным Субъектом, то есть Богом. Так Бог стал научной категорией. («Боженьку жалко, сволочь идеалистическая!» - сказал Ленин о Гегеле в «Философских тетрадях»). А что есть христианский Бог, по Гегелю? Это – то же самое, что и Бог научный, только воспринимается он не разумом, а представлениями и является менее совершенной формой Абсолютного духа. Гегелевского Бога мы познаем, а христианский Бог открывается (религия откровения) через чувство, через переживание, через представление.  Правда, Бога-отца мы себе не представляем, но представляем его сына Иисуса Христа, его деятельность на земле как земного человека. Одно из классических доказательств бытия Бога состояло в том, что если мы мыслим Бога как всесовершеннейшее существо, то его бытие вытекает из самого понятия. Кант опровергал это доказательство так: одно дело реальные пять талеров в моем кармане, другое дело – только мыслимые. Гегель назвал это опровержение «варварским».
Перед учеными постоянно встает вопрос о причине движения, изменения, развития, совершенствования, целесообразности в природе, во вселенной, в человеческом обществе. Встает вопрос о первопричине, о первосиле. о первоцели. Для доказательства естественного хода вещей, спонтанного развития природы им всегда чего-то не хватает. Поэтому они каждый раз и бьются лбом об икону. Особенно когда вопрос стоит о целесообразности, о нравственности, совершеной личности,  совершенном обществе. Революционеры от науки свергали Бога много раз. Но он снова возвращался. Нормальное отношение к этому вопросу, на мой взгляд, состоит в том, что надо усмирить свою безапелляционность, нетерпимость, агрессивность, воинственность и признать право каждого гражданина Земли видеть мир таким, каким он ему представляется по складу своей психики, по складу ума, характера. 5 сентября 2009 г.


  Какое чудо в душе человека может сотворить великая музыка, никому не надо доказывать. Еще более великое чудо в душе человека, не только в душе, но и в целом организме, в теле – может сотворить слово, исходящее из уст мага, чародея, гипнотизера. Я как-то присутствовал на сеансе массового гипноза и сам это наблюдал (кстати, на меня все эти «фокусы» не произвели никакого действия). Возьмите того же Кашпировского! Кто такой старец? Это тот же Кашпировский, только с более высоким авторитетом, более глубоким влиянием. Молва сделала его таким, молва страждущих, желающих излечиться, желающих узнать о себе правду (у опытных цыганок похожий авторитет). Примечательно, что прожженные рационалисты, скептики к старцу не идут, к нему идут люди со слабым интеллектом, но со способностью глубоко чувствовать, переживать, так глубоко, что могут сойти с ума на этой почве. Слово старца, вера в его способность, великая жажда преодолеть недуг пробуждают в организме человека силы, их глубоко спрятанный резерв, – которые на некоторое время могут приостановить развитие недуга. Если здесь и наличествует чудо, то совсем не мистическое, но подвластное разуму. Однако чаще всего излечение происходит само собой, естественным способом. Если «заговаривать» насморк, то он пройдет за неделю, а если его не «заговаривать», то за семь дней. Что касается угадывания того, что было и что будет, и даже мыслей, то опытный, мудрый человек знает, вокруг чего «вертятся» все наши проблемы: любовь (Фрейд сказал бы: секс), отношения с родителями («Вы поссорились с близким человеком»), отношения с друзьями, страх смерти, здоровье, школа, работа, контора и начальник (цыганка сказала бы: казенный дом), проблема поступления в институт, карьера,  женитьба, замужество («У Вас в душе бубновый король») и т.д. Главное – брать больные точки и говорить неопределенно, намеками, приостанавливаясь, вздыхая, размышляя. Тут целое искусство. 19 сентября 2009 г.
 

Чем-то надо было заполнить то «пространство», которое находилось за чертой изведанного, проверенного. Как жить, если не знаешь, что  находится за стеной? Не знаешь, но чувствуешь, подозреваешь, иногда слышишь, что там что-то или кто- то есть. Страшно. Возникали разного типа  гипотезы, верования. Сначала примитивные, потом усложненные. Потом – дополненные ресурсами науки и опыта. Боги созданы человеком по образу и подобию человека. Они чувствуют, думают, действуют, как люди. У одних народов они злые, у других добрые. Одни Боги пассивно наблюдают человеческую жизнь, другие активно в нее вмешиваются, даже наказывают за грехи. Без общего ориентира жизнь невозможна. Наука знает далеко не все, поэтому надо учесть возможность возникновения некоторых непредвиденных ситуаций, которые могут быть «инициированы» сферой Неизведанного. Традиция закрепила веру в Бога. Возникли Книги, Служители, Церковь. Не будем бранить Церковь – без великой нужды она не возникла бы. Следует учесть еще один момент: у многих психически нормальных людей  есть мистическое чувство, есть потребность верить в невозможное, в чудо.  В  возможность появления того, что пришло неизвестно откуда. Среди людей есть чистые рационалисты. Есть колеблющиеся: «Верить? Не верить?» Есть захваченные чувством: «Верую, потому что абсурдно». 30 марта 2009 г.