Голос Рекламы

Валентин Лученко
 

Какой самый совершенный музыкальный инструмент? Правильно, Вы угадали. Это голос.

Если он хороший, то ОН                Если он плохой, то ОН

1 бархатный                1 скрипучий

2 мягкий                2 гнусавый

3 низкий                3 робкий

4 ласковый                4 грубый

5 нежный                5 бесцветный

6 милый                6 серый

7 вибрирующий                7 шершавый

8 обволакивающий                8 раздраженный

9 чарующий                9 глухой

10 волнующий                10 хриплый

11 внушающий                11 прокуренный

12 вдохновляющий                12 пропитый

13 убаюкивающий                13 плоский

14 доверительный                14 пронзительный

15 теплый                15 шепелявый

16 плавнотекущий                16 пришептывающий

17 воркующий                17 картавый

18 уверенный                18 неприятный

19 гармоничный                19 злобный

20 хорошо модулированный                20 угрожающий

21 объемный                21 трескучий

22 приятный                22 холодный

23 певучий                23 наглый

24 зычный                24 нахальный

25 добрый                25 назойливый

26 властный                26 монотонный

27 выразительный                27 помпезный

28 дружелюбный                28 неуверенный

29 мелодичный                29 скучный

30 хорошо интонированный                30 слабый

                31 дрожащий

                32 плаксивый

                33 еле слышимый

               
Что можно делать голосом? Любить, ненавидеть, внушать, гипнотизировать, лечить, убивать, тушить свечи, зажигать сердца, делать плохую и хорошую рекламу. Причем хорошая реклама делается не только хорошими голосами, но в разумных пропорциях. А вот плохая реклама на украинском "рекламно-iнформацiйному просторi" создается людьми, которые, проштудировав переведенные и непереведенные пособия под кодовым названием "Как сделать хороший аудиоролик", делают их голосами исключительно из правой колонки. Особенно, на мой взгляд, ими изобилует киевский FM диапазон. Но не будем о грустном. Рано или поздно профессионализм победит. Как он уже побеждает при озвучивании добротных видеороликов. Уже, хоть и робко, появляются суггестивные голоса. Пока что только мужские. А ведь существуют и женские. И очень даже суггестивные. И я без ложной скромности готов заявить, что знаю, где и как их искать. Но вернемся к приятному. К удачам. Автор, как и все не заинтересованные ценители хорошей рекламы, находится под впечатлением от "Эсперо". Пожалуй, впервые украинская адаптация получилась безукоризненно. Мне, как человеку, близкому к лингвистике, особенно приятно обратить ваше внимание на текст:

        "Есперо - керована мрiею. Попри все вона домчить Вас куди треба"

Здесь автор в качестве ключевой выбрал фонему "р" (стремительность,yстремленность темно-синего цвета). Ниже приведем цвето-звуковую расшифровку первого предложения.

            Есперо: [ро] - темно-синий, [о] - вспышки ярко-золотого света; пауза-усиление

            керована:[ ро] - см. предыдущий; [а] - красный/активность; [н] –зеленый, yсиление влияния; [а] – красный - активность, движение;  ,

            мрiею: [р] - темно-синий + [i] - голубой + ею] - светло-синий = если сложить все вместе, получим небо и связанные с ним ассоциации.

Второе предложение Вы сможете проанализировать сами, после приведенной ниже информации О связи звука, цвета и вкуса. Завершая рассуждения об "Эсперо", хочется подчеркнуть, что хорошо организованный текст. Учитывающий механизмы речи, позволяет полнее раскрыться актеру, озвучивающему ролик.

В выше приведенном тексте мы попытались показать связь между звуком и цветом, основываясь на данных экспериментов по изучению цвето-звуковой синестезии. Надеюсь, Вам будет интересно узнать об экспериментах английского музыкального психолога Макса Шоэна, который просил студентов музыкального училища описать музыкальные тона и интервалы, в их соотношении с другими органами чувств. Студенты отвечали, что звуки могут быть светлыми и темными, шершавыми и мягкими, сладкими и кислыми, полными и пустыми. Октава ощущалась ими как гладкое и прозрачное стекло, септима - как шершавая кожица персика или мягкий наждак, секста - как сочный плод, квинта - как прозрачный бульон, кванта - как взбитый крем, терция - как спелый, но не очень сочный плод, секунда малая - как кукурузные хлопья.

Что касается цвета, то в последнее время он становится предметом пристального изучения цветопсихологами. В результате экспериментов они выяснили, что гласные звуки порождают у испытуемых ощущение определенного цвета. Так звук [а чаще всего связывают с красным, {и} - с голубым,[о] - с золотистым, [у] сине-зепеным. [ы] - с черным или коричневым (кстати О пыве и пиве). Только у звука [э] не обнаружено четкого цветового предпочтения. Мы со своей стороны обнаружили интересные, на наш взгляд, соответствия между сонорными (р,л, м, н) и цветовыми ощущениями. Так, [р] может ощущаться как красный или как темно-синий или  фиолетовый, [л] лазурный, нежно-голубой, [м] – ультрамарин, [н] – сине-зеленый.

 

Итак, господа рекла 1, перед вами открываются в буквальном смысле радужные перспективы. Вы можете живописать голосами ваших персонажей. Тем более, что опытные вокалисты давным-давно окрашивают свои арии в различные цвета. Вот что, например, пишет итальянский баритон Типо Руфо в книге "Парабола моей жизни": " Я стремился создать при помощи специфической вокальной техники подлинную палитру колоритов. При помощи определенных изменений я создавал звук голоса белый, затем, заменяя его звуком более насыщенным, я доводил его до колорита, который называл синим, усиливая тот же звук, округляя его, я стремился к колориту, который называл красным, затем к черному, то есть к максимально темному".

Автор также приложил руку к созданию звуко-цветовых соответствий в психотерапии, предложив в 1990-м году методику цветосуггестивного воздействия, направленного на облегчение ряда психосоматических расстройств. Некоторые из положений цветосуггестологии вполне корректно могут быть перенесены на рекламную практику.

Подытоживая выше сказанное, хотелось бы пожелать производителям рекламы: работая над текстами и озвучивая их, продолжайте поиск голосов, право же, Украина ими сказочно богата (пока еще). Потому что сейчас наметилась не здоровая, на наш взгляд, тенденция, когда один и тот же голос рекламирует все: от лимузина до стиральных порошков.

При производстве аудиовизуальной, визуальной или аудио рекламы необходимо учитывать явления взаимодействия ощущений, выраженных в сенсибилизации и синестезии. Сенсибилизацией называется повышения чувствительности одного органа чувств в процессе его взаимодействия с другим. Например, звуковое сопровождение может существенно повлиять на восприятие зрительного ряда, усилив или, наоборот, ослабив воздействие того же цвета. Синестезия - это такое взаимодействие ощущений, при котором воздействие на один орган чувств вызывает ощущение, присущее другому. Выражение типа "тонкий вкус", "сладкие звуки", "кричащий цвет" как раз и отражают явление синестезии в нашем языке. Явление сенсибилизации и синестезии особенно важно использовать в рекламе парфюмерии, кондитерских изделий, бытовой техники. Голоса вашей рекламы в состоянии передать или усилить ощущение вкуса, запаха, холода, тепла и т.д. Причем не звучащей рекламы практически нет. Любое рекламное обращение, выраженное текстом звучит. Оно звучит опосредовано, через механизмы внутренней речи в сознании людей, читающих его. Озвученный в голове потребителя текст может вызывать на неосознанном уровне и цвет, и запах, и вкус. Возьмем например слоган:

"Велла - Вы великолепны"

Обратите внимание - автор, усилив значение сдвоенного сонорного [л] в названии фирмы словом "великолепны" (два сонорных [л] и [н]), получил следующий спектральный состав слогана: [лл] - нежно-голубой, розово-красный [а] светлеет в присутствии сонорного [л], [л] [и] - два голубых, солнечный [о], [ле] - нежно голубой, [н] [ы] - темно-зеленый, [н] - темный, [ы] якорит вниманием. Слоган еще долго звучит как эхо в бессознательном читателя или слушателя.

Итак, по спектральному составу слоган преимущественно голубой. Я бы его назвал небесным. Он легок, романтичен. И если Вы встретите утверждение, что женщины не верят ему, то знайте, что автор подобных рассуждений или совсем не знает женщин (если это мужчина).

И наконец о запахе. Мне представляется, запах этого лозунга должен напоминать нежный запах ландышей. Вы согласитесь, если вместе со мной проанализируете название этих чудных цветов на двух родных и двоюродных мне языках.

конвалiя         ландыши             Iіly of valey

[он] [лi]       [лан] [и]            [Ii] [Ii] [Ii]

Все три названия в том же цветовом спектре, что и выше рассмотренный лозунг. И это не случайно, ибо "в мире случайностей нет, каждый шаг оставляет в нем след". На этой самонадеянной ноте автор с надеждой ставит многоточие...

© Валентин Лученко 1996