Кто Вы Борис Алексеевич Смысловский продолжение 3

Владимир Смысловский
Таким образом из воспоминаний бывших кадетов видно в каких условиях жили кадеты,какое внимание придавали воспитанию подрастающего покаления царствующие особы и какие,известные истории, лица преподавали и учились в указанном кадетском корпусе.
Для того чтобы показать какой уровень знаний получали воспитанники приведу лишь учебный план кадетских корпусов. По перечню предметов и количеству учебных часов станет ясно насколько образованными были выпускники кадетских корпусов.

Учебный план кадетских корпусов

   Закон божий - 8 часов
   Французский язык - 24 часа
   Немецкий язык - 24 часа
   Русский язык и словесность - 25 часов
   Математика - 32 часа
   Естественные науки - 12 часов
   География и статистика - 14 часов
   История политическая - 17 часов
   Законоведение - 3 часа
   Чистописание - 7 часов
   Рисование - 6 часов
   Черчение - 3 часа
   Военные науки - 15 часов

Такую подготовку получали кадеты. Далее, кто выбирал путь военного мог при сдаче вступительных экзаменов поступить в военное училище /отличники зачислялись без вступительных экзаменов/. Борис Алексеевич выбрал этот путь и поступил в знаменитое Михайловское артиллерийское училище, которое закончили его отец и дяди /1884-Павел Константинович,1886-Евгений Константинович, 1893-Алексей Константинович,1898-Михаил Константинович/ .Учиться в этом училище,одним из лучших в царской России, считалось престижным. Здесь стоит кратко рассказать о нем.

      В 1820 году по всеподданейшему докладу великого князя Михаила Павловича сформирована Учебная артиллерийская бригада из трех рот, для подготовки фейерверкеров и при ней Артиллерийское училище для подготовки офицеров. В 1834 году училище отделено от учебной бригады. Первоначально училище состояло из двух отделений: низшего-юнкерского и старшего-офицерского. В 1849 году училище после смерти его основателя великого князя Михаила Павловича получило наименование - Михайловское артиллерийское училище. В 1855 году из офицерских классов училища образованна Михайловская артиллерийская академия. В 1865 году училище реорганизовано в составе трех классов. На старший курс имели права поступать также юнкера других военных училищ. Всего с 1820 года по 1895 год прошло курс училища 3227 человек, из них 3210 произведено в офицеры и 17 получили гражданские чины. В социальном отношении состав училища был преимущественно дворянским. Так в 1878 году из 157 юнкеров было: потомственных дворян - 130, детей офицеров - 20, духовного звания - один, потомственных почетных граждан - один, унтер - офицеров - один, детей мещан - четыре.
      С 1894 года после обязательного двух годичного курса особо преуспевающие юнкера, могли остаться на третий дополнительный курс, который давал право поступать в Михайловскую артиллерийскую академию. По окончанию Михайловского артиллерийского училища (двух годичного курса) присваивалось звание подпоручик.
      Михайловское артиллерийское училище имело целью подготовку офицеров для службы в строевых частях артиллерии, а также служило подготовительным заведением для Михайловской артиллерийской академии. В строевом отношении училище представляло собой две батареи имеющая каждая полный комплект орудий и лошадей, а в учебном состояло из трех классов (с 1903 года установлен обязательный трехгодичный курс обучения) младшего, среднего и старшего. Штат училища: 1 начальник, 2 батарейных командира, 4 полубатарейных командира, 15 младших офицеров и 450 юнкеров. Михайловское артиллерийское училище было непосредственно подчинено начальнику Михайловской артиллерийской академии. В училище в течении трехлетнего курса преподавались: артиллерия, фортификация, тактика, топография, законоведение, администрация, иппология, артиллерийское дело, закон Божий, аналитическая геометрия, механика, дифференциальные исчисления, интегральные исчисления, практические занятия по математике, химия, физика, русский язык, французский язык и немецкий язык. В старших классах проводились практические занятия по физике и электротехнике. В течение зимнего периода велись следующие строевые занятия: верховая езда, вольтижировка, езда в орудийных упряжках, фехтование, гимнастика, пешее учение, изучение материальной части, занятие при орудиях, уставы, занятия по стрельбе, танцы.
      На три летних месяца Михайловское училище в полном строевом составе отправлялось в летний лагерь в Красное Село, где проходило курсы стрельбы, а по окончании принимало участие в общих маневрах всего лагерного сбора.
     
      В 1912 года было выпущено офицеров:
      В Гвардейскую пехоту - 2
      В Гвардейскую Артиллерию - 5
      В Армейскую Артиллерию - 128
      В Казачьи конные части - 1
      В Казачью артиллерию - 9
      Всего: 149 офицеров
     
В начале 20 века социальный состав училища оставался преимущественно дворянским.
 
Годы обучения 1906 1908    
Потомственные дворяне 108 150    
Личные дворяне 253 229    
Другие сословия 61 67    
Иностранцы 3 7

      В 1895 году был Высочайше утвержден императором жетон об окончание Михайловского Артиллерийского училища. Жетон золотой, круглый, в форме дульного среза нарезного орудия, увенчанный золотой императорской короной.
      А. Верхнее полукружье, окружено лавровым полувенком, перевязанным под короной бантом синей эмали. На нижнем полукружье - подпись синей эмалью: М.АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ УЧ. В центре в черной эмали золотой вензель М и дата 1820. Р. Гладкий. В центре - два накладных перекрещенных пушечных ствола, над перекрестием - горящая граната, по окружности гравировалась фамилия и дата обучения. Михайловское артиллерийское училище было серьезным учебным заведением, где не было месту пренебрежению к наукам и не был развит "цук". В 1894 году в Петербурге из одноименного пехотного училища было организованно Константиновское артиллерийское училище. Между двумя училищами существовал дух соперничества и было некоторое противостояние, например: константиновцев называли "констапупами" и говорили, что они носят траур по пехоте (из-за черных выпушек на погонах). Михайловцев называли "михайловны" и смеялись над их традицией носить на младшем курсе шпоры, что строго воспрещалось. Но по существу эта "вражда" носила лишь внешний характер, вызванный традиционным соревнованием двух отличных артиллерийских училищ.
      С осени 1914 года Михайловское артиллерийское училище перешло также как и другие военные училища на ускоренный курс обучения. Время обучения составляло восемь месяцев и по окончании присваивалось звание прапорщик. Особенности комплектования военных училищ военного времени (а также школ прапорщиков) в Москве и Санкт-Петербурге, состояло в том, что они набирались из студентов Вузов и выпускников кадетских корпусов. Михайловское артиллерийское училище не принимало участие в выступлении юнкеров в Петрограде в октябре 17 года. Расформировано 6 ноября 1917 года. Несколько десятков юнкеров не принявший большевистский переворот в ноябре 17 года бежали из Петрограда на Дон к генералу Корнилову, где уже к середине ноября была создана так называемая Михайловско-Константиновская батарея принявшая участие в Ледяном походе Добровольческой армии и в боях с большевиками. Командиром батареи был капитан Шоколи - курсовой офицер Михайловского артиллерийского училища. Он был единственный из почти сорока курсовых офицеров обоих училищ решивший разделить судьбу своих воспитанников. На базе Михайловского артиллерийского училища в Советское время в феврале 18 года были созданы первые советские артиллерийские курсы. Училище всегда располагалось по адресу: Арсенальная набережная д.17. Училищный праздник 25 ноября, в этот день давался роскошный бал. 07.03.1911 года был высочайше утвержден знак об окончании Михайловского артиллерийского училища. Золотой двуглавый орел времен Николая 1, под золотой императорской короной, держащий в лапах две скрещенные пушки, стальную и бронзовую, на месте скрещения пушек наложена серебряная оксидированная граната. На крыльях орла лежат серебряные вензели. А-1 - слева, Н-2- справа, в центре знака расположен серебряный дульный срез нарезной пушки, под золотой императорской короной (уменьшенный жетон училища), верхней части среза находятся две золотые лавровые ветки, а в нижней части проходит надпись выполненная синей эмалью. "М. АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ УЧ." Внутри среза золотой вензель М и дата 1820 год.
      В "Положении артиллерийского училища" от 1820 года в параграфе 14 говорилось: "Мундир офицерам, служащим при училище полагается полевой пешей артиллерии, с переменою: клапаны имеют красные, а шитье золотом, эполеты и гербы на киверах подобны как у офицеров кадетских корпусов.
      Юнкерам полагалась форма по образцу полевой артиллерии, на киверах бляхи по образцу кадетских с прибавлением внизу двух пушек, а на мундирах клапаны красного сукна с обкладкою золотым галуном.
      20 сентября 1849 года, в память скончавшегося великого князя Михаила Павловича училищу был высочайше пожалован вензель М. под императорскую корону. Офицеры училища с этого времени имели на эполетах шитый вензель М. под императорской короной, а юнкера носили погоны алого цвета с набитым желтой краской М под императорской короной.
      Среди выпускников Михайловского артиллерийского училища было много выдающихся офицеров, военачальников, конструкторов оружия:
      1. Константинов Константин Иванович, генерал-лейтенант, основоположник ракетного оружия в России (выпуска 1836 г.)
      2. Иванов Николай Иудович, генерал от артиллерии, кавалер ордена Георгия 2 класса (выпуск 1869 г.)
      3. Мосин Сергей Иванович, генерал-майор, выдающийся конструктор, организатор производства стрелкового оружия ( выпуск 1870 г.)
      4. Каледин Алексей Максимович, генерал от кавалерии, Донской войсковой атаман (выпуск 1882 г.)
      5. Корнилов Лавр Георгиевич, генерал от инфантерии, русский военачальник, кавалер ордена Георгия 3 класса, один из организаторов Белого движения, (выпуск 1892 г.)
      6. Федоров Владимир Григорьевич, конструктор оружия, генерал-лейтенант, ( выпуска 1895 г.)
      7. Нестеров Петр Николаевич, штабс-капитан, военный летчик, основоположник высшего пилотажа, автор "мертвой петли", (выпуск 1906 г.)
      Среди преподавателей были известные русские ученые, академики, изобретатели, такие как: Цезарь Антонович Кюи, профессор военной фортификации, композитор; Гадолин Аксель Вильгельмович, ученый-технолог, академик; Чернов Дмитрий Константинович, выдающийся инженер-металлург, профессор.
      Учреждение Артиллерийского училища в 1820 году одно из значительнейших событий в истории отечественной артиллерии. И сейчас, после многочисленных переименований и переездов в советское время, 'Михайловская Военная Артиллерийская Академия' продолжает быть кузницей офицерских кадров для Российской Армии.
Программа обучения за время существования училища менялась. В частности в 1914г.,время когда в этом училище учился Борис Алексеевич выглядела следующим образом:
Распределение учебного времени (в час.) между дисциплинами подготовки юнкеров(1914г.)
 
Учебные дисциплины Младш. класс Средн. класс Старш. класс    
Артиллерия 150 360 360    
Дифференциальное исчисление 240 240 -    
Интегральное исчисление - - 270    
Аналитическая геометрия 180 150 -    
Механика 150 90 -    
Фортификация 150 90 60    
Тактика 300 210 90    
История русской армии - - 120    
Топография 150 - -    
Администрация - - 210    
Законоведение - - 120    
Арт. черчение 90 30 60    
Физика - 270 390    
Химия 210 180 240    
Закон Божий 30 - -    
Русский язык 120 120 -    
Французский язык 15 15 15    
Немецкий язык 15 15 15

И это при ускоренном курсе обучения в связи участием России в 1-й Мировой войне. Еще хотелось бы обратить внимание на момент принятие присяги юнкерами
Принятие присяги в военном училище было событием чрезвычайно торжественным. В начале октября после церковной службы на плацу выстраивались юнкера: на правом фланге — старший курс, на левом — первокурсники. Перед строем стоял аналой со святым Евангелием и крестом, неподалеку — оркестр. После приветствия начальника училища — равнение на знамя и сразу же, под звуки торжественного марша «Под двуглавым орлом» выносили белое знамя с золотым орлом на навершии древка. Знаменщик останавливался у аналоя, раздавалась команда «На молитву! Шапки долой!».
Священник негромким голосом произносил незабываемые слова: «Сложите два перста и подымите их вверх. Теперь повторяйте за мной слова торжественной военной присяги» юнкера снимали шапки и вслед за священником повторяли слова военной присяги, текст которой оставался в стране неизменным еще с петровских времен: "Обязуюсь и клянусь Всемогущим Богом перед святым его Евангелием защищать Веру, Царя и Отечество до последней капли крови".... Затем адъютант училища читал вслух военные законы, карающие за нарушение присяги и награждающие за храбрость. Юнкера были серьезны, ответственны, горячо молились, целовали поочередно крест. Евангелие и знамя, после чего возвращались на свои места в строю. Далее следовал церемониальный марш, после которого всех ждал праздничный обед, вечером — бал, на следующий день — первый отпуск в город, очень важное событие, так как по внешнему виду юнкера, его поведению в обществе и воспитанности судили не только о нем, но и обо всем училище. Я специально подчеркнул часть текста присяги,который во многом предопределил в дальнейшем жизнь Бориса Алексеевича.
Итак в 1915 г. Борис Алексеевич заканчивает ускоренно Михайловское училище и выпускается в звании поручика во 2-ю Лейб-Гвардии 3-ю артиллерийскую бригаду и с этого момента принимает активное участие в Мировой войне. За участие в боях он за короткий период времени награждается орденами: Св.Станислава 3ст.с мечами и бантом, Св.Анны 4 ст.с надписью «за храбрость», Св.Анны 3ст с мечами и бантом. Полученные Смысловским ордена характеризуют его как доблестного офицера,преданного Отечеству и верного данной присяге!
Прежде чем продолжить дальнейший жизненный путь Бориса Алексеевича, я снова обращаюсь к истории России. Как мне кажется,наиболее детально и объктивно она описана в исследовании известного историка и публициста Сергея Владимировича Волкова, который в книге «Трагедия русского офицерства» детально рассматривает  причины разложения Российской армии и возникновения «Белого движения».
В первые годы войны /1914-1915г.г./ Российская армия потеряла более 45 тыс. офицеров и к 1917г. в полках насчитывалось по 1-2 кадровых офицера. Приведу здесь главу из вышеуказанной книги С.В.Волкова в которой наглядно показано положение офицерского корпуса в 1917г.
«События 27–28 февраля и последующее отречение императора Николая II от престола открыли дорогу потоку ненависти и насилия и стали началом Голгофы русского офицерства. На улицах Петрограда повсеместно происходили задержания, обезоруживания и избиения офицеров, некоторые были убиты. Когда сведения о событиях в столице дошли до фронтов, особенно после обнародования пресловутого «Приказа №1» Петроградского совета, там началось то же самое. Какое влияние это оказало сразу же на боеспособность армии, свидетельствует телеграмма главкома Северного фронта начальнику штаба Главковерха от 6 марта: «Ежедневные публичные аресты генеральских и офицерских чинов, производимые при этом в оскорбительной форме, ставят командный состав армии, нередко георгиевских кавалеров, в безвыходное положение. Аресты эти произведены в Пскове, Двинске и других городах.
                Вместе с арестами продолжается, особенно на железнодорожных станциях, обезоружение офицеров, в т.ч. едущих на фронт, где эти же офицеры должны будут вести в бой нижних чинов, товарищами которых им было нанесено столь тяжкое и острое оскорбление, и притом вполне незаслуженное. Указанные явления тяжко отзываются на моральном состоянии офицерского состава и делают совершенно невозможной спокойную, энергичную и плодотворную работу, столь необходимую ввиду приближения весеннего времени, связанного с оживлением боевой деятельности».

Особенно трагический оборот приняли события на Балтийском флоте. В Кронштадте толпа матросов и солдат схватила главного командира Кронштадтского порта адмирала Вирена, сорвала с него погоны и, избивая, повела на площадь, где и убила, а труп бросила в овраг. Начальник штаба Кронштадтского порта адмирал Бутаков, потомок известного русского флотоводца. будучи окружен толпой, отказался отречься от старого строя и тут же был немедленно убит. 3 марта был убит командир 2-й бригады линкоров адмирал Небольсин, на следующий день та же участь постигла и командующего Балтийским флотом адмирала Непенина. От рук взбунтовавшихся матросов пали также комендант Свеаборгской крепости Протопопов, командиры 1 и 2-го флотских экипажей Стронский и Гирс, командир линейного корабля «Император Александр II» Повалишин, командир крейсера «Аврора» Никольский, командиры кораблей «Африка», «Верный», «Океан», «Рында», «Меткий», «Уссуриец» и другие морские и сухопутные офицеры. К 15 марта Балтийский флот потерял 120 офицеров, из которых 76 убито (в Гельсингфорсе 45, в Кронштадте 24, в Ревеле 5 и в Петрограде 2). В Кронштадте, кроме того, было убито не менее 12 офицеров сухопутного гарнизона. Четверо офицеров покончили жизнь самоубийством и 11 пропали без вести. Всего, таким образом, погибло более 100 человек
     На Черноморском флоте также было убито много офицеров во главе с вице-адмиралом П.Новицким, трупы которых с привязанным к ногам балластом сбрасывались в море; имелись и случаи самоубийства (напр. мичман Фок с линкора «Императрица Екатерина II»). 

На сухопутном фронте тоже происходило немало эксцессов. Цензура часто перехватывала солдатские письма такого вот содержания: «Здесь у нас здорово бунтуют, вчера убили офицера из 22-го полка и так много арестовывают и убивают». В 243-м пехотном полку, убив командира, солдаты устроили массовое избиение офицеров, в одном из гусарских полков были убиты предварительно арестованные ген. граф Менгден, полковник Эгерштром и ротмистр граф Клейнмихель. Очевидец описывает это так: «Двери карцера были взломаны, и озверелая толпа солдат бросилась на арестованных. Граф Менгден был сразу убит ударом приклада по голове, а Эгерштром и Клейнмихель подняты на штыки и потом добиты прикладами». Убийства происходили и в тыловых городах, так, в Пскове погиб полковник Самсонов, в Москве — полковник Щавинский (его труп толпа бросила в Яузу), в Петрограде — офицер 18 драгунского полка кн. Абашидзе и др. Не в силах вынести глумления солдат, некоторые офицеры стрелялись. Вот типичная сценка тех дней: «...поручик Дедов что-то сказал, озлобленные солдаты его окружили, грозили. Дедов, припертый к стене, выхватил револьвер и застрелился»
В апреле-мае было уволено огромное число командующих генералов. За несколько недель было устранено 143 старших начальника, в т.ч. 70 начальников дивизий{21}. Высшее военное руководство было терроризировано и многие из оставшихся на постах не решались противодействовать развалу. К середине мая, после окончания гучковской «чистки» из 40 командующих фронтами, армиями и их начальников штабов только 14 имели мужество открыто бороться с «демократизацией», тогда как 15 ее поощряли и 11 оставались нейтральны. Впоследствии (с 1918 г.) 19 из них сражались в белых армиях (в т.ч. 10 боровшихся против демократизации, 7 нейтральных и 2 поощрявших), 14 не участвовало в борьбе (3, 4 и 7 соответственно) и 7 служили у большевиков (в т.ч. 1 противник демократизации и 6 поощрявших ее)