Три майора

Игорь Гарри Бондаренко
                ТРИ МАЙОРА.
(Фото-"Штабс-капитан Бондаренко в отставке".1977 год. Военный корреспондент.)
Осень 1945 года. Из Германии, из Шверина в Россию  идет пять автобатальонов по триста машин в каждом. Это наши ЗИСы и ГАЗ-АА-отечественные -все
идут в народное хозяйство. Мы их сопровождали- 15 «Студеббекеров»и 15 «Шевроле (грузовых , крытых, чтобы вернуться было на чем в Германию.) В Польше паненьки…Дружба…Легкие «романы».Поляки все покупали от старых покрышек до гаубиц, и все тут же кому-то продавали…По дороге попадали во всякие «переделки» с бандеровцами. Но  вот машины  пригнали в Брест.Там тоже «орудовала» «Черная кошка».В нашей форме, вроде патруль, останавливали машину, чаше легковую или грузовую, если людей мало, и всех убивали и ставили «знак»-«Черная кошка.».(Это «герои Ющенко).
    Возвращались в Германию снова через всю Польшу в январе, тоже были и перестрелки и убитые и с нашей стороны, и с «другой стороны».
Из Германии уже не из Шверина  а из Грайсвальда в феврале 1946 года поехали в Союз. 2-ая Ударная армия Федюнинского шла  на формирование Архангельского военного округа. Как я ехал-рассказ особый. Потом расскажу.
     В Архангельск мы притащились 8 марта. Мороз стоял 30 градусов. Танками стаскивали машины с платформ и с буксира заводили. Все замерзло- моторы тоже. Поселили нас в казармах «Восстания».Построил их Петр. Стены двухметровой толщины .Никто казармы четыре года войны  не топил, они пустовали, поэтому печки-голландки от сырых дров прогреть  стены не могли. Спали в полушубках, а сверху- тулуп. Как-то  заскакивает кто-то ночью в комнату:
«Ребята! Горим!…» Где?» « В соседней комнате».» Ну.. Это еще да-
леко…»( «Страшно»было  вылазить из-под тулупа…)
   Но вот наступает 1 мая. «Мой» капитан Либенсон демобилизовался, но майор Красноштанов оставил «при себе» не только брата-Сергея, но и меня. Майор ждал назначения и по сути уже его получил- начальником окружного автомобильного склада в Вологде. Отбыть к месту службы надо было после праздников. Но  праздник наступил-первый праздник на Родине!…В ресторан солдатам и сержантам ходить было нельзя. И вдруг майор говорит: Сережка,Гарик,  надевайте мои мундиры и пойдем…Кутнем…
    А майор-это старший офицер, и патруль не имел права проверять документы у старших офицеров. К тому же патрули старались  « нас не трогать».
Патрули были «местные»,не воевавшие…А тут приехала «банда Рокоссовского». (Сразу приехали и моряков побили в Доме культуры, до нас они были в Архангельске ГЛАВНЫЕ.…)
    И вот мы ,три «майора», пошли в ресторан…Все было замечательно...Но утром я
проснулся и, как полагается:»Товарищ майор, разрешите обратиться..…»
     Я эту историю через 30 лет рассказал Юрию Бондареву. Он приехал в Ростов.
Были у Шолохова, потом у Закруткина. Не выпить там было нельзя. На «ракете» вернулись в Ростов и в гостинце в номере с Юрием Васильевичем «просидели» всю ночь. Вспоминали войну, перешли на «ты».
   Утром он улетает. Я провожаю…И говорю:
«Юрий Васильевич, я понимаю, что было «вчера-то вчера, а сегодня- Вы  литературный генерал, а я ,в лучшем случае, «поручик»»от литературы.»…А он мне в ответ:
-Брось, Игорь…»
     Вот тогда я рассказал ему эту «историю» о  трех майорах.Он смеялся. А потом сказал: Только помни, что русскую литературу сделали поручики- Толстой и Лермонтов…( С юмором у него тоже было все в порядке.)
   И чтобы обо мне ни писали сегодня, что я «известный», «выдающийся» и прочее.…Да, книги мои сегодня в интернете не только в России, европейских странах, но и «долетели» до Нью-Йорка, но свое мнение о себе я не меняю: я всего лишь «поручик в литературе».Игорь Бондаренко.