Один день из жизни художника

Александр Кандинский-Дае
(…зарисовка)

   Вы когда-нибудь слышали цвет? Трели голубого, синего, оранжевого. Шелест фиолетовых и розово-перламутровых полутонов. Вы когда-нибудь осязали маджент или слоновую кость? Вы когда-нибудь чувствовали на кончике языка кадмий или английскую красную?  Не вздумайте пробовать краски на язык - они ядовиты. Я имею в виду совсем другое! Ван Гог тоже пытался, и не раз, надавить полный рот красок, видимо, пытался прочувствовать то, что чувствую я, но он был слеп и брёл ощупью, наугад. Он поторопился и выстрелил себе в живот, он был молод, горяч и не успел осознать всю полноту жизни.
 
   Современная живопись ставит такие задачи, которые возможно решить только в зрелом возрасте, естественно, если не сопьешься, не скурвишься, не сойдешь с ума, в общем - доживешь.
   Я понимаю, что представить, и, тем более, сформулировать такое невозможно, но я хотя бы попытаюсь.
   Я думаю, вы все смотрели фильм "Полет над гнездом кукушки", или читали книгу.
   Примерно два года назад, у меня всё вышеописанное начало получаться. Именно это со мной и происходит. Учитывая, что я нахожусь в постоянном отсутствующем состоянии. Меня крайне раздражают многие вещи, об этом позже, в следующий раз. А сейчас я вам расскажу о другом...
   Каждый день хожу в кафэшку завтракать: справа многоэтажки, построенные немчуками лет пятнадцать назад, слева ясли-сад "Гнёздышко", вдоль периметра два ряда берёз. Шелест листвы и говор - детский говор, смех и пискотня одновременно сотни ребятишек. Если не прислушиваться, а улавливать хоровод шумов как бы невзначай - краем уха, можно услышать невероятное звучание красок, именно красок, очень гармонично настроенных, нежных и переливчатых, и только иногда, время от времени, вспыхивают мрачными, чёрными всплесками окрики взрослых, вроде как: "Эй, ты, урод, прекрати бегать!"
   Вот уже на протяжении нескольких лет я пытаюсь превратить эти звуки в краски. Не просто что-то намазать, вот, мол, смотрите, детишки журчат, а по-настоящему. Именно дети помогли мне почувствовать и услышать краски. Учитесь у деток, они вас всему научат.

   Как был написан портрет "Мубараковны..."

   Девушка представилась:
 - Альфиза Мубараковна
   Ничего себе - сказал я себе:
 - Кто, красавица, тебе имя такое дал?
 - Папа.
 - Красиво, - отвечаю я.
   И так засело у меня в голове это имя. Я уже и лица той девчонки не помню, а где-то через месяц и образ созрел, и портрет за час был написан. В ней всё: и "Ласочка" Кибрика, и Дульсинея Тобосская, и "Джоконда" Леонардо, и Кармен... В ней образ русских красавиц, жар итальянских девчат, степь татарской вольницы, мудрость башкирских женщин.

   "Тоску Зелёную" я ждал лет так восемнадцать, написал же - за полчаса.

   Перечислять можно долго, опишу лучше один день, свой день...

   Итак, один день из жизни художника... Проснулся, как всегда, поздно. Солнце жгло пятки. Двенадцать по полудни. Взглянул на холст, поставленный на станок с вечёра, не одеваясь, голый, подошел. Чистота и белизна полотна умиротворяли. "Ишь ты, беленький какой", - съехидничал про себя. Взял в каждую руку по мастехину, задумался на секунду, краска начала подтекать. Левой-правой, левой-правой. Теперь сверху вниз, снизу вверх, обеими руками одновременно... Вписал, вбил в холст "Ангела страшного Суда" Кандинского. Просверлил дырки, вкрутил шурупы, накинул бечёвку, вбил гвоздь, повесил. Красота!
   Почистил зубы. Есть не хотелось. За окном полно народу. Ходят туда-сюда. В городе - День города!
   Ещё один холст водрузил на мольберт. Подумал, центральная часть - посвящение Кандинскому к 150-летию со дня рождения. Взял репродукцию. Где они - умники - беспредметность нашли... Вон рожа, вон пальцы рук в левом верхнем углу ближе к центру, вон пузо голое, как арбуз, вон смокинг темно-синий с красно-жёлтыми лацканами, фаллос торчит нагло, безапелляционно. Всё понятно! Чистой воды экспрессивный сублиматизм.
   Итак, "Человек в синем смокинге", интерпретация по акварели Василия Кандинского. Надавил прямо на холст краску. Пятнадцать минут - холст готов! Остался доволен. Повесил рядом с "Ангелом..." Оглядел придирчиво. Хорошо!
   Под ложечкой засосало... Следующий холст к триптиху "150 лет Кандинскому" написал остатками красок. Назвал  "Тоска по дедушке". Вбил гвоздь. Повесил. Подписал. Датировал 2016 годом. До головокружения хотелось есть. Дома ни крошки. Сполоснул лицо. Оделся. Зашел в магазин. Взял пиво, рыбы...
   Жара!
   Город гулял в пьяном угаре.
   Пошел к Тургеневым. Посидели. Поболтали. Пиво попили. Наелся... Сыграл с детьми в карты. Меня в дураках оставили. Детишки рады, я тоже...

   Время - первый час ночи... Пришел, пьяненький, домой. Сел, не переодеваясь, за мольберт, поставил холст, одним движением, без предварительного наброска написал "Солнечного мальчика".  Повесил... Следующий "Падший Ангел", тоже давно задуманный. Полчаса -готово! Посмотрел на палитру, осталась краска... Жалко! Взял холст 30х45, написал пейзаж "Озерные холмы вблизи Очёра". Краски не хватило, пришлось добавить. Осталось! Взял холст 25х25. Записал... Назвал  "Аллея в горах". Всё! Теперь в самый раз! Теперь спать! Отрубился сразу. Спал бес снов, крепко, 12 часов кряду, как младенец.

   Проснулся... Семь холстов, как огурчики, рядышком. Придирчиво оглядел, каждый. Один оказался не подписанный. Подписал. Править надобности не было. Хорошо!
____05.07.2007г., г. Очёр, ДАЕ


Альфиза Мубараковна, холст, масло, 40х33, 2005г.
Автор - Кандинский-ДАЕ А.Е.