ВикНикСор

Татьяна Кожухова
    Один из самых талантливых и значимых российских педагогов - Виктор Николаевич Сорока - Росинский (1882-1960). Его дореволюционная фундаментальная работа “Путь русской национальной школы” отличается глубиной и оригинальностью рассмотрения  сложного и острого вопроса, остающегося таковым и в наше время. Основными путями формирования национальной культуры и национального самосознания считал семейное воспитание, опирающееся на религию, труд, народные традиции, песенное и сказочное творчество, родительский авторитет.
        В 1921 году Сорока – Росинский возглавляет “Школу социально-индивидуального воспитания им. Ф.М. Достоевского для трудновоспитуемых” - легендарную “Республику Шкид”. В период всеобщего увлечения трудовой школой – плетением корзин, изготовлением пособий, обработкой грядок – имел незаурядную смелость предать своей школе иную направленность – на творческую интеллектуальную познавательную деятельность. Тонкий психолог и психиатр, он подобрал верные ключи к исковерканным войной и лишениями душам своих питомцев. Многие их них были богато одаренные натуры, но с искалеченной психикой. Оказавшись в Шкиде, они попадали в атмосферу напряженного интеллектуального труда – в день проводилось по 10 уроков. Но главным воспитателем в школе оказывалось творчество.  Дух напряженной интеллектуальной деятельности заражал всех. Из питомцев школы вышли десятки писателей, ученых, художников.
Однако, движение вразрез с наркомпросовскими установками Викниксору простить не смогли. Уже в 1925 г. его насильно вырывают из любимого детища.
         Он продолжал заниматься педагогической деятельностью как методист отделения социально-правовой охраны несовершеннолетних (СПОН) ЛГПИ им. А. И. Герцена, готовившем воспитателей для работы с беспризорными и трудными детьми.
         Выйдя на пенсию, он все равно не мог жить без детей и собрал у себя на дому, как он шутя называл, “академию”. Педагог совершенно бесплатно занимался с отстающими в учебе детьми, беседовал с ними о литературе, истории, искусстве, водил на экскурсии по городу.
Даже погиб он символично. Спешил в кино за билетами для девочки – его воспитаннице, чтобы поощрить за полученные пятерки и попал под трамвай…

____
Принципы суворовской педагогики, положенные В. Н. Сорокой-Росинским в основу своей воспитательной системы:
 «Глазомер, быстрота, натиск»,
«Тяжело в учении, легко в бою».
_____
C грустью воспринимается тот факт, что Виктора Николаевича не смог понять и Антон Семёнович Макаренко -
"Критика Н.К. Крупской системы школы, описанной в книге «Республика Шкид», а впоследствии критическая статья А.С. Макаренко в газете «Правда» сделали свое дело. С 1928 по 1936 год В.Н. Сорока-Росинскому запрещено было работать в учреждениях Наркомпросса."*

*Подробно о жизненном пути педагога см., например, здесь:
http://upr.1september.ru/articlef.php?ID=200701313