О Боге-3

Сергей Корягин
От веры в Бога никак люди не могут отказаться. Есть причины.
 1. Происхождение мира, природы, вселенной. Одним научное объяснение кажется слишком сложным, другим – слишком простым, механистичным. Обычную машину построил человек, а кто «построил» столь сложную и разумную «машину», как окружающий нас мир? Неужели он сам по себе «произошел», сформировался?  Должно существовать некое Существо, которое очень постаралось. Должна существовать некая Сила (субстанция, разум), которая – толкала, двигала, развивала, усовершенствовала, пока не произвела на свет разумное существо.
 
2. Психическое устройство «среднего» человека. Он живет не только реальностью, разумом, но и чувствами, сказками, мифами, фантазиями, мечтой, грезами. Чувствами даже больше, чем разумом. Дети любят сказки, а взрослые – те же дети. История написала сказку о Христе, которая пришлась по душе Западному сообществу народов. Христос учил праведной жизни – в праведной жизни всегда есть большая нужда. Творил чудеса – как же жить без чудес? Если чего-то нам очень не хватает, еды, например – придумаем еду. Посланник Божий накормил массу голодных тремя рыбами. В сказке мы все найдем – материальное благополучие, счастье, справедливость. Зло обязательно будет наказано, Добро обязательно восторжествует (в реальной жизни это не так часто встречается). Итак: да здравствуют сказка, миф, фантазия!

3. Пограничная ситуация, когда человеку становится невыносимо жить. Когда ему хочется повеситься, утопиться, застрелиться. Здесь многие готовы поверить в кого угодно и во что угодно – лишь бы избавиться от страшной муки. Случилась страшная и мучительная болезнь. Медицина бессильна. Врачи не лечат и умереть не дают. Что делать? Я не исключаю, что когда в муках умирал великий атеист В.И. Ленин, то произносил про себя: «Господи, помоги умереть! Господи, помоги умереть!» Случилась беда в Беслане, от рук террористов погибло около 300 детей.  Можно себе представить, как чувствовали себя их родители. Тут объявился Григорий Грабовой и пообещал воскресить погибших. И матери, умные и образованные женщины, поверили мошеннику и понесли ему деньги. 

В том, что Гегель был великим философом, мало кто сомневается. Однако он не метал громы и молнии против веры, как это делают наши воинствующие атеисты. Он «приспособил» ее к своей философии, нашел ей место в своей системе. Религия – способ познания, вторая ступень абсолютного духа (искусство, религия, философия). Для т.н. простого человека религия хороша тем, что дает возможность познать мир, его устройство, его линию развития  не с помощью научных и философских понятий, а с помощью представлений. В философии Гегеля абсолютная идея (Разум), существующая от века, материализуясь, «отпускает от себя природу» и в человеческом обществе возвращается к себе в виде абсолютного духа. Это понять сложно. В христианстве Бог, создатель всего, отпускает от себя своего сына – Христа – к людям и через церковь, через общину, организует жизнь по божественным законам.  Это понятно каждой старушке. Гегель возвысил разум до Небес, спустил его на землю и учил жить по разуму. Христианство возвысило Бога до небес,  который (Бог) послал на землю своего Сына  чтобы он научил людей жить по справедливости, по заповедям. 18 мая 2009 г.

Боевую статью написал господин В. против религии. И очень аргументированную. Неопровержимую. Но вот верят невежественные народы. Верит невежественное человечество в Бога, значительная его часть, скажем так. Такие же боевые товарищи, боевые атеисты пришли однажды к власти в России. Они уничтожили все храмы, а священнослужителей лишили жизни. Почти всех. И стали управлять народом. Проблем на них навалилось – до конца века не решить… И тут умер главный вождь, воинствующий атеист. Что делать? Как сладить с народом, с огромной страной? Всех протестующих перебили, но недовольных, особенно последователей культа, осталось еще очень много. И тут новый правитель, еще более воинствующий  атеист, решил сделать «ход конем»: «Многие хотят верить. Я сотворю им своего кумира», – сказал он себе и повелел мумию умершего вождя не в землю закопать, а положить в Мавзолей для всеобщего поклонения. Для культа. Десятилетия верил народ, что умерший вождь все правильно сказал, все правильно написал и что отступить от его линии – будет великим предательством.  Однако время неумолимо: была вера (хотя и «самодельная») – и вышла. Главным образом, в истинности идей «красного мессии» разуверилась элита. Скрепы государства ослабли. Экономический толчок – и оно развалилось. Потерял народ душу, ударился в воровство, в разбой. Поклонялись ленинской человечности («самый человечный человек»), честности – а тут выяснилось, что он людей не жалел и на немецкие деньги сделал революцию. Будем ли мы учить уроки истории?

Можно попробовать построить еще раз атеистическое государство. Призвать к управлению страной еще раз боевую группу «красной», «коричневой» или «желтой» окраски. С чего начать? Опыт здесь наработан – начать надо с разрушения храмов, расстрела священнослужителей и прочих недовольных граждан. Но это только первый акт пьесы. Что делать дальше? Оставшийся после кровопускания народ хочет веры. Не просто в слово, в теорию, а в абсолютно справедливую личность. Пусть личность эта умерла, но оставила вместо себя нечто святое, неприкосновенное, абсолютное. Сакральное. Кого тут можно предложить? Ленин и Сталин уже не подойдут. Возвеличим известных депутатов Госдумы? Они много и красиво говорят, много написали, защитили докторские. Но болтунов народ не терпит. Второй раз с поддельной верой к народу лучше не обращаться. Короче: предложить некого. И боевой группе придется оставить надежду – создать «нового человека», чистого атеиста.

Христианство. Миф, в который многие люди планеты верят вот уже две тысячи лет. Миф, в котором переплетаются реальность и выдумка. Тот, кто в него верит, не может иначе воспринимать мир как живое целое, историю как целесообразный и упрвляемый процесс. Мне ближе понятийный образ мира, а вот соседка моя по даче – совсем другого психического склада человек, она жить не может без веры в некий абсолют. Я посмеиваюсь порой над ней, она посмеивается надо мной. Но мы шутим незлобно, доброжелательно и одинаково не выносим всякого рода секты. Она из немцев Поволжья, переселенных в Казахстан, пережила при Советах очень много. Всю жизнь тряслась и молилась за себя и за родителей, которым, однако, ее молитвы не помогли.  Сегодняшние воинствующие атеисты, я думаю, это дети воинствующих атеистов при Советах,  маменькины дети, питавшиеся материнской грудью до пяти лет, а потом – делавшие себе научную карьеру под родительским глазом. Они очень напористы, говорливы и самоуверенны, потому что судьба их еще не хватала за горло.

Православие на Руси никогда не имело такой власти, какую в средние века имело католичество на Западе. Слишком часто православие было придавлено властью. Сегодня ему дали волю, потому что после падения коммунизма никто, кроме него, не мог заполнить идеологическую пустоту в душе основной массы народа. Иным кажется, что нравственная идея ценна сама по себе и ни в какой личности, мифической, полумифической  или реальной, не нуждается. А вот это глубокая ошибка. Как показал советский опыт, личность все равно пришлось «привлечь» - тело реального человека, прославленного вождя, пришлось положить в усыпальницу. Господин В. и его «команда» этого не понимают, а Сталин – атеист из атеистов – хорошо это понял.
Приемы борьбы с верой у господина В. очень нечистоплотны. Он хочет доказать, что церковь связана с бандитами, потому что берет деньги у бандитов. Ужас! Однако у тех, кто жертвует церкви деньги,  ни у кого ни на лбу не написано: «бандит», «честный человек», «вор», «взяточник». А паспортных и прочих данных здесь не требуется. Кумарин давал деньги и детским садам, и детским домам. И детей заклеймим? Через руки Кумарина, Солоника, Япончика, Квантришвили проходили большие массы бумажек. Не исключено, что и к нам они попали в виде зарплаты или пенсии.
Последнее. Господин В. отлично знает, что за столь агрессивную статью против РПЦ его никто не укорит. И смелости здесь никакой не требуется. А о мусульманской вере он писать ничего не станет, потому что это очень опасно. Одним словом, очень «смелый товарищ». 24 ноября 2009 г.

Господину В. Да, вера искажает мышление. Но мышление,  к счастью или к сожалению,  не вся жизнь. Бергсон (французский философ), например, выше мышления ставит интуицию. И у него есть последователи. Мышление дискурсивно (напоминает кадры киноленты), а интуиция схватывает предмет целиком. Мы можем не считаться с ним, но другим этого приказать не можем. И жизнь в ее широте одним мышлением не схватишь. Может быть, какого-то важного элемента у мышления недостает? Позиция Гегеля в этом вопросе меня привлекла. Он говорит, что религиозная вера познает предмет в форме представления и годится для огромной массы народа, у которого нет научного образования. Первая ступень познания абсолютного духа у него – искусство, его орудие  – созерцание; вторая ступень – религия, здесь абсолют познается в форме представления (откровения); третья ступень – философия, познающая абсолют в адекватной форме, в понятиях. Гегель нашел религии свое место в познании, не стал объявлять граждан, научно необразованных, невеждами, лишними и бесполезными. Я понимаю, все наши естествоиспытатели – марксисты, то есть материалисты, следовательно, воинствующие атеисты. То есть они родились с «пороком в мышлении», а эту болезнь труднее вылечить, чем порок сердца. Они несамостоятельны, неавтономны, они без самости, без «Я» от рождения.25 ноября 2009 г.