Губит людей не пиво?

Андрей Худолей
Одним из наиболее перспективных в России розничных форматов, по мнению экспертов, сегодня является магазин «у дома». В Коломне в настоящий момент наблюдается бурный рост магазинов «шаговой доступности». Способствует этому как агрессивный вход на рынок сетевых ритейлеров, так и освобождение в связи с кризисом торговых площадей, и, как следствие, падение стоимости их аренды.
Весьма многообещающим,  вариантом  торговой точки «у дома» является магазин разливного пива. По оценкам столичных маркетологов, порог вхождения в бизнес для такого магазина начинается от $40 000, период окупаемости не более 5 лет. Возможные продажи разливного пива через одну розничную точку, по мнению участников рынка, могут доходить до 10 тонн ежемесячно.  Конечно же, по ёмкости рынка и покупательской способности Коломна далеко не Москва, но, тем не менее.

Коломенские магазины разливного пива представляют ассортимент из 6-17 сортов пива, по цене от 45 до 275 руб. за литр. Часы работы с 10-11, до 21-23 часов. Подавляющее большинство расположено на первых этажах многоквартирных жилых домов. Очень удобно после работы забежать на минутку за литром-другим пивка, взять там же специальной пивной закуски, которая представлена в широком ассортименте, а если вдруг окажется мало, дойти за добавкой недалеко. Всё продумано для удобства потребителя. Весьма перспективный формат.

Особенно перспективным он является для производителей. Ведь пройдя пик продаж в 2007 – 1,15 млрд. декалитров, и в 2008, и, по оценкам экспертов, в 2009, производство пива медленно, но неуклонно снижается. Производителям необходимы новые решения, особенно с учётом постепенного закручивания гаек в отношении рекламы и правил продажи пива на федеральном уровне. Не успели законодатели ввести ограничение на объём фасовки пива – производители от фасованного стремятся перейти к разливному. Ещё не запретили рекламу на билбордах, а их уже дублируют крупные яркие вывески на небольших магазинчиках.

Сегодня российским пивным рынком правит пятерка лидеров, контролирующих три четверти всех продаж: Baltic Beverages Holding, Sun Interbrew, Heineken Russia, SABMiller и Efes Beverages Group. Стоит обратить внимание на то, что огромнейшая доля рынка пива принадлежит не отечественному производителю. И даже такие «свои» марки как «Балтика», «Бочкарёв», «Сибирская корона», «Толстяк», «Клинское» и «Золотая бочка», не говоря уже о «Старом мельнике», «Эфесе» и «Миллере», приносят прибыль скандинавским, немецким, бельгийским, американским, испанским, турецким и даже южно-африканским, только не российским компаниям.
Пользуясь успешно созданными прорехами в законодательстве, пивные магнаты выкачивают из России прибыль, ценой которой зачастую становятся наши жизни и здоровье.
Миф о безвредности употребления пива это самое действенное оружие массового поражения, которое когда-либо применялось против нашей страны. Все проводимые исследования показывают, что пиво намного опаснее других алкогольных напитков. От употребления пива хронический алкоголизм развивается в 3-4 раза быстрее, чем от крепких алкогольных изделий. Болезни сердца, гормональные нарушения, импотенция – реальные последствия пивных возлияний. Самое же печальное, что, по словам Главного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко, рост потребления пива в стране происходит «за счет подростков и женщин детородного возраста». «Не СПИД, не туберкулез погубят Россию, а «пивной алкоголизм» среди юного поколения» -  говорится в его обращении к россиянам.
В свете вышеизложенного стоит задуматься насколько открытие пивных магазинов «шаговой доступности» в «спальных» районах нашего города отвечает интересам горожан. Ведь разливное пиво, особенно низшего ценового диапазона 45-60 руб. за литр, становится доступно, в том числе, подросткам. Нашим детям.
По данным Роспотребнадзора, в РФ из 10 млн. детей в возрасте от 11 до 18 лет более 50 % регулярно употребляют спиртные напитки и пиво.
Конечно же, можно уповать на добросовестность продавца, который ни за что не продаст пиво подростку. Но мы решили проверить так ли это. Рейд по четырём недавно открывшимся магазинам формата «разливное пиво» с обычным 16-летним школьником оказался неутешительным. Во всех четырёх случаях продавец без малейших сомнений отпустил алкоголь ребёнку, даже не поинтересовавшись его возрастом. А это означает, что наши дети могут совершенно свободно приобрести пиво как днём, пока родители на работе, так и вечером, гуляя с друзьями на улице. Причём, в отличие от крупного супермаркета, здесь нет камер наблюдения, нет большого количества покупателей, нет контроля менеджера. Зато есть заинтересованность продавца, который получает процент от реализации, а не стабильную зарплату кассира сетевого магазина.
Да и скопление в вечернее время у вашего дома определённой категории граждан, страждущих «живого» пива по низкой цене, выглядит сомнительным преимуществом магазина «шаговой доступности». В России 52% всех преждевременных смертей, по результатам исследований, связано с употреблением алкоголя. То есть каждый второй преждевременно умерший либо принимал алкоголь, либо стал жертвой пьяного человека.
Впрочем, вся эта статистика не популярна среди россиян. Ведь после тяжёлого трудового дня так приятно забыть все проблемы у телевизора, за кружечкой свежего разливного пива. Так что будущее у нового формата весьма радужное.  Предприниматель всего лишь удовлетворяет запросы потребителей. Нас с вами. Предоставляя нам возможность отравлять себя в удобной для нас форме. Давайте будем ему за это благодарны.