Веселие на Руси есть питие

Андрей Худолей
Потребление алкоголя в России, как нигде окружено неким романтизмом, мифотворчеством, легендами.  Легендами иногда наивными, иногда забавными, но чаще всего вредными.
К числу легенд относится дата изобретения водки Менделеевым. На самом деле 31 января 1865 года Дмитрий Иванович защитил докторскую диссертацию «О соединении спирта с водою», однако никакого отношения к употреблению подобных соединений данный труд не имеет. Он лишь объясняет, почему при смешении одного литра воды и одного литра спирта получается менее двух литров раствора, и как добиться в нём искомой концентрации. Труд сей был по достоинству оценен химиками, а чуть позже, в 1893 году также и чиновниками, которые смогли на основании диссертации Менделеева рассчитать идеальную в экономическом плане пропорцию при введении очередной монополии на водку. Именно при 40% концентрации спирта в воде потери объёма оказались оптимальными. Так Менделеев стал «изобретателем» водки, которая на самом деле пришла на Русь в XVI веке из Европы под названием aqua vita (вода жизни). До XVI века основным «питием» были хмельные меда, намного реже пиво. В отличие от Европы, в которой крепкий алкоголь был так же распространен, как и специальные питейные заведения уже с первой половины XIII века, на Руси лишь Иван Грозный положил начало потреблению крепкого алкоголя, одновременно введя госмонополию на его производство и продажу. Первый кабак был открыт по его указанию в Москве для опричников. Остальным горожанам употреблять водку было запрещено. Однако доходы от её продажи были столь высоки, что уже в XVII веке кабаки появились не только в крупных, но и в небольших городах. Строго следуя принципам монополии в каждом городе существовал только один кабак, в котором угощал гостей целовальник (человек целовавший крест в качестве подтверждения обязательств не разбавлять водку и не утаивать доходов казны). Именно с этого времени начинают муссироваться европейскими гостями мифы о повальном русском пьянстве. В это же время в самой Европе современники писали, что в Лондоне «в каждом доме, в каждой улице кабак имеется», Мартин Лютер говорил: «Германия зачумлена пьянством», Мои прихожане, - жаловался одновременно с ним английский пастор Уильям Кет, - каждое воскресенье смертельно все пьяны. Приезжающие в Россию иностранцы разумеется были завсегдатаями тех самых кабаков, и, видимо, контраст в характере пития породил искажённые легенды о русских пропойцах и алкоголиках. Действительно, в России потребление спиртного традиционно было связано с праздниками, гуляниями, в то время как в Европе оно носило повседневный, утилитарный характер. Русские выпивали редко, но с размахом непонятным немцам, англичанам и французам. Так родился, и стал активно поддерживаться стараниями иностранных гостей, а позже и доморощенных русофобов миф о «Русском Пьянстве».
Богатую почву для развития этого мифа подарил иностранцам царь-реформатор. Мания европеизации у Петра  была настолько абсолютной, что требовала слепого повторения во всём. В одежде, в традициях, во вредных привычках. Курение табака стало обязательным. Распитие водки было возведено в разряд религии. Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор – детище Петра Первого был учреждён с пародийным повторением иерархии и обрядов православной церкви. Основным смыслом данного собрания было напиваться без меры водкой, после чего устраивать соответствующие состоянию гуляния и потехи. Масштабные попойки с истинно русским размахом организовывал царь не только в России, но и практически во всех странах Европы, которые он посещал. Что и позволило думать о русских как о беспробудных пьяницах. С таким то царём…
Между тем в самой России потребление водки действительно постепенно росло.
Высокая прибыль питейных заведений стимулировала рост продаж алкоголя. В первой четверти ХVII века казна получила с водки более 1 миллиона рублей, в 1800 году уже 13,6 миллиона, а в конце XIX века – 300 миллионов. При душевом потреблении менее трёх литров чистого алкоголя в год, что являлось абсолютным минимумом для всех Европейских стран, в большинстве из которых эта цифра превышала 10 литров чистого алкоголя на душу населения.  Для сравнения сейчас потребление в России – 18,5 литров чистого алкоголя в год. И мы снова лидируем в Европе, но уже не  с минимальным, а с максимальным показателем. Почти 100 лет назад, в 1914 году в России был введён сухой закон, который снизил потребление алкоголя до абсолютно рекордных 0,2 литра чистого алкоголя в год на человека. Одна бутылка водки в год. Как можно сравнить это с нынешними 90 бутылками водки в год на каждого россиянина, включая грудных младенцев, женщин и стариков? Где же то самое «традиционное»  повальное пьянство?
Мы видим действие стереотипа наоборот. Когда людям несколько столетий внушают что они пьяницы, они привыкают к этой мысли и действительно начинают больше пить.
Потребление алкоголя растёт, а доходы бюджета от его производства и продажи падают. По словам председателя счётной палаты Сергея Степашина «В настоящее время бюджет получает от легальной продажи алкоголя 0,5% всех доходов. При советской власти это было 20%». Это при том, что доля налогов в цене бутылки водки составляет не менее 47%, а с учётом налогов на ретейлеров и более.

Лидирующими ценовыми сегментами остаются «Средний» (от 105 до 135 руб. за бутылку) и «Народный» (от 80 до 105 руб. за бутылку), доля каждого из этих сегментов в 2008 году превысила 37% рынка. Третий по популярности «Субпремиальный» сегмент с ценой от 135 до 245 руб. не набирает и 15% рынка.
При этом в других странах традиционного «Северного потребления» цены на водку разительно отличаются от Российских. В Скандинавии цена на бутылку составляет 22-30 долларов, в Канаде около 20 долларов. Дешёвая водка дорого обходится Российскому бюджету, приводя к преждевременной смерти ежегодно до полумиллиона россиян. Именно поэтому чиновники разного уровня всё чаще говорят о необходимости изменения правил регулирования алкогольного рынка.  В 2010 году Российское правительство заявило о намерении в ближайшие 10 лет снизить потребление алкоголя в два раза за счёт налоговых, административных и информационных технологий, не вводя нового «сухого закона». Будем надеяться, что государство будет последовательным в своих обещаниях и действительно позволит вернуть «пьяного Ивана» с наших улиц в анекдоты и юмористические шаржи.