Крошка Цахес. Пуговицы. Литературная Критика

Крошка Цахес
Рецензия на рассказ А. Аничкиной  "Пуговицы".

В основе рассказа лежит повествование о жизни Ляльки Ковальской. Умственно отсталая девушка, с непростой судьбой, безмерно добрая и отзывчивая, выхаживает людей, зачастую переплетая их судьбы вместе со своею собственной.

Жанр.
Любая критика, прежде всего должна определиться с жанром произведения. Ибо то, что подходит мистике, не подходит любовному роману.
 "Пуговицы" имеют сильный эмоциональный подтекст. Их можно было бы отнести к так называемой "женской прозе", однако по стилю письма и по языку они скорее подходят под определение " городской романс" - некогда популярный жанр.
Сам рассказ написан в форме пересказа, повествования от третьего лица.

Сюжет.
Сюжет рассказа выстроен в виде круга.  И если  сам рассказ начинается смертью бабушки - единственного любящего Ляльку человека, то круг начинается конфликтом с теткой и ею же  (теткой) завершается. В самом рассказе Лялькина жизнь проходит перед глазами читателей в виде людей, за которыми она ухаживает и которых, без преувеличения, спасает.

  И завершается круг все той же теткой. Уже умирая, она призывает Ляльку и, видимо, осознав, произносит ключевую мысль  всего рассказа : " ...Держи меня, Лялька, не отпускай..." .

Стиль. Язык. Рельефность.
 С самого начала чтения, появляется мысль, что автор использует "запрещенный прием". В самом деле, история слабоумной,  но доброй  и преданной Ляльки не может не вызывать сопережевания, то есть, рассказ изначально обречен на успех.
 Так и есть. Тем не мение, сюжет его далеко не прост, восприятие не однозначно, а эмоции не бьют ключом.
Также налицо  авторское умение, а именно: ровность повествования, емкость, живость диалогов и жизненность описания.

 Читается рассказ достаточно легко. На мой взгляд, автор местами грешит слишком длинными и тяжелыми предложениями. Это немного затрудняет восприятие.
 Отдельно о  языке: В полном соответствии с жанром и стилем, автор не уповает на красочность, но заменяет ее емкостью и наполненностью слова  и фразы.
Язык повествования точен и прост, без изысканных оборотов - и это именно то, что нужно. Выступая с позиции рассказчика, автор также не чурается легкой иронии в описании происходящего и в диалогах.

 Ритм рассказа держится уверенно с самого начала и до конца. Это несомненный плюс, говорящий к тому же о профессионализме автора. Явно видна работа - рассказ выверен и вычитан. Тяжелый цензорский глаз уловил кое-где небольшие сбои, но они несущественны.

Характеры.
Думаю, что не случайно автор не прибегает к описанию характеров главных героев, и не зацикливается на внешностях.
Все это дано в полной мере за счет действий, поступков, реакции, диалогов.
Повторюсь:  умело и абсолютно в соответствии со стилем.

Лялька и люди.
В процессе рассказа автор знакомит нас с людьми, с которыми сталкивается героиня. Все они  очень разные и всех объединяет одно : оказавшись в беде, они нашли в Ляльке ту меру добра и искренней заботы, которой не чаяли найти в реальном мире. Причем, именно искренность и бескорыстность - основные качества Ляльки. Поэтому встает на ноги изысканная Марьсильна, не прогоняет ее властная Франя, бросает пить бойкий Трофимыч.
 К слову, показательна судьба Трофимыча: своенравный старик, преданный близкими, вдруг получает то, во что уже не верит - бескорыстную заботу и преданность. Лишившись этого, он вешается в доме престарелых.

Лялька и пуговицы.
Пуговицы из Лялькиной шкатулки - производное Лялькиного мира,  в котором она живет. В ее мире нет места деньгам, есть пуговицы - как средство оплаты, как игрушка, воспоминания, чувства.

О философии рассказа, как о теме Добра и Зла, можно говорить бесконечно.
Я бы  выделил несколько основных "красных линий" проходящих через весь рассказ. О каждой из них можно написать отдельную рецензию.
 Добро и Зло. Жестокость и Милосердие. Что победит? Зло реально, Добро эфемерно. Зло повсюду, а Добро - слабоумная девушка. Реальная жизнь против шкатулки с пуговицами.
 Идея рассказа не нова и заставляет задуматься о вещах, о которых мы и так задумываемся постоянно. Это не умаляет интереса к самому рассказу. В конце концов, эти вещи вокруг нас, мы этим живем.
 У Довлатова есть фраза, что именно банальные понятия и являются самыми верными, самыми основными.
Может быть, так оно и есть.