Запорожский казак - кто он на самом деле?

Грумдас
Как грязный, трусливый, не имеющий никаких моральных принципов разбойник стал "лыцарем", запорожским казаком - отважным патриотом, готовым умереть за малороссийскую вольницу и православие? Ответ неприятен, но очевиден - благодаря полякам. Одни видят в запорожских казаках аналог рыцарского ордена, собравшим вокруг себя людей высокой нравственности, патриотов земли украинной, для которых честь и отвага не пустой звук. Другие видят в Запорожской Сечи идеальный пример свободы, демократии, народовластия. Ошибаются и первые, и вторые.
Версия о рыцарстве пришла из Польши, и благодарить за это следует поэта 16-го века Папроцкого. Речь Посполитую, погрязшую в междоусобицах, по его словам спасало русское рыцарство, сдерживавшее натиск турок и татар. Его последователи создали романы, где описывали подвиги шляхтичей, по разным причинам покинувших отчий дом и подавшихся искать славы в казачестве. Шляхтичи, будучи дворянами, рыцарями, автоматически делали рыцарями всех казаков. А голытьба запорожская не спешила эти мифы развенчивать.
Говоря о запорожском казаке, мы сразу вспоминаем Тараса Бульбу. Но образ, созданный Гоголем, мало похож на образ казака запорожского, каким его видели современники. Запорожский казак не был защитником православия. Нет документальных свидетельств. А вот то, что запорожцы при Хмельницких и Дорошенко считали себя поддаными Главы Ислама (Турции) - факт. С татарами Крыма запорожцы больше дружили, роднились, ходили в набеги, чем воевали. Внешний вид казаков тоже не соответствовал описаниям. Рассказывая об одной из казачьих ставок, Хвастов, русский священник Лукьянов описывал поразивший его казачий быт: казаки спят в ямах по 20-30 человек, голые и грязные, пьяные и дикие, занимающиеся содомией. Грязь и отсутствие порток казаки не считали чем-то порочным. О храбрости запорожцев современники тоже ничего лестного не говорят. Казаки Мазепы очень разочаровали шведского короля Карла, показав чудеса трусости, пьянства и недисциплинированности. Гетманы им были не указ, и они могли просто прирезать надоедливого вождя. Это войско могло только грабить, а против регулярного европейского войска запорожцы не могли воевать: ни обучения, ни храбрости не хватало. Эти "лыцари" уводили в полон своих же малоросских женщин и детей, продавая их на рынки Стамбула.
Народовластия, как вы уже поняли, в Запорожской Сечи не было, а была власть толпы. За пару столетий запорожцам, как бы они не старались, не удалось создать своего государства. С завидной регулярностью запорожцы воевали земли Валахии, но лишь однажды им удалось взять Яссы и посадить там своего царя - Подкову. Но ненадолго. Удача к ним пришла неожиданно - поляки сформировали из них настоящее войско, выделив им на кормление благодатные малороссийские земли.
Трудно ломать стереотипы, тем более то, чем можно гордиться. Но казак Запорожской Сечи 16-17 века - трусливый в массе своей разбойник, думающий только о наживе и готовый ради этого продать хоть мать родную, хоть товарища, хоть гетмана. И только благодаря полякам запорожцы стали хоть как-то походить на литературный образ, созданный польскими и малоросскими писателями.
По материалам С.Валянского и Д.Калюжного.