Поп В. Хотиненко

Никита Марьянов
Не знаю,но почему-то не особо я люблю фильмы напрямую или косвенно связанные с православной,да и вообще религиозной тематикой. Возможно, потому,что самый лучший творческий выход , можно узреть  в храме, во время богослужения,примерах  жизни святых…
Помню, когда вышел «Остров» Лунгина был фурор,триумф- мало критики, много похвал, но, как-то все прошло мимо ,сквозь меня,  не заинтересовало.  А потом, вдруг, на экраны вышел «Царь»,  разрекламированный, под общим брендом,  актеров профессиональных и не очень. Тема была нащупана ,другие события, другое время,но какой-то привкус повтора, дежавю,присутствовал незримо. Но ,ведь верно говорят : «На безрыбье и рак рыба».
Да и чего скрывать, мало у нас хороших фильмов.  Дело не в жанре-комедия,трагедия,большинство картин однодневки, как обед из фаст-фуда, проглотил -переварил -поср…
Однако, год 2010 обещает быть плодородным на отличные киноленты. Первая, уже появилась- «Чудо» Прошкина,  а вот вторая , уже пылится на многих торрент-трекерах и официально выходит  в прокат лишь 4 апреля 2010, режиссера В.Хотиненко-«Поп».Я, просто настоятельно рекомендую посмотреть его и вот почему.
Мало режиссеров умеют снимать подобные фильмы, где земное и небесное стоят бок о бок, вытесняя и дополняя друг друга.
Хотиненко, уже пытался  работать с подобным материалом и  что-то  встречалось в  «Мусульманине» и «72 метрах» ,эклектично собирая и вплетая  игры характеров, боль и страдания, мужество и предательство. Но, «Поп» это как финал, незримой трилогии ,собранной воедино.
Сценарий ,имеет реальное историческое подтверждение, повествуя о жизни священника ,отца Александра, состоящего в Псковской миссии в годы Великой Отечественной войны. Непонятная страница в истории Русской Православной Церкви.Суть ее в следующем, на оккупированных территориях ,немцами предпринимается попытка по восстановлению храмов закрытых большевиками.Всю канву фильма пересказывать нет смысла, поэтому ограничусь вышесказанным, да и для зрителя, будет интрига, к чему привел подобный  союз.
Актерский состав фильма прекрасен, здесь и молодые актеры (Лиза Арзамасова, Кирилл Плетнёв) и заслуженные метры современного кино и театра(Сергей Маковецкий, Нина Усатова)
Уклад ,быт, жизнь семьи священника Александра(героя Маковецкого) и его матушки Алефтины(Нина Усатова) создают ощущение вполне реалистичное,  такое близкое и родное «окания» батюшки, доброта и рассудительность, сварливость и одновременно забота  матушки. Союз дополняющий друг друга.
Но,  основная суть фильма не в игре актеров и прекрасной постановке, а в идее,которая проходит красной нитью, постоянное и неподдельное чувство сострадания и любви, очень четко сформированное ощущение желания жизни- продажные полицаи, немцы ,юродивые, дети, все они цепляются за жизнь.
Калейдоскоп судеб. Немые паузы во взглядах, недосказанных фразах, они и делает фильм насыщенным, в этом вся соль вся прелесть фильма, почему-то вспомнился великий гений Тарковского.
А теперь о грустном, «Поп» это фильм-обращение, обращение к нации, к истории, к плохому примеру предков. В «Попе», к сожалению показана горькая правда, от которой мы, обычно, любим открестится, ссылаясь на неправильные архивные данные,трактовку событий. Режиссер вскрыл грязь наших душ, брат пошел на брата и  взамен  любви к своему соплеменнику ,мы с ненавистью отвечаем ему, давим, уничтожаем с радостной улыбкой собственного достоинства на лице. Наверно, зло не имеет национальности, наверное, но страшно видеть факт ,что для немца священник- батюшка, к которому следует относится с уважением,  для русского-поп, которого нужно  любой ценой убить…
Правда, печаль сменяется радостью и  положенный хеппи-энд будет, да и еще под Bonny M .Логика проста,  мы все дети -плохие, шкодливые , убежавшие в Вавилон, который падет рано или поздно, символы эпох, гипсовые полубоги, колоссы на глиняных ногах, власть и  идеи,мысли и образы- все просто, все изменяется, не меняется лишь Церковь и Христос.