Спиритизм в России

Михаил Окунь
Михаил Окунь

СПИРИТИЗМ В РОССИИ

Существует мнение, что мистика – извечный спутник всякого общества, находящегося в состоянии кризиса. Вот что писал, например, в первом номере журнала «Спиритуалист» за 1909 год его редактор В.П.Быков, вспоминая о днях революции 1905 года:
«Накануне забастовок и страшного по своему характеру освободительного движения и возник наш журнал, который мужественно для того времени высказался за веру в Христа, за призыв к общей любви, братству, не к тому братству, которое считает своим девизом «в борьбе наша сила», а к братству, зовущему к успокоению… Революционный социализм слышит голос своих вожаков и несчастных безумцев, растаптывающих ногами самое священное, идущих убивать друг друга. До тех пор, пока мы не перестанем делиться на революционеров, социал-демократов и анархистов, до тех пор, пока мы не вспомним, что мы братья одного отца, что смысл нашей жизни в стремлении к любви, полной самоотреченности, до тех пор не прекратится смешение крови галилеян и разрушение силоамских башен».

Именно в 1906 – 1912 годах российские спириты развернули особенно бурную деятельность. В 1906 году в Москве состоялся помпезный съезд спиритов, в котором приняли участие 97 делегатов. Кроме «Спиритуалиста»,  тираж которого к 1908 году достиг гигантской по тем временам цифры – 30 тысяч  экземпляров, выходили также двухнедельный «социально-мистический» журнал «Голос всеобщей любви», ежедневная газета «Оттуда», излагавшая «сообщения духов», журналы «Смелые мысли» и даже «Для детей». Вся Россия была покрыта сетью спиритических кружков – их было более ста шестидесяти.
В Россию новейший спиритизм пришел из Англии и Америки примерно в семидесятых годах ХIХ  века. Его стали распространять богатейший помещик А.Н.Аксаков и профессор Н.П.Вагнер, общавшиеся с английскими спиритами.
По линии жены Аксаков был связан родственными узами с известным химиком А.М.Бутлеровым, разделявшим увлечение мистикой. Отдыхая в 1870 году в Италии, ученый познакомился там с английским медиумом Д.Юмом, бежавшим из Лондона от суда, перед которым должен был предстать за вымогательство. Знакомство стало настолько тесным, что Юм женился на сестре жены Бутлерова и поселился у него сначала в Неаполе, а затем и в Петербурге.
В столице медиум стал модным. Он устраивал сеансы в аристократических салонах и даже демонстрировал чудеса спиритизма в присутствии Александра II.
Об этих сеансах рассказывали невероятные истории. Люстра там сама отцеплялась от крючка и, прогулявшись по воздуху, возвращалась на место. Стулья поднимались в воздух и танцевали кадриль. Тарелки с печеньем подлетали к медиуму, чтобы угостить его, а сам Юм, лежа в воздухе, вылетал из открытого окна и возвращался обратно. Однако непосредственных очевидцев всех этих чудес найти не удавалось…
Университетские профессора во главе с академиком П.Л.Чебышевым создали даже комиссию для изучения медиумизма Юма и, побывав на двух сеансах, установили, что он – незаурядный фокусник и гипнотизер, выдававший свои манипуляции за «супернатуральные явления духов».
В 1874 году Аксаков, Бутлеров и Вагнер выписали на гастроли в Петербург американского медиума Бредифа. Его выступления вызвали полемику в прессе. Так, в  «Русском вестнике» профессор Вагнер, отвечая тем, кто считал медиума обманщиком, закончил статью утверждением, что спиритизм стоит на пути, ведущем к прогрессу в физических науках, а его противники служат тем, кто против прогресса.
Это заявление счел оскорбительным знаменитый химик Д.И.Менделеев и в 1875 году на собрании физического общества при Санкт-Петербургском университете предложил создать комиссию для расследования «медиумических явлений».  Такая комиссия в составе виднейших физиков и химиков (вошел в нее и сам Менделеев) вскоре была учреждена и приступила к изучению «феноменов» медиумов братьев Петти,  приглашенных из США, и некой г-жи Клайер из Англии.
Работа комиссии, все курьёзные происшествия, связанные с уличением медиумов в жульничестве, - предмет отдельной статьи или даже книги. После целого ряда опытов комиссия вынесла единогласное решение: «Принимая во внимание, что во всех случаях, когда были соблюдены предосторожности, никаких медиумических явлений в присутствии братьев Петти не происходило и что, напротив, когда медиумы были предоставляемы сами себе, без всякого контроля, такие явления наблюдались, комиссия приходит к заключению, что медиумы Петти постарались обмануть ее, а потому комиссия считает этих лиц обманщиками». Примерно такие же выводы были сделаны и в отношении г-жи Клайер.
Члены комиссии были единодушны: «Спиритические явления происходят от бессознательных движений или сознательного обмана, а спиритическое учение есть суеверие».
Но, как водится, ни свидетельства ученых, ни публичные разоблачительные  лекции о спиритизме создателя периодической системы элементов, подобно всякой просветительской пропаганде, действия не возымели, а лишь создали вокруг спиритизма некий ореол. Кто очень жаждет чуда, тот его получает…
Следующим  заморским гастролером был знаменитый Генри Слейд из Лондона, приглашенный неутомимым Аксаковым  в 1878 году. Этот утверждал, что может переносить предметы в четвертое измерение и возвращать их обратно. Он, в частности, завязывал узлы на   замкнутой гладкой веревочной петле, объясняя это тем, что веревка побывала в другом измерении. В 1879 году немецкий астроном Иоганн Цёльнер поверил Слейду и написал книгу «Трансцендентальная физика», в которой утверждал, что многие  вещи, невозможные в пространстве трех измерений, оказываются возможными в четырехмерном пространстве. Литературный отец Шерлока Холмса Артур Конан Дойл в своей книге «История мистицизма» также признавал феномены Слейда подлинными.
Не поверили Слейду опять же в Петербурге. Уличенный в обмане Д.И.Менделеевым, медиум подробно объяснил,  как он проделывает свои фокусы.
Характерно, что вскоре выписывать медиумов издалека уже не понадобилось, хотя заграничные гастролеры не забывали Россию: например, при императрице Александре Федоровне, супруге Николая II, подвизался французский спирит Папюс,  которого впоследствии сменил другой француз – Филипп, колбасник из Лиона. По свидетельству уже упоминавшегося В.П. Быкова, медиумами стали объявлять себя горничные и акушерки, швейцары и приказчики лавок, женщины легкого поведения и старые девы. Россия, таким образом, не отстала от Запада и начала рождать «собственных Платонов».
Среди спиритов существовала своеобразная конкуренция – различных школ было множество: «система оптимистов», объясняющая всё происходящее действиями добрых духов, «система моноспиритов», признающая проявление только одного духа, «система собирательной души», «система материальной души» и так далее.
Христианские церкви (и православная, и католическая) всегда относились к спиритизму отрицательно, обосновывая свою концепцию его критики тем, что спиритическое движение порождено сатаной. Иудаизм не отвергает возможности некромантии, но запрещает ее.
В Петербурге спиритов обличал настоятель церкви человеколюбивого общества отец Полисадов. Он напечатал «Слово о загробной жизни против спиритов», в котором доказывал, что учение христианской церкви о рае и аде не согласуется с учением спиритов. В 1886 году при его же участии под редакцией архимандрита Никона была издана брошюра «Из области спиритических тайнодействий», служившая обоснованием критики православным духовенством медиумизма. В 1911 году в обществе любителей духовного просвещения состоялся публичный доклад священника Синадского о спиритизме и об отношении христианства. Выступавшие священники объясняли спиритические феномены действием нечистой силы и требовали всех спиритов предать анафеме, а медиумов даже арестовать.
Совсем с другой стороны, конечно же, подходил к разоблачению жуликоватых медиумов «король фокусников» американец Гарри Гудини, побывавший в начале XIX  в Петербурге. Он всю жизнь изучал их «чудеса», разоблачил свыше тысячи из них и написал об этих разоблачениях пять книг. Однажды он выиграл пари у лорд-мэра Лондона, побившись об заклад, что может объяснить и публично повторить любой трюк медиума.
В Петербурге на квартире редактора журнала «Природа и люди» В.Битнера Гудини показал,  что «маленький человечек, исходящий изо рта медиума» во время спиритического сеанса, вовсе не душа, а надувной мешочек, изготовленный из тончайшей резиновой плёнки.
Гудини также просили объяснить, каким образом во время сеанса, в темноте, в кадке с расплавленным парафином, поставленной под столиком, образуется слепок «руки духа». «Не мог же медиум опустить в горячий парафин свою руку? – говорили фокуснику. – И как может он вынуть через узкое отверстие в слепке, не повредив его? Кроме того, на ладонях медиума есть линии, а на слепке их нет».
Гудини дал объяснение – простое, как всё гениальное. Медиум опускает в расплавленный парафин не руку, а надутую перчатку. Когда парафин остывает, из перчатки выпускают воздух и вынимают ее. Поэтому на слепке нет линий.
Кроме того, медиумы приносят на сеанс слепок, сделанный заранее. Гудини незаметно подсыпал в кадку с парафином немного красящего вещества, и оказывалось, что  полученный во время сеанса слепок «руки духа» не того цвета, а следовательно, сделан не из того парафина, который находится под столом.
Гудини  объяснял, что наиболее распространенный феномен спиритов – «стуки духов» - доступен любому фокуснику. Он демонстрировал 17 различных незаметных для публики приемов, с помощью которых издавал «медиумические звуки».
Всем иллюзионистам известно, что «световые явления» на сеансах вызываются с помощью светящихся составов,  замаскированных лампочек и т.д. Зажигание свечей «духами» достигается предварительным смачиванием фитиля специальным раствором, после чего фитиль самовоспламеняется.
Предъявляя зрителям доказательство «непосредственного письма духа», медиум подсовывает доску с заранее заготовленным сообщением вместо той, за которой участники сеанса, по их убеждению, тщательно следили. Нередко медиум неслышно в полной темноте пишет грифелем на нижней стороне доски нужное ему «сообщение духа». Иногда для получения «непосредственного письма» прибегают к иным ухищрениям – доскам с клапанами, к запертым доскам, вращающимся на шарнирах, и т.п.
Сила спиритизма, вероятно, состоит в том, что он дает человеку некое подобие «воплощенной мечты». Не зря же опытный Юм, о котором речь шла выше, довольно цинично писал в своем дневнике:
«Для легковерных людей штопаная шаль в сальных пятнах, надеваемая медиумом, оказывается «роскошной одеждой», сотканной из какой-то тончайшей и нежнейшей материи; большой платок, скрученный жгутом и обернутый вокруг головы, превращается в несомненный тюрбан; накладные бакенбарды и китайская тушь производят «мужественное благородное лицо», а румяна и белила в соединении  с искусно расположенной прической достаточны для того, чтобы повергнуть восторженных простаков в исступление по поводу представившегося им «видения невыразимой красоты».
Впрочем, к разоблачениям медиумам было не привыкать. Самым громким был скандал с «пойманными духами» - ими оказались медиумы Бастиан, Эллингтон, Шаурес, Райт, Колчестер, Фостер, Уильямс и другие, сколотившие крупные состояния на демонстрациях духов.
Редактор-издатель журнала «Спиритуалист»  В.П. Быков, впоследствии разочаровавшийся в спиритизме и отошедший от него, вспоминал такую комичную историю: «Я помню случай в одном из больших кружков в Петербурге, где с медиумом, почетным доктором, произошел крупный скандал. В этом кружке под конец сеанса на столе – конечно, в абсолютной темноте – появилась благоухающая рука блаженного Августина, и все сеансирующие, не разъединяя рук в цепи, должны были с благоговением прикладываться к ней. После чего доктор, находящийся в трансе, просыпался, и сеанс заканчивался.
Однажды, когда сеансирующие стали подхолить и лобызать «руку  блаженного Августина», один из присутствующих неожиданно для всех осветил помещение электрическим фонариком. И все увидели, что доктор, откинувшись на спинку кресла, «находится в глубоком трансе», а на столе лежала его обнаженная нога, которую с благоговением лобзала одна из барынь. Кружок спиритов после этого распался».
Одним  из доказательств «явления духов» служили фотографии. Целую коллекцию таких спиритических фотографий в числе других материалов представил Аксаков комиссии Менделеева.
Первую спиритическую фотомастерскую основал в 1861 году американец Мумлер, принимавший заказы на снимки призраков. Однако вскоре он был арестован за явное шарлатанство.
Другой фотограф, Бюге, процветал в Париже. Торговля «снимками духов» шла бойко. Но однажды один заказчик пожаловался в полицию,  что ему вместо фотографии умершего ребенка прислали снимок какого-то старика в саване.
Комиссар полиции нагрянул в фотоателье Бюге, где обнаружил потайную фотомастерскую, в которой имелась кукла, окутанная голубой газовой тканью. Делался элементарный фотомонтаж: голову куклы заменяли головой умершего,  вырезанной из присылаемой родственниками фотографии. В мастерской обнаружили 240 снимков голов мужчин и женщин различного возраста. Тут же находились 60 готовых фотомонтажей, десятки париков, бород и т.п.
Неизвестно, были ли подобные мастерские в Петербурге или Москве.
Существовала довольно большая библиотека спиритической литературы. Наибольшее распространение в России в начале  прошлого века получили сочинения Кардека.
Во второй половине ХIХ во Франции маркиз Л.Ривайль (Алан Кардек) написал и издал целый ряд книг: «Книгу духов», «Книгу медиумов», «Небо и ад», «Книгу бытия», «Евангелие от спиритизма» и другие, которые, как  уверял автор, были  просмотрены и изданы при участии духов. Взгляды, изложенные в этих сочинениях, и образовали теорию спиритизма (кардекизм), нашедшую множество последователей.
"Наше  знамя – христианский спиритизм, - писал Кардек, - к нему уже стекаются люди со всех точек земного мира, понимая, что это якорь спасения – оплот общественного порядка».  Религия, считал Кардек, должна быть обоснована «научными опытами», так как свободомыслящая литература вскрыла всю абсурдность бездоказательной веры в бытие души".
Учение Кардека состояло в признании  того, что все медиумические чудеса совершают души умерших, которые «принадлежат к различным классам и не равны между собою». «Они счастливы или несчастливы сообразно с тем,  делали они добро или зло во время своей жизни». Если человек страдает, то должен сказать себе, что, вероятно, заслужил это страдание, так как сам, быть может, злоупотреблял некогда в другом перевоплощении своей властью и заставлял страдать  других, а потому должен в свою очередь переносить неприятности.
Божеская справедливость создает богатых и бедных.  Для одних бедность есть испытание их терпения и покорности, для других богатство служит испытанием милосердия и самоотвержения. Бог перемещает богатство постоянно. Всякий владеет им по очереди. Неимущий теперь не владеет богатством, но он уже имел его или будет иметь в другом существовании. Так утешительно проповедовал Кардек.
…Один мой знакомый, побывав на спиритическом сеансе (попасть на него оказалось не так-то просто – приглашались лишь «посвящённые») , был ошарашен тем, что вызванный дух посредством стуков сообщил ему об одном минувшем событии из его жизни, о котором  никто, кроме самого этого знакомого, знать не мог. Так что идеи спиритизма и в наше время живут и иногда побеждают.
Личное дело каждого верить или не верить в то, допустимо ли досаждать потустороннему миру нашими суетными вопросами и обязан ли он на них отвечать (если, конечно, мир этот существует). Мне же представляется, что никто не высказался по поводу спиритизма лучше Вильяма Шекспира устами двух его его героев в следующем диалоге из "Генриха IY":
- Я духов вызывать могу из бездны!
- И я могу, и каждый это может, вопрос лишь в том, появятся ль они?


 Опубликован: еженедельник «Калейдоскоп» №28, 2002 г.