Покатушки на каноэ

Владимир Шелехов
               

          Кто не помнит,  опишу: каноэ --- это изящная скорлупка из тончайшей фанеры на которой плавают, стоя на одной коленке на дне и с помощью единственного весла вроде заступа. Возможно, есть и многоместные, но я видел и пользовался двухместным, не более того. Да и то потому только, что для одноместной скорлупки оказался слишком тяжёлым. Втиснуться, или «сесть» в каноэ можно только с пирса или мостков, причём новичку обойтись без ассистентов трудно. Прошу не абсолютизировать такое заключение --- сужу по себе. Долго, например, объясняли мне, что весло здесь, т.е. на каноэ, предназначено не только что бы лодку разгонять, но и для сохранения равновесия. Умом понимал, но представьте себе, что для меня наиточнейший аналог балансирования после посадки в каноэ связан с бельевой верёвкой, на которую де меня любезно подсадили ни то потехи ради, ни то для моей же тренировки. Не удивительно, что довольно быстро одноместное каноэ я отмёл как несоответствующее себе любимому, а удовольствовался двухместным. С ним какие то перспективы наметились, и вскоре я стал с грехом пополам плавать на малые дистанции. Стоять на месте? Не помню наверняка, но кажется этого я так и не научился --- в движении равновесие поддерживать легче. Собственно и для разворота мне, например, места требовалось необыкновенно много, если сравнивать с профессионалами. Они, без преувеличения, разворачивались по сути на месте.
        В Челябинске на Миассе пирс для каноэ и байдарок был на восточном берегу почти напротив улицы Калинина, метров на двадцать-тридцать в сторону Сад-острова. Там же находился и склад для лодок. Нет, никакого элинга не было --- что те, то и другие лодочки очень лёгкие, их при необходимости выносили просто на руках, так же в ручную опускали в воду. Сама эта процедура для меня была даже в чём то забавной, ведь вершила её виртуозная  посадка, когда я с удовольствием делил радость наблюдателей. Но довольно часто, особенно поначалу, переворачивался я почти тут же, у пирса. Это позже дистанции стали увеличиваться, и случалось, что, возвращаясь в плавь, я гнал перед собой, толкая по очереди и лодку, и подколенник, и весло ни одну сотню метров. Забавы, ---- а иначе такое моё катание не назовёшь --- закончились внезапно.
        Несколько дней удушающей жары сменились из ряда вон марящим зноем, спасения  найти было негде и ничего не сулило отдохновения. С трудом дождавшись назначенного времени, я и мой наставник в этом деле отправились на тренировку. Мне любая вода была в радость. Но в духе сложившихся традиции у реальных спортсменов, мы уступали место то одному, то другому из команды байдарочников, и смогли проникнуть к своим стеллажам с каноэ лишь с большой задержкой. Погода к тому времени стала заметно портиться. Полнейшее безветрие и духота ещё сохранялись, но иногда вершины старых тополей внезапно судорожно оживали, где то высоко проносился вихрь, и всё вновь стихало.
      В этот раз я решил сперва поплыть к Сад-острову, а не в сторону Ленинградского моста и далее. Этот выбор давал мне шанс возвращаться по течению реки, а не против, что в любом из вариантов, т.е. «на щите или под щитом» сулило облегчение. Уместно сказать --- ну, как в воду глядел!  До острова оставалось недалеко, но налетела буря, какой в Челябинске мне видеть не приходилось. Всё, что где то вынашивали сегодня небесные стихии выплеснулось здесь и сразу. Небо стало иссиня чёрным, клубящимся, послышались раскаты грома, а с восточного берега как через щели жалюзей, через прибрежные заросли тополей на меня накатила сена недавно ещё дорожной пыли. Вот уже в пыльной туче замелькали листья, обломанные ветки тополей какие то обрывки ни то бумаги ни то тряпок --- это я зафиксировал в памяти как на фото, позже вспоминая ни раз. Но на деле всё, что я успел сделать --- это вздохнуть. В следующее мгновение лодку перевернуло, а весло вырвало из рук  Началась борьба за выживание. Впервые обнаружил, что вздохнуть, даже и вынырнув из воды, можно не всегда. Не берусь сказать, что случилось бы ни окажись рядом пусть перевёрнутой, но плавающей лодки. Проблема в том, что раз неожиданно, но сполна вдохнув воды, человек резко теряет силы. Здесь то лодчонка меня и выручила как поддержка и опора. Оказалось, что под действием сильнейшего ветра и хлещущих с небес струй хлынувшего дождя, над поверхностью даже не воды, а над поверхностью заданной верхушками гребней волн стояла какая то аэрозольная смесь из мельчайших водяных брызг. Нормально вздохнуть можно было высунувшись над слоем этой аэрозольной смеси, т.е. буквально выскакивая из воды сантиметров на сорок-пятьдесят, куда выбитые дождём микрокапли речной воды недолетали. Этот мрачный хаос продолжался всего несколько минут, но без опоры на лодку пережить их вряд ли удалось бы. И это при том, что на реке не шире многих автотрасс, о появлении волн вообще говорить трудно.
      Так или иначе, но первый удар стихии остался позади. Переведя дух, я стал осматриваться и искать весло. Волнение ещё не улеглось, да и ливень сменился убористым дождичком, так что видимость оставляла желать лучшего. Достаточно окрепнув, я было отчаялся уже увидеть весло, но отправившись вплавь обратно и, двигаясь по течению, вскоре увидел его. Вскоре пришло время вылезать на мостки, где меня уже ждали. Передал весло. Придерживая своё двухместное каноэ, я вылез на мостки. Лёг на живот и привычными движениями освободил лодку от воды. Стала она лёгкой как пушинка, но то ли силы у меня после пережитого поубавились, то ли налетевший порыв ветра слишком сильным, но из за большой парусности корпуса я не удержал её, и удар о торчащую трубу в ограждении решил будущее моих забав. В борту образовалась громадная дыра. Лодку разместили на складе, а мне осталось только позаботится о расходных материалах для ремонта. Дело затянулось, а потом и совсем заглохло.