Язычество и храмы Европы. Забыть Герострата 2

Владимир Репин
Какие еще отголоски язычества  заслужили упоминания на капителях европейских храмов?
Вот церковь в Ольн-де-Сентонж (Франция)
http://fotki.yandex.ru/users/arminas-k/view/101702/?page=0
Перед нами русалки, крылатые драконы, кентавры…

Русалка – одна из самых древних персоналий языческого пантеона. Почитание Морской Девы, Марьи Моревны, Куйабы (Куйа – вода, аба – старшая женщина рода). Кстати, Куйаба – одно из первых названий Киева, донесенное до нас арабами. Сегодня считается, что последние корни – тюркские, но они встречаются не только в Евразии – у финно-угров, в олонецких говорах и у славян, но и в бассейне Амазонки, и у эскимосов Гренландии. Изображение девы с раздвоенным хвостом есть и на античных храмах Малой Азии, и на наличниках русских изб.

О драконах ничего нового сказать не могу, а многое читатель и сам знает – от Змея Горыныча до китайских драконов и несчастной жертвы Георгия Победоносца – может быть, последней реликтовой скотины этого вида.

Кентавры – прямое указание на скифов, не расстававшихся с конями, и мифы древних греков. И не только. Известны многочисленные изображения кентавров, например на стенах Дмитриевского собора во Владимире (1194 г.) или на стенах Георгиевского собора в Юрьеве-Подольском (1230 г.). Кентавра крылатого называли Китоврас. Добавим, что по греческим мифам кентавры – не дураки выпить, а также вспомним греческую поговорку: «Пьет, как скиф».

Но если сюжет о кентаврах в общем мог быть известен средневековым французам по устным преданиям, то откуда возникло изображение кентавров, вооруженных скифскими короткими боевыми мечами – акинаками, со странным охотничьим трофеем – зайцем?
http://fotki.yandex.ru/users/arminas-k/view/110298/?page=1
Ведь церковь в Исуаре (Issoire, Франция), одна из великолепных паломнических церквей Оверни, Сен-Остремуан, возведена около 1130 г.
http://fotki.yandex.ru/users/arminas-k/view/122941/?page=2

А сюжет Геродота о том, как скифы предпочли сражению с персами погоню за зайцем, появился в Западной Европе значительно позже. Лоренцо Валла выполнил перевод Геродота на латинский язык с греческой рукописи, привезенной в 1427 г. из Константинополя.
Но скифы, похоже, волновали не только клир Исуара. Вот монастырь в Беневенто (Италия):
http://fotki.yandex.ru/users/arminas-k/view/110294/?page=1
Сцена охоты на оленя. Но даже не очень опытный любитель истории поймет, что лук у охотника – скифский: короткий, сборно-клееный, с повышенной дальностью боя (по сравнению с обычными луками таких размеров – примерно в полтора раза). И внешний вид охотника – типично скифский.

Сравним со скифской бляшкой:
http://fotki.yandex.ru/users/repin-v-n/view/225260/?page=3
Тот  же короткий лук, куртка и штаны, длинные волосы.

А вот еще одна сцена охоты – там же, в Беневенто.
http://fotki.yandex.ru/users/arminas-k/view/110295/?page=1
Что она изображает – понять труднее. Вооружение всадника – длинный меч, франкский щит. Например, щит такого типа (каплевидный или миндалевидный) применялся в Европе в X—XIV веках. Назван так за соответствующую форму, во фронтальной проекции напоминал перевёрнутую каплю или миндаль, острой стороной был направлен вниз. Данный тип сложился в Франкской империи либо в Византии (также есть мнение, что его первыми стали применять варяги), около 1000 года получил распространение по всей Европе, в том числе и на Руси. Конечно, если это изображение знаменитой сегодня Калидонской охоты,

то автор сильно перестарался. И оружие другое, и лошадей там не было, кроме двух кентавров, да и не интересовались итальянские католики греческими мифами (или это не так?).

«Хотя вообще сюжет «дикой  охоты» был довольно распространен в Европе. В Бретани эту охоту  называли «Царской охотой», в Эльзасе – «Дикой  охотой», «Черной охотой» –  в Саксонии и Вестфалии, «Охотой  Вотана» - в Северной Германии. Среди франков участников этой охоты  называли La Mesnie Hellequin («свита Эллекена»), или же familia Allequini («семейство Аллекина»). Считают, что представления о дикой  охоте  восходят к кельтской и германской языческой мифологии и связаны с преданиями о воинстве мертвецов, проносящихся по небу или земле во главе с Одином. Во французских представлениях о дикой  охоте  отмечают влияние легенд об охоте  короля Артура на  дикого  вепря  Турх Труйта, опустошавшего Ирландию и Уэльс, все время уходившего от погони, оставляя за собой мертвецов и разрушения.

Несмотря на присутствие в преданиях родни короля Артура, которого трудно заподозрить в связях с нечистой силой, все эти охотники и проч. – либо демоны, либо души грешников, либо они вместе».

Собор в Отене (Франция) – и тут какой-то христолюбивый доброхот-нудист наносит тяжкие телесные повреждения языческому грифону. Поза – обычная, верхом, как Вакула на чёрте. В качестве оружия – то ли колотушка, то ли шестопёр. Для надежности грифона удерживают за язык.
http://fotki.yandex.ru/users/arminas-k/view/103867/?page=0

А вот в аббатстве Везель  (Франция) на капители "Моисей и золотой телец" Моисей демонстрирует скрижали извивающемуся дьяволу – т.е. действует убеждением, а не грубой силой. Тут самое интересное – внешность дьявола.
http://fotki.yandex.ru/users/arminas-k/view/102431/?page=0
Это почти один в один славянское божество Перкунуст из храма Ретры (земля Мекленбург):
http://fotki.yandex.ru/users/repin-v-n/view/225289/?page=2

 «Точное местоположение города пока не установлено, по предположениям, он находился на территории современной немецкой земли Мекленбург — Передняя Померания. Возле деревни Прильвиц (нем. Prillwitz) в 1768 г. были найдены бронзовые фигурки богов и обрядовные предметы из Ретринского храма, покрытые в соответствии с описанием Титмара славянскими руническими письменами. Первые публикации о прильвицких идолах были затем собраны Болем, на русский язык переведено сочинение Маша, содержащее многочисленные изображения идолов.

Вероятно, одну из этих фигурок описывает и М. В. Ломоносов:
«Радегаст держал на груди щит с изображенною воловою головою, в левой руке копьё, на шлеме петух с распростёртыми крылами».
Изображение воловьей головы является и поныне главным сюжетом мекленбургской геральдики. Но уже в 1770-х появились критические отзывы на эту находку, а в 1848 году И.И. Срезневский высказался весьма резко:
«Долго верили, а иные верят и теперь, в неподложность этих древностей; но, присматриваясь к ним, нельзя отказаться от всякой возможности доказывать их подлинность; в числе изображений встречаются фигуры рыцарей и охотников, маркиз и маркизов, амуров и психей, к которым руны так же не идут, как и смысл рун и значение вещей к религии славян балтийских. Очевидно, что поддельщик воспользовался старыми дрязгами XVI-XVII века, исказил их, сколько считал нужным, кое-что кое-где поприделал и, сообразно с учеными искательствами того времени и своим понятиям, украсил рунами, смело надеясь на слабость знаний своих ценителей. Некоторые из вещей могли быть и действительно найдены; но, конечно, ни одной не найдено с рунами».

В настоящее время академическая наука считает эти фигурки поддельными, энтузиасты же восстановления славянской мифологии и истории, напротив, настаивают на независимом и всестороннем обследовании прильвицких идолов. В 2005 г. фигурки экспонировались в Regionalmuseum Neubrandenburg»

Церковь Сен-Мадлен в Везеле (1125 г.) относится к лучшим монументальным памятникам бургундской школы. Видимо, и работали здесь знающие мастера.
Сравнивая якобы поддельного Перуна из Ретры (Ред-Ра – Красно-Солнышко?), дьявола с капители Сен-Мадлен и дату возведения церкви, хочется высказаться по поводу «выводов» И.И. Срезневского «весьма резко». Чего-то он недоглядел в фигурках из Ретры.

Там же, в Везеле, Давид поражает мечом в шею (!) Голиафа, одетого и вооруженного, как норманны – гроза  средневековой Европы:
http://fotki.yandex.ru/users/arminas-k/view/102432/?page=0
Голиаф послушно подставляет шею забравшемуся на какую-то приступочку Давиду. Что ж, мечтать не вредно…

А вот в церкви в Семюр-эн-Осуа (Франция) мы можем наблюдать какую-то странную пару:
http://fotki.yandex.ru/users/arminas-k/view/167279/?page=3
Арминас комментирует: «Еще одна странная парочка приветствует нас с капители у двери храма в Семюр-эн-Осуа (Semur-en-Auxois) в Бургундии: человек с неким предметом в руках и ухватившийся за него товарищ в странной одежде, другой рукой прикрывающий… хвост? Осмыслить эту аллегорию способен лишь автор, присутствующий здесь в виде философа (справа). Если он, конечно, философствует… Вообще-то его поза навевает совсем иные ассоциации».
Я бы говорил не о странной одежде, а скорее, о шерсти. И тогда это существо больше всего похоже на мелкого лешего (снежного человека, йети, шурале, лешего, ракшаса, бигфута – подставить по желанию). Значит, водились такие и в Европе какую-то тысячу лет назад? Как много можно узнать из того, о чем следовало забыть еще тогда. И все – стараниями борцов с нечистью.

А вот еще один сюжет, который вызывает большие вопросы:
http://fotki.yandex.ru/users/arminas-k/view/210964/?page=4
Арминас: «Уже встречавшаяся нам овернская церковь в Мозаке (Mozac) содержит любопытную капитель XII в., изображающую нападение морских чудищ на купающихся. Одна из жертв размышляет о бренности бытия».
http://fotki.yandex.ru/users/arminas-k/view/210965/?page=4
«Другую как-то вяловато, со странной улыбкой пытается спасти товарищ в лодке. Удивляет флегматичная пассивность гребца справа».

Мое мнение – это скорее скармливание человеческих жертв каким-то гадам, напоминающим крокодилов. Жрецы, хоть и курчавы, но на негров это не слишком похоже – светлая кожа. А арабы не бывают курчавыми и высокими – и стало быть, на происшествие на Ниле никак не похоже. Но зато вспоминается другое:
«Впервые о «крокодиле» упоминает немецкий дипломат и путешественник барон Сигизмунд Герберштейн, который в XVI веке посещал наши края. В своих «Записках о московских делах» он вспоминал, что белорусы содержат в качестве домовых божеств «каких–то змей с четырьмя короткими ногами с черным и жирным телом, имеющих более трех пядей (45 — 60 см) в длину».

"В Минске, в Татарском болоте (на месте нынешнего Дворца спорта), действительно водились похожие на крокодилов крупные ящерицы длиной до полуметра. В 1885 году был пойман последний минский «крокодил». Его чучело долгое время хранилось в кабинете директора одного из городских реальных училищ».

Интересный факт отмечен в летописи Новгорода – в ней описывается нашествие в XVI веке на город страшных «коркодилов». «Летом 1582 года там «изыдоша коркодилы лютии звери из реки и путь затворита…» Эти монстры даже запрудили реку Волхов. Народ Новгорода так перепугался, что молился в церкви, считая, что это некая Божья кара. Часть «коркодилов» затем перебили, а часть животных убежала. На страницах летописи приводятся и рисунки этих рептилий. Их изображения очень похожи на известных нам крокодилов.

Вся мифология литвинов-белорусов, музуров, жемойтов полна рассказами об этих зверях, которых наши предки называли живойтами. Живойтам поклонялись древние кривичи, ятвяги и другие западные балты. Это чудовище и видел на территории ВКЛ Сигизмунд Герберштейн по пути в Московию. В книге «Записки о Московии» он писал о территории нынешней Северной Беларуси: «Эта область изобилует рощами и лесами, в которых можно наблюдать страшные явления. Именно там и поныне очень много язычников, которые кормят у себя дома каких-то змей с четырьмя короткими ногами наподобие ящериц, с черным жирным телом. Люди с каким-то страхом благоговейно поклоняются им, выползающим к поставленной пище…».

В 1589 году еще один иностранец – англичанин Джером Гарсей – оставил воспоминания о встрече с местным «крокодилом».
«Я выехал из Варшавы вечером, переехал через реку, где на берегу лежал ядовитый мертвый крокодил, которому мои люди разорвали брюхо копьями. При этом распространилось такое зловоние, что я был им отравлен и пролежал больной в ближайшей деревне, где встретил такое сочувствие и христианскую помощь мне, иноземцу, что чудесно поправился». Это — отрывок из книги «Записки о России» англичанина Джерома Горсея (Джером Горсей, Записки о России. XVI — начало XVII в. М, из-дво МГУ, 1990).

Эпоха великих географических открытий шла полными ходом, как минимум, изображения рептилии Горсей не мог не видеть, и вряд ли мог перепутать рептилию с какой-нибудь дохлой щукой. Тем более, что, судя по описанию («мои люди разорвали брюхо копьями»), размеров чудище было преизрядных.

В Мазуринском летописце, носящем название “Книга, глаголемая летописец великия земли Росиския, великого языка словенскаго, от коле и в кои лета начаша княжити”, читаем, что
“Великий князь Словен поставил град Словенеск, ныне называемый Великий Новгород. С того времени новопришельцы скифы начали называться словенами и реку, в озеро Ильмень, впадающую назвали по имени жены Словена Шелони. Именем же его младшего сына Волховца назвали Оборотню протоку, которая истекает из Волхова и ниже впадает в него вновь. Больший же сын Словена был бесоугодник и чародей и своими бесовскими ухищрениями превращался в лютого зверя крокодила, залегал в реке Волхове путь водный и непокоряющихся ему которых пожирал, которых опрокидывал и топил...”

Кроме того, ещё в IV-Х веках новгородские славяне поклонялись загадочному богу-ящеру в образе "каркодила". Культ "князя Волхова", имеющего облик "лютого зверя коркодела" (крокодила) существовал, в том числе, и в древнем Новгороде. "Отголоски архаичного культа ящера сохранились в Новгороде, где святилищу Перуна, созданному Добрыней в 983 г., предшествовало святилище какого-то "коркодила". (Б.А. Рыбаков, «Язычество древней Руси", - М, "София"-"Гелиос", 2001, стр. 144). Академик Рыбаков считает, что факт существования "русского крокодила" не вызывает сомнений, поскольку они оставили свои следы в топонимах многих рек и озёр Северо-Запада России. Только в окрестностях Москвы это — река Ящер, озеро Ящино, населённые пункты Ящера, Малая Ящера, а недалеко от Клина был даже Спасо-Крокодильный (!) монастырь (ныне это село Спас-Крокодилино).

В российской «Рабочей газете» от 16.02.2008 г. журналист описывает встречу с таким животным в наше время. По его описаниям ученые сделали вывод, что это мог быть ихтиостег – помесь кистеперой рыбы и земноводного. Однако, этот хищник обитал в болотах 300 миллионов лет назад.

Но не «русских» же крокодилов изображали на капителях французские священники? Значит, и у них водились такие твари, и им тоже поклонялись язычники?

Сколь много, оказывается, полезного можно узнать, рассматривая чуть повнимательнее образчики средневековой культовой западноевропейской архитектуры!