Курица накаркала

Александр Парфёнов Ржевский
Не знаю как кому, а мне командировки и просто перемещения из одного пункта в другой нравятся. Смена места пребывания всегда сопряжена с новыми знакомствами.
Самый первый утренний автобус опаздывал. Некоторые нетерпеливые, вероятно очень спешащие пассажиры, то и дело подбегали к кассе и спрашивали: «Когда же будет автобус?»Можно подумать, от этого он быстрее приедет. Остальные покорно ждали. Стоящая рядом со мной пожилая женщина не выражала беспокойства по поводу задержки транспорта и лишь изредка, скорее просто по привычке ,чем от нетерпения, поглядывала на часы.
  Задержка рейса лишь ненамного нарушала мои планы. Чтобы как-то скоротать время, завел разговор с этой женщиной. Бабушка Нина, так она мне отрекомендовалась, оказалась словоохотливой собеседницей. Мы с ней быстро нашли общий язык. Да так разговорились, что вокруг нас стал собираться отъезжающий люд.
  Говорили о разном. О Кашпировском и НЛО, о событиях в стране и за рубежом, о средствах массовой информации и о продовольственном кризисе. А когда разговор перекинулся на экстрасенсов, гадалок и предсказателей судеб людских Нина Борисовна вскользь заметила:
-А знаете, я им верю! Верю, что у каждого из нас своя судьба.
Я засмеялся и сказал:
- Да, действительно, сейчас все газеты, в погоне за читателем, кинулись наперебой рассказывать о провидцах и предсказателях наших судеб.
 - Напрасно вы так. Вот мне судьбу предсказала курица.
-Курица?
-Да-да, молодой человек, не улыбайтесь. Именно курица предсказала судьбу вашей собеседнице  и ее  подруге. Мне сейчас уже больше 60 лет, и предсказание, так сказать ,проверено жизнью.
- Может, расскажете как это было?
-Во времена нашей молодости во всех деревнях был обычай-каждый зимний вечер собираться в какой-нибудь деревенской избе. Вечера длинные, вот и коротали время на посиделках…
  Подошел автобус и рассказ пришлось прервать. В салоне отыскал взглядом бабушку Нину .Она сидела у окна и что-то говорила соседу. Их слушали рядом сидящие пассажиры. Да и остальным интересно было узнать- чем же закончилась эта история. Пробравшись по проходу к водителю, вкратце объяснил ему ситуацию. Водитель без колебаний согласился предоставить микрофон.
Баба Нина тоже не возражала. После недолгих приготовлений и ознакомления с аппаратурой («Первый раз в такую штуковину говорить буду!»)  рассказчица продолжила свое повествование.
-Собрались мы  на посиделки как раз с 13 на 14 января, стало быть на Новый год по старому стилю. Изба у хозяйки большая- есть где развернуться. До полуночи пели песни, частушки много плясали. А ближе к 12 часам хозяйка дома и спрашивает:
-Девоньки, кто хочет узнать про суженного своего?
Застеснялись молодицы, притихли. А я в ту пору бойкой была, толкаю локтем подругу свою: «Пойдем, попытаем судьбу!»  Подруга под стать мне, не робкого десятка: «Эх, где наша не пропадала!» Мы подошли к хозяйке: «Что надо делать, тетя Дуня?»  «Пойдем в хлев, сударушки-молодушки! А ты, -обратилась она к своему мужу,- приготовь блюдечко, пшеницы горсть, да два кольца найди»
Зашли мы в хлев. «Берите по курице, -говорит тетя Дуня,- они вам женихов определять будут!» Куры все на нашесте одинаковые. Думаю : «Какую бы взять, чтоб женишка получше отыскала? Ладно ,прихвачу с края, авось повезет!» Взяла я хохлатку как и задумала. Подруга посмеялась и из середины вытащила. Идем в избу и каждая думает: «Ту ли я взяла? Может, поменять ,пока не поздно?»
 «Кур-то попридержите в руках, на пол не пускайте ,пока я не скажу»-предупредила хозяйка. Вошли в избу. В горнице ни звука. Лишь потрескивают березовые лучины.  Все сидят на лавках. Ждут. Середина была пуста. « Зажгите еще лучин!»-попросила хозяйка. Изба засветилась дрожащим, будто от нетерпения светом.
Для гадания все уже было готово. В центре горницы стояло небольшое блюдце с водой. Рядом с ним на  горсти пшеницы поблескивали два кольца.
 До 12 еще оставалось немного времени и тетя Дуня объяснила нам суть гадания.
-Как пробьют часы полночь, пускайте на пол кур и следите каждая за своей. Если начнет пшеницу клевать- значит муж обжора будет, если сразу за водицу возьмется- значит пьяница. А чья птица первой кольцо клюнет- та из вас первой замуж и выйдет!»
 Стрелки тем временем на часах сомкнулись. Моя курица первой подлетела к блюдечку и начала глотать воду, как будто целый месяц ее не видела. Напившись, несколько раз клюнула пшенички, а затем схватила кольцо и отшвырнула его в сторону. Потом стала ходить по полу, громко квохтать и царапать пол ногами.
 Подружкина  курица, поклевав зерна, запила водичкой и стала безучастно смотреть на происходящее. Подумала-подумала, подошла к блюдечку и клюнула кольцо.
-Ну вот, -подвела итоги хозяйка, -Нинка первой замуж выйдет ,муж выпивать и ворчать будет, а у Дарьи спокойный и в меру всего потреблять.
  Посмеялись мы тогда над гаданием, да и забыли. Вспомнили только, когда тем же летом парень из другой деревни ко мне посватался. Разбитной такой, во всех делах заводилой был. А как плясать да на гармошке играть начнет! В окрестных деревнях не было такого мастера. Поженились мы с ним, и следом за мной  Дарья замуж вышла.
  Часто я потом ту курицу нехорошим словом вспоминала. И надо же ей было в ту ночь мне под руку попасться. Муж-то мой и впрямь пристрастие к рюмке имел. Напьется – и по деревне шастать с гармонью направляется. Пристает ко всем ,ругается. Не успокоится пока не подерется с кем. Так всю жизнь с ним и промучилась. Правда трезвый –парень хоть куда ,мастер на все руки.
  У Дарьи  муж точь- в -точь та курица степенная. Выпьет чуть и не видать и не слыхать его. Хоть и не наградил его Бог талантом каким-то особенным, а на работе уважают.
 Вот и все мое повествование. Видать не зря старые люди говорили : «Знать судьба такая и от судьбы не уйдешь»
Бабушка Нина подержала еще немного в руках микрофон ,встрепенулась, будто хотела что-то добавить, а потом видать передумала. Отдала микрофон водителю и села на свое место.
  А мы проехали остаток пути молча. Видимо, каждый думал о своей судьбе.
 1990г.