Как я сдавал начерталку

Геннадий Энтин
            Когда наша семья переехала в Харьков, жили мы далеко от центра в районе ХТЗ. Единственным транспортом, связывающим район с городом, был трамвай, до которого нужно было еще идти 20 минут, а потом трястись в нем битый час. Я старался брать с собой книгу и, чтобы время не пропадало зря, читал. В книгах и в кино такие поездки считают романтическими, дескать едешь, смотришь в окно, встречаешь новых людей. Не верьте этому. Никакой романтики тут нет. Представьте себе, что каждое утро мне нужно было вставать в 5.30, чтобы успеть на работу к 8-ми часам, потом после работы идти в институт, сидеть там до 22-х и приходить домой в 23.30. Какая уж тут романтика. Правда так продолжалось недолго - через два года я перешел на дневой факультет, времени свободного стало больше, но теперь нужно было ездить по утрам в институт.
            Поскольку в школе я получил неплохую подготоку, учиться в институте мне было легко,  я потихоньку начал пропускать первые пары, а пропущенные предметы изучал по книгам и по чужим конспектам. Через пару месяцев после начала пропусков меня вызвали в деканат, поругали, но поскольку текущие оценки у меня были хорошие, разрешили свободное посещение лекций. Я написал заявление, что обязуюсь сдавать экзамены  на "хорошо" и "отлично", на том и порешили. Ни о каких взятках и речи быть не могло, никто ничего не вымогал и не требовал, и к слову сказать, обещание я свое выполнил, закончив институт с красным дипломом.
          Первый семестр прошел довольно быстро, началась сессия. На консультации я естественно тоже не ходил, считая, что из-за двух часов занятий нечего тратить четыре часа на дорогу. Первым экзаменом была начертательная геометрия. Добросовестно изучив учебник, я явился на экзамен к 12-ти часам дня. Ребята все уже стояли в коридоре, в аудитории сдавали экзамен последние три человека.
          Захожу в аудиторию, здороваюсь. Арсений Петрович внимательно смотрит на меня, приглашает тянуть билет и, ехидненько улыбнувшись, подает мне в дополнение к билету   еще одну задачу на построение проекции какой - то сложной фигуры.
          Потом ребята мне объяснили, что Петрович (как мы его называли за глаза)  на консультациях рассказывал решения задач повышенной сложности и обещал, что каждому на экзамене одна из них обязательно попадется. Я же порядка такого не знал и наивно надеялся, что знание предмета в объеме учебника гарантирует мне хорошую оценку.
          Сел я за ближайшую парту, начал разбираться с билетом. Как и ожидалось, ничего сложного там не было, и задачка "билетная" была предельно простой. А вот с допольнительной задачкой дело застопорилось. Постарался привлечь все свои знания и фантазию, пробовал и так и этак, все было напрасно. Петрович проходил пару раз мимо, попрежнему ехидненько улыбаясь, но ничего не говорил. Так продолжалось минут сорок. В аудитории я остался один, да еще один студент сидел у Петровича за столом. Пора было уже закругляться.  И тут  как-то вдруг неожиданно пришла идея. Это было, как просветление, как что-то посланное свыше.
Быстренько записав решение подхожу к столу, за которым сдавал экзамен последний студент.
         - Нус, молодой человек, давайте, рассказывайте, что вы там нарешали.
         Рассказываю ему теорию и задачку по билету. Слушает Петрович не очень внимательно, ожидая повидимому что - то особенно интересное.
         Рассказываю ему решение дополнительной задачки и вижу, с ним происходит что-то странное. Как-то вдруг Петрович изменился в лице, на меня уже не смотрит, в мыслях улетел куда-то. Потом вернулся, посмотрел на меня и говорит:
         - Понимаете, молодой человек, я ведь дал вам решать задачку очень трудную, и понимал, что вы ее решить не сможете. Я преподаю этот предмет уже 30 лет и этого  еще не случалось. Но дело даже не в этом. Дело в том, что я всегда был уверен, что задача это имеет единственное решение, а вы решили ее своим оригинальным способом, для меня новым и незнакомым. И глядя сейчас на вас, я вспоминаю свою молодость, когда я учился в этом же институте и тоже не всегда был прилежным учеником. И как ни странно, для вас и для меня это оказалось подарком судьбы. Я обещаю, что ваше решение войдет в мой очередной учебник, а вас приглашаю перейти на мой факультет, а потом в аспирантуру.
         Вот таким был мой первый опыт сдачи экзамена по учебнику.