Получи фашист гранату от... финского бойца!

Морской Профсоюзный Телеграф
ВНИМАНИЕ: ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ВЫ ТАКЖЕ МОЖЕТЕ ПРОЧИТАТЬ В ЦВЕТНОМ ФОРМАТЕ В ГАЗЕТЕ "МОРСКОЙ ПРОФСОЮЗНЫЙ ТЕЛЕГРАФ" (НА СТР. 8) ПО  ССЫЛКЕ
ОСТРОВ ГОГЛАНД: "ПОЛУЧИ ФАШИСТ ГРАНАТУ ОТ ... ФИНСКОГО БОЙЦА!"

Истории отцов и дедов многих моряков-читателей нашей газеты, воевавших против фашистов и их союзников в Великую Отечественную войну, заставляют совершенно по-другому оценить некоторые ее эпизоды и сложившиеся стереотипы. Скажем, представление о том, что финны, наверное, и воевать не умеют, является полнейшим заблуждением. Любой дядя Вася, принимавший участие в Карельской кампании 1941 – 1944 г.г., мог бы точно сказать, что Суоми может по праву гордиться хорошими солдатами, берущими не числом, а умением. Уж если совсем откровенно, ещё неизвестно по какому сценарию развивались бы события, имей Финляндия в своём распоряжении хотя бы половину тех людских ресурсов, которые были у той же самой Германии или СССР. Ведь, смелости, храбрости, отваги и дальновидности горячим финским парням не занимать. В этом успел убедиться не только Сталин, но и сам Гитлер, которому тогдашний президент Финляндии Карл Густав Маннергейм в сентябре 1944 года доставил очень много неприятностей. А вот почему и как именно финны «умыли» фашистов, вы узнаете из нашего рассказа.


Остров Гогланд («Hogland»), название которого в переводе со шведского языка звучит как «высокая земля», из-за своего очень удачного географического положения всегда привлекал к себе повышенное внимание разных личностей. И кто здесь только не засветился: и пираты, и контрабандисты, и военные. Кроме того, за островок площадью всего-то около 21 км; вели нешуточные бои Швеция, Россия, Германия и Финляндия. Причём, передрались они в своё время так, что только щепки летели в стороны. Ведь победитель получал не только остров, но и полное господство в Финском заливе в придачу.

ТОЧНЫЕ КООРДИНАТЫ О. ГОГЛАНД В БАЛТИЙСКОМ МОРЕ: 60°04; С. Ш. И 27°00; В. Д. ШИРИНА ОСТРОВА В САМОЙ ШИРОКОЙ ЧАСТИ 3 КМ, А ДЛИНА – 11 КМ. ОТСЮДА ДО ПИТЕРА – 180 КМ, ДО ВЫБОРГА – 120 КМ, И ВСЕГО ЛИШЬ ОКОЛО 40 КМ ДО ФИНСКОГО ПОБЕРЕЖЬЯ.

В качестве примера можно привести хотя бы крупное морское сражение между русским и шведским военными флотами, которое произошло в 1788 как раз неподалёку от «высокой земли». К счастью, шведы обладателями этих ворот из Европы в русский мир не стали. После той блистательной победы жизнь острова Гогланд, как неотъемлемой части России, протекала относительно спокойно и весьма продуктивно, если так можно выразиться. Прежде всего, «высокая земля» выполняла свою главную функцию, служа морским ориентиром для проходящих мимо судов. Да так, собственно говоря, продолжается и по сей день: на острове работают два маяка - Южный и Северный. Правда, некоторые пароходы у его берегов, всё же сбивались с пути и гибли. Например, в 1856 году трёхмачтовый парусник «Америка», шедший в таллиннский порт наскочил на коварные скалы, в результате чего получил пробоину и быстро затонул. Недаром за эти проделки моряки нарекли Гогланд ещё и «островом погибших кораблей».
Но, в общем и целом, сей островок суши, расположенный ближе к финским берегам, чем к российским, всё-таки принёс морякам больше хорошего, чем плохого. В подтверждении этих слов достаточно сказать, что в 1899 году благодаря радиостанциям, построенным гением беспроводной телеграфии А. Поповым на о. Гогланд, были успешно осуществлены аварийно-спасательные работы на борту военного корабля "Генерал-адмирал Апраксин", севшего на мель.
Жизнь острова круто поменялась, когда его вновь стали рассматривать как один из самых важных стратегических объектов во время вооружённых конфликтов, которые не заставили себя долго ждать. Не вдаваясь в подробности, отметим лишь, что с 1920 по 1944 г.г. «высокой землёй» попеременно владеют то СССР, то Финляндия. В сентябре 1944-го остров понадобился и Германии: ведь только в случае полного контроля над Гогландом можно было запереть советские корабли в Финском заливе и сорвать намечавшееся полномасштабное наступление.

КАРЛ ГУСТАВ МАННЕРГЕЙМ В СВОЁ ВРЕМЯ СЛУЖИЛ ГЕНЕРАЛОМ РУССКОЙ АРМИИ. ОН УДОСТАИВАЛСЯ ВЫСОКИХ НАГРАД ЗА ХРАБРОСТЬ ЕЩЁ В РУССКО-ЯПОНСКУЮ И ПЕРВУЮ МИРОВУЮ ВОЙНЫ. 4 АВГУСТА 1944 ГОДА ПАРЛАМЕНТ ФИНЛЯНДИИ ПРИВЁЛ ЕГО К ПРИСЯГЕ В КАЧЕСТВЕ ПРЕЗИДЕНТА СТРАНЫ. НО ЗА СВОЮ ВЫСОКУЮ ДОЛЖНОСТЬ МАННЕРГЕЙМ НЕ ЦЕПЛЯЛСЯ. ОН ДОБРОВОЛЬНО СЛОЖИЛ С СЕБЯ ПОЛНОМОЧИЯ ЧЕРЕЗ ДВА ГОДА, КОГДА СССР ГАРАНТИРОВАЛ ЕГО СТРАНЕ СУВЕРЕНИТЕТ.

Приказ отбить остров у финнов, которые там довольно основательно окопались, понастроив за три года множество оборонительных укреплений, отдаёт лично Адольф Гитлер. Надо сказать, делает он это, скрепя сердцем и с нескрываемой обидой на своих бывших «союзничков», с которыми немцы ещё совсем недавно плыли в одной лодке и мечтали «ликвидировать Ленинград как крупный город». Но другого выхода у фюрера нет: ему уже известно, что на финских «братьев по оружию», несмотря на всю сердечность отношений, можно не рассчитывать, ибо Финляндия решила выйти из войны и ведёт переговоры с СССР. А это означало, что времени на раскачку у немцев практически не осталось, ибо Гогланд вот-вот перейдёт стране Советов, и тогда прощай Балтика. Для того, чтобы предотвратить неблагоприятный для себя сценарий, немцы разрабатывают специальную операцию «Танне Ост», на которую Гитлер возлагает большие надежды. Её цель, как нетрудно догадаться, выбить финнов с острова любой ценой.
В общем-то, для финнов вступать в бой с немцами из-за «высокой земли», к которой они практически уже не имели никакого отношения, а тем более защищать, как свою собственную, не было никакого резона. Тем не менее, малочисленный гарнизон, состоящий из 1712 человек, решил не делать вид, что дальнейшая судьба острова больше его не касается, а дать достойный отпор непрошеным гостям.
Вот как описывает тот бой в своих «Мемуарах» Карл Густав Маннергейм: «В ночь на 15 сентября, когда мой поезд стоял на станции Коувола, из Ставки позвонили по телефону. Немцы потребовали сдачи гарнизона на острове Гогланд, и, когда требование было отвергнуто, они пошли на остров в наступление. Командир береговой охраны генерал-лейтенант Валве приказал гарнизону перейти к обороне. После жестокого боя, в котором 700 немцев было взято в плен, подполковник Миеттинен вынудил наступающих отойти».
При этом Маннергейм ни словом не обмолвился в «Мемуарах», что гарнизон острова вступил в смертельную схватку с десантом, превосходящим его по численности в два раза. Не упомянул он и о том, как финские позиции с моря поливали огнём миноносцы, а  сверху - «Юнкерсы». Умолчал президент Финляндии и об обходном манёвре, предпринятом немцами при высадке на остров. Но финны, несмотря ни на что, не дрогнули, и выстояли, проявив чудеса стойкости, мужества и героизма.

ПРИ ОБОРОНЕ ГОГЛАНДА ФИННЫ ПОТЕРЯЛИ 37ЧЕЛОВЕК  УБИТЫМИ, 79 - РАНЕНЫМИ, 7 - ПРОПАВШИМИ БЕЗ ВЕСТИ И 8 - ПЛЕННЫМИ. ЧТО КАСАЕТСЯ НЕМЦЕВ, ТО 155 ИЗ НИХ БЫЛИ УБИТЫ, 1231 ОКАЗАЛИСЬ В ПЛЕНУ И 175 ПОЛУЧИЛИ РАНЕНИЯ.

Можно строить различные предположения насчёт того, почему финны встали на защиту острова. Шанс соскочить с «высокой земли» целыми и невредимыми у них был, несмотря на то, что Советское правительство во время переговоров о перемирии выдвинуло Финляндии два условия, согласованных с Великобританией и США: немедленный разрыв отношений с Германией и вывод немецких войск в срок до 15 сентября. История знает немало примеров того, как достигнутые договорённости нарушались, и никого за это не наказывали. Однако финские солдаты оказались не только не из робкого десятка, но и просто порядочными людьми, чётко выполнив все, что от них требовалось.
Более того, как пишет Маннергейм в своих воспоминаниях, «немцы своей безумной попыткой (имеется в виду нападение на остров) облегчили наше положение именно в тот момент, когда Финляндия была вынуждена выгнать их из страны с помощью вооружённых сил». Получается, финны как будто только того и ждали, когда к ним заявятся непрошеные гости, чтобы выставить их со скандалом и показать, что с ними лучше не связываться. А немцы, видимо, их недооценили, за что и получили по полной программе: остров так и не взяли, а людей положили немало.
Но больнее всего для Гитлера было то, что Сталину Гогланд достался без единого выстрела и с хорошим «приданым». А это не только переданные в целости и сохранности советским войскам оборонительные укрепления, но и 36 жилых домов с запасами дров и колодцами, 12 оборудованных складских помещений и прочее хозяйство, включая автомобиль в отличном состоянии. Другое дело, что советская душа такую неслыханную щедрость спокойно переварить не смогла: практически всё либо было разрушено, либо бесследно пропало. Автомобиль, и тот умыкнули с острова, несмотря на зоркое око офицера СМЕРША.
Сейчас остров Гогланд вновь вернулся к размеренной жизни. И о том, что происходило здесь в сентябре 1944-го, напоминают лишь сохранившаяся до сих пор колючая проволока на скалах, заброшенные оборонительные сооружения, да памятник советским и финским солдатам. Однако, это не значит, что все тайны острова раскрыты: загадок там ещё хоть отбавляй. Одна из них, кстати, касается радарной станции, о строительстве которой на «высокой земле» Россия заявила в 2007 году. Как поживает проект – тайна за семью печатями. Может, не за горами тот день, когда остров Гогланд выйдет на авансцену в международной борьбе против «пиратов-экологов», повадившихся захватывать мирные суда на Балтике? Кто знает…