Диалектика-1

Сергей Корягин
Диалектика. Это движение мысли в процессе познания. От одного определения предмета к другому, от одной противоположности к другой. И поднятие на ступеньку выше в результате снятия крайностей. Новое единство требует того же. У Гегеля познание и есть действительная жизнь. Деятельный разум, теоретический и практический,  все создает, все строит, пишет книги. Диалектические материалисты переворачивают отношение: познание – всего лишь отражение действительной жизни. Но суть дела от этого не меняется: диалектика открывается в познании. Послушаем Гегеля: «Диалектический момент есть снятие конечными определениями самих себя и их переход в свою противоположность. Диалектика есть, следовательно, движущая сила всякого научного развертывания мысли, который один вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость». И еще: «Все, что нас окружает, может быть рассматриваемо как образец диалектики». («Энциклопедия философских наук», § 81.)
Таким образом, диалектика –  не или – или, а рассмотрение всех сторон предмета, включая противоположные. Пример. Когда у нас говорят, что коммунизм  – это  справедливость, то следует ответить: «При коммунизме никто не  хочет работать, но все хотят много получать». Противоположную его особенность не принимают во внимание. Когда у нас говорят, что коммунизм  это от каждого – по способностям, каждому – по потребностям, то следует возразить: «Извините, коммунизм – это и ГУЛАГ». То есть предмет надо рассматривать со всех сторон, включая его противоположные моменты. Маркс приспособил диалектику для своей теории. Еще из  Гегеля: «Все вещи (то есть все конечное как таковое) предстают перед судом, и мы видим в диалектике всеобщую непреодолимую власть, перед которой ничто не может устоять, сколь бы оно ни мнило себя обеспеченным и прочным» (там же). То есть, все, что живет, обречено на смерть. Нет бессмертных учений, теорий, бессмертных вождей, политических режимов.

Движение в пространстве – диалектично. Предмет теперь находится на этом месте, но в себе он находится уже в другом месте. Он осуществляет свое инобытие тем, что движется. В учении о бытии Гегель рассматривает переход количества в качество. При нуле градусов снег тает – переходит в другое качество. При температуре в сто градусов вода закипает и переходит в пар – в другое качество. В общественной жизни свобода, доведенная до анархии, переходит в свою противоположность – в тиранию. Тирания в своем крайнем выражении переходит в революцию. Страшная тирания при Иване Грозном уничтожила естественное стремление народа  – жить вместе и вызвала (после краткого правления Бориса  Годунова) смуту, которая длилась до 1613 года. В учении об идее Гегель рассматривает вопрос о цели жизни. Осуществима цель? – Нет, ибо временная линия жизни бесконечна. – Да, осуществима, ибо жизнь в себе есть законченная целостность. «Неудовлетворенное стремление исчезает, когда мы познаем, что конечная цель мира столь же осуществлена, сколь и вечно осуществляется» (там же, § 234). Сократ, изобретатель диалектики, использовал это оружие в качестве иронии, чтобы довести оппонента до абсурда и доказать ложность его основной посылки.

Противоречие. Человеческое сознание с помощью языка обозначило все предметы, найденные им в мире. И не только сами предметы, но и их свойства – существенные и не существенные, похожие, различные, существенно различные, противоположные. Обозначило отношения предметов между собой и отношения их свойств между собой. Сознание разделило живую и неживую природу, живую природу на растительное царство и животное царство. В неживой природе взаимодействие предметов, находящихся в движении или в покое,  а  также  их свойств ведет к изменениям,  порой существенным, но не изменяет их основного свойства – безжизненности.

Растение уже живет, а жизнь сопряжена с развитием, потому  что есть другой полюс, полюс абсолютной безжизненности – смерть. Появляется то, что называется противоречием, которое сопровождает процесс развития.  У растения есть пик жизни. Оно растет и развивается, потому что некая природная сила «толкает» его вверх к этому «пику». (У Гегеля – это мировой Разум, абсолютный дух.) Оно начинает умирать, когда эта природная сила слабеет. Пик жизни удаляется, смерть приближается. Противоречие сопровождает процесс, направляет. Является ли движителем? Скорее, оно определяет «направление движения». Такая же природная сила действует и в органической природе. Есть семя, в семени заложена потенция (ее сравнивают с туго закрученной пружиной) – в потенции заложен импульс развития.  Молодой организм развивается сначала в утробе матери, потом в иных условиях. Вперед – к жизни! В эволюционном развитии живых существ противоречие имеет место между наиболее приспособленными особями данного вида к внешним условиям и менее приспособленными. В качестве природной силы  работает инстинкт самосохранения. Побеждает жизнь.

В общественной жизни противоречие осознается ученым, наукой. Человек (и человеческий коллектив, разумеется) стремится к жизни, к лучшей жизни, здоровью, счастью и одновременно ставит преграды всему, что  препятствует осуществлению его целей, и прежде всего – надвигающейся смерти. Все другие противоречия вытекают из главного. (Инстинкт самосохранения здесь, разумеется, не угас.) Есть лучший способ производства. К нему стремятся человеческие коллективы, уходя от худшего. Есть для данного времени лучшие способы устройства политической жизни, когда свобода и порядок гармонично сосуществуют.  Туда направляется человечество, оставляя деспотам хоронить деспотов.

По Гегелю, в неживой природе нет развития, но в ней заложен разум, который организует ее внеположность. Развитие во времени начинается в живой природе и осуществляется по «правилам» абсолютной идеи. Жизнь человеческого общества в истории ведет абсолютный дух. Через теоретическую и практическую деятельность, через все отчуждения и  возвращения в собственное лоно он проводит человечество к вершине познания. Познал мир – овладел миром. Стимул развития – в самом субъекте развития, в «Я», который в религии называется Богом.

По поводу статьи господина Л.К. Думаю,  не следует диалектику так бесцеремонно стаскивать с небес на землю и использовать ее как ключ для открытия склада, в котором хранятся хомуты, седелки, дуги и прочий инвентарь. Диалектика – способ мышления, и прикладывать ее к реальной жизни  следует с великим тактом. Приложил грубо – наломал дров. Здесь и Маркс постарался. Но более всего постарались Ленин и Сталин. Господин Л.К., похоже, решил их превзойти. Доярка Иванова, Терентий Мальцев не знали, как применить диалектику в своей работе. И хорошо, что не знали. 3 июня 2009 г.
 
 Диалектика. Интересную статью поместил на форуме Владимир М. Я долго не решался отреагировать на нее. Итак. Является ли диалектика тем «мотором», который осуществляет процесс развития? Думаю, нет. Она лишь описывает сам процесс. Она, в частности,  говорит, что развитие идет от простого к сложному, что развитие идет от минимума качества к максимуму качества, что состязаются две противоположности, которые к концу процесса угасают, снимаются (по Гегелю), и в конце появляется новое качество. В человеке борются желание иметь всего как можно больше  и норма,  похоть и нравственный закон. Желание стать очень богатым – и просто обеспеченным. Желание уйти от ответственности, то есть стать иждивенцем, и желание добыть все самому. Генерал размышляет, ударить массой и стяжать громкую славу или применить хитрость, которая сохранить человеческие жизни. Что побеждает?. Как правило, некая середина. Борются рабы и рабовладельцы. Кто побеждает? Никто. Появляется феодал и утверждаются феодальные (крепостнические) отношения. Борются крепостные крестьяне и феодалы, помещики. Кто побеждает? Некое третье качество – буржуазия. Какая сила толкает процесс вперед и вверх? Не знаю. Но она есть, она толкает. Иные полагают, что двигающим началом является диалектика. Я не уверен.

Исторический процесс можно представить себе как некий поток. Целостный процесс, в котором нет разделений и противоположностей. Однако разум наш так устроен, что он разделяет этот поток. Вычленяет различия и противоположности, указывает направление, указывает начало и конец. Если есть противоположности – должна быть и борьба между ними. Владимир Машков правильно уловил тонкость: если есть борьба между противоположностями – должно быть между ними и «взаимопонимание», «сотрудничество». Борьба не абсолютна, как и сотрудничество, они – вместе. Здесь найдена ахиллесова пята Марксова учения, которое абсолютизирует борьбу. Борьбу пролетариата и буржуазии, в которой непременно должен победить пролетариат.

А почему должен победить пролетариат, если по закону диалектики должно победить некое третье качество, которое является следствием сотрудничества труда и капитала, наемных работников и работодателей? Далее. Как должно называться это третье качество, являющееся следствием классовой борьбы? Советский опыт дал нам номенклатуру – злобных и жестоких политиков, объединившихся в партию нового типа. Следует общественной науке принять этот вариант или отвергнуть? Впрочем, сама общественно-политическая жизнь в России отвергла его. Тут есть о чем подумать. 3 октября 2009 г.