Ты уходил, чтобы не вернуться

Магда Норис
Посвящается Виктору Францевичу,
18 января 2010 года ему исполнилось всего 66 лет

Снег запорошил следы.  Больно. Ты ушел навсегда. Больно. Слезы, они не подвластны уму.  Больно. Жизнь оборвалась и сердцу моему больно.
Снег запорошил следы от лыж. Ты упал и больше не поднялся.  «Остановилось сердце», - так напишут потом врачи. Твое сердце остановилось, а ты так много еще хотел.

Сегодня сорок дней, как тебя не стало. Ты молча облетаешь землю и останавливаешься за моей спиной. Я чувствую твое присутствие. Заглядывая через мое плечо, ты читаешь:

« Ты уходил, чтобы не вернуться.  Медленно падал снег в углубление твоего следа, и твой след исчезал под мягким пушистым снегом. Ты давно чувствовал себя одиноким и, прибавляя скорость, хотел убежать от тоски. Лыжи скользили по снегу, оставляя два следа.  Два следа одной судьбы. По твоим щекам текли слезы, они тоже оставляли два следа. Два следа  одной печали. Ты перестал различать дорогу и шел наугад. Потом ты потерял равновесие и упал. Что-то надломилось в твоем сердце. О чем ты подумал, уткнувшись лицом в снег. Что тебе одиноко и тебя никто не ждет.  Если бы ты видел, как плакала жена и были подавлены дети. А мы, твои коллеги по работе, не успевшие сказать, как ты нам дорог. Но поздно сожалеть о том, чего не сделал. Ледяной холод сковал твои губы и тело. А наши слезы были бессильны что-либо сделать».

«Прошло девять дней, мы сидим за столом и вспоминаем тебя. Кажется, что ты сейчас позвонишь и скажешь, что это неправда, потом помолчишь и спросишь: «Можно я еще позвоню, я вам не очень надоедаю?»  Ты не хотел надоедать и звонил редко, только чтобы поздравить с днем рождением или с праздником. Последний раз мы виделись, когда Валентина пригласила тебя на свой день рождения. Тебе так хотелось пообщаться с нами, но мы смеялись, балагурили, и нас даже немного забавляла вся эта ситуация. Ведь мы же прекрасно видели, что тебе не хватает нашего внимания. Ты так и ушел с горечью в сердце. Мы расстались в метро. Ты уходил, чтобы не вернуться. Это была наша последняя встреча, но тогда мы об этом не знали.  Зато сейчас мы сидим и говорим только о тебе. Но поздно, слишком поздно. Потом мы еще два раза созванивались. Сначала ты поздравлял меня с днем рождения, потом позвонила я, чтобы поздравить тебя с днем рождения. Мы долго говорили, и ты первый раз за время нашего знакомства признался, что тебе очень одиноко. Ты жаловался, что жена уделяет тебе мало внимания, на что я сказала, что она просто устает на работе.   Что я еще могла сказать. А тебе катастрофически не хватало любви! Потом ты спросил: «Я не очень надоел?», а я промолчала. Я спешила, у меня были дела. И ты попрощался и положил трубку, чтобы уже никогда не набрать мой номер».

Сегодня сорок дней, как тебя не стало. Ты молча облетаешь землю и останавливаешься за моей спиной. Я чувствую твое присутствие и слышу твой голос: «Я не очень надоел». Мне хочется крикнуть: «Конечно, нет!», но я молчу, и только слезы оставляют два следа на моих щеках.

18 марта 2010