Брахманизм и Упанишады

Константин Рыжов
К началу I тыс. до Р.Х. жизнь ариев (http://www.proza.ru/2013/11/26/1460) претерпела значительные изменения: они перешли к оседлости, у них появились многочисленные города и царства. Простой и незамысловатый культ древней ведической религии (http://www.proza.ru/2013/11/26/1530) значительно усложнился. Об этом мы можем судить по двум поздним Ведам – Атхарведе и Яджурведе, а также на основании других важных религиозных текстов – брахманов, игравших в это время, наряду с Ведами, чрезвычайно важную роль в религиозной практике.

     Что же такое брахманы? Прежде всего, это сборники сведений о ритуалах, правилах и обрядах, призванные служить руководством для жрецов при совершении ими сложных жертвенных обрядов.  Помимо этого мы находим в брахманах множество другой важной информации: различные религиозные предписания, мифы, предания, а также разработку отдельных философских вопросов. Видно, что интеллектуальная жизнь индийцев, по сравнению с временами Ригведы, сделалась более напряженной и насыщенной. Но при этом совершенно утрачивается поэтический огонь и сердечность прежних времен. Чувствуется, что за периодом полнокровной и пылкой веры пришла пора отрешенности и искусственности. Дух религии отходит на задний план, тогда как ее формы приобретают огромное значение. Исключительно важную роль начинает играть обряд, требовавший невероятной точности и изощренности.

В основе культа лежали жертвоприношения богам – регулярные и специальные. Совершение первых было  важнейшей составной частью образа жизни всех слоев общества.  Мир существует благодаря богам, а они живут жертвоприношениями, поэтому ради своего и всеобщего благополучия должно одаривать богов, чтобы заручиться их расположением.

Главным в культовой практике было принесение в жертву животных. На специально подготовленных алтарях разделывали туши, некоторые части бросали в огонь, другие варили в котлах, после чего участники обряда съедали их. Боги питались тем, что сгорело в огне. В него бросали также хлебные зерна, лили  топленое масло, молоко и особым образом приготовленный напиток – сому. Исключительное значение придавалось принесению в жертву коня (ашвамедха), обряду, совершаемому только правителем.  Специально отобранного коня отпускали на волю, но за ним неотступно следовал или сам царь, или назначенный для этого полководец с войском. Властители областей, по территории которых проходил конь, должны были либо подчиниться царю – собственнику коня, либо воевать с ним. Через год коня приводили в столицу и приносили в жертву в присутствии покоренных правителей. На подобный акт мог решиться только царь, уверенный в своих силах и претендующий на роль гегемона.

Культ предков играл ни чуть не меньшую роль, чем культ богов. (Важнейшим из них являлась поминальная трапеза – шраддха; выполнять ее мог только мужчина, глава семьи, поэтому каждый индиец мечтал о сыне).  Обрядами сопровождались  и трудовые процессы – запряжка в плуг быков, начало пахоты, сева, жатвы, молотьбы, ввод и вывод скота из хлева, рытье колодца, разбивка сада, строительство дома, а также любое событие в личной или семейной жизни.

Домашние обряды были достаточно просты, их исполнение не требовало особых знаний и их выполнял сам домохозяин.  Но торжественные обряды отличались особой сложностью и пышностью. Важен был не только правильный выбор священного текста, но и то, как он произноситься. Ведь священное слово должно было сохраняться в первоначальном виде вечно. Неправильно поставленный акцент или неверная интонация могли нарушить действенность всего обряда.

О том, чтобы простой человек мог правильно принести  жертву, нечего было и думать. Если допускалась хоть малейшая ошибка, священнодействие считалось неэффективным.  Культ превращается в сложнейшее искусство: «вызывать» божество умел только особый жрец-«вызыватель», прославлять бога в гимнах – только специальный жрец-песенник, а возложить жертву по уставу мог лишь «жертвоприноситель». При отправлении культа произносилось множество молитв и заклятий, которых никто не понимал, так как они были сложены на древнем языке.

В обрядах с возлиянием сомы, например,  должны были участвовать минимум четыре жреца: хотар, главной обязанностью которого было произнесение гимнов «Ригведы», адхварью, произносивший тексты из «Яджурведы», удгатар, певший гимны из «Самаведы», и брахман, следивший за ходом церемонии; ему надлежало знать все три веды. В особенно важных случаях исполнителей было еще больше. Жертвоприношения превращались в длительную, с огромными затратами средств процедуру.

     В следствии этого, в жизни индийского общества чрезвычайно возросла роль жерцов-брахманов, которые образуют особое замкнутое сословие - варну.  Брахманы находились на самой вершине социальной лестницы. Считалось, что уже сама принадлежность по рождению к этой варне освящала человека. «Брахман – ученый или неученый, - читаем мы в одном из тогдашних текстов, - великое божество, равно как великое божество огонь – использованный и неиспользованный». В другом месте говорится, что могущество брахмана, «познавшего Закон», превышает могущество раджи. Не случайно индийская религия этой поры получила особое название – брахманизм.
Впрочем,  считать его совершенно новой верой было бы неверно, так как установки древней ведической религии, ее боги и традиции в целом сохранились. Правда некоторые из старых богов упоминаются теперь редко, а некоторые вообще забываются. Роль других, прежде третьестепенных, (к примеру, Вишну), наоборот возрастает. Праджапати, ведущее значение которого в Ригведе еще не до конца обозначилось,  в Брахманах превращается в верховного бога и творца мира.

Трудное знание ритуала достигалось многими годами постоянной учебы: приходилось все воспринимать на слух и заучивать наизусть.

    В целом брахманизм оставался достаточно формальной религией, его холодные догмы не могли удовлетворить духовно ищущих людей. Как реакция на официальные культы, в Индии около в VIII в. до Р.Х. зародилось и быстро набрало силу движение муни, считавших проявлением истинного благочестия отказ от мирских радостей. Не порывая открыто с традиционной религией, муни бросали свои дома, свое имущество, свои семьи и уходили в джунгли, чтобы вести жизнь отшельников-аскетов. Уединившись там, отшельники надеялись молитвами и умерщвлением плоти достичь высшей силы духа.
Постепенно в их среде выработалось глубоко философское учение о высшем божественном начале - Брахмане. Понятие о нем дают  Упанишады.  (Само слово упанишад означает «сидение подле»; имеется в виду сидение слушателей вокруг учителя). В этих мистических поэмах разрабатывались глубочайшие религиозные и философские вопросы. Понять их могли лишь те люди, которые прошли известную подготовку и глубоко осознали, что жизнь и материальные утехи – все это суета, не заслуживающая серьезных усилий и трудов.

В отличие от более ранних ведических текстов, Упанишады уже не совсем анонимны. Многие поучения возводятся к конкретным древним мудрецам. Достоверных сведений о них у нас нет.  Имена их окружены легендами, и тем не менее нет оснований сомневаться в том, что эти люди реально существовали. Наиболее известные из них: Аруна, Пратардана, Уддалака, Яджнявалкья, Шандилья, Аджаташатру, Шветакету.

Хотя авторы Упанишад, признавали значение старых Вед, они называли их «низшим знанием». В Катхе-упанишаде прямо говорится, что Высшее нельзя постичь ни при помощи Вед, ни при помощи обычной человеческой мудрости. Таким образом, авторы Упанишад обещали путь к высочайшему, единственно истинному знанию.

       Согласно Упанишадам, весь мир явлений – это всего лишь иллюзия - майя. Жизнь, прожитая ради земных, чувственных благ – растрачена попусту. Древние чтили сотни богов, которые, как им казалось, наполняли пространство, горы, джунгли и дома. В противоположность им творцы Упанишад пытались пробить дорогу к Единому Существу. Когда мудреца Яджнявалкью, которого традиция изображает выдающимся мастером проповеди и философского спора (жил он, как считают, в VII в. до Р.Х.) спросили, сколько существует богов, он сначала назвал каноническую цифру ведийской мифологии: три тысячи триста три. Но потом, когда его продолжали спрашивать, Яджнявалкья ответил: это – только проявления, богов же – тридцать три. А в конце концов, уступая настойчивым просьбам, он признал, что в сущности Бог только один. Если боги и существуют, то они – лишь отдельные волны единого моря Божества. «Он – единственный, не имеющий цвета, многоразлично прилагающий свою силу, создающий много цветов для скрытой цели, в нем, как в конце и начале, растворена Вселенная…» Истинный мудрец не поддается соблазнам материального, он ищет «Того, Кого многие слышат, но не знают», Того, кто  «невидим, неосязаем, не имеет ни рода, ни варны, ни слуха, ни рук, ни ног». Это Единственное, обладающее  реальностью есть Брахман – мировой дух, безличная и бесконечная божественная субстанция, лежащая в основе всего сущего, источник жизни, принцип единства, сокровенное «Я» Вселенной. Каждая индивидуальная душа – Атман – является его частью. По сути дела, Атман – это тот же Брахман, такой же великий и непостижимый. Упанишады учили, что Атман не рожден, а существует извечно. Будучи тождественен Брахману, он предстает как вселенский правитель. «Он – властитель всего, он повелитель существ, он хранитель существ…- писал Яджнявалкья. – Знающий это сам становится Брахманом».

       Конечная цель любого мудреца состоит в слиянии с Брахманом. Но как достичь этого состояния?  В Упанишадах разрабатывалось учение, что душа постоянно переходит из одной телесной оболочки в другую, следуя карме – закону о посмертном воздаянии человеку за его дела при жизни. («Подобно тому как гусеница, достигнув конца былинки и приблизившись к другой былинке, подтягивается к ней, - говорил Яджнявалкья, - так и Атман, отбросив это тело, рассеяв незнание и приблизившись к другому телу, подтягивается к нему»). Если человек точно придерживался при жизни дхармы – линии поведения, определенной Брахманом для людей каждой варны, то после смерти его душа могла возродиться в теле человека более высокого общественного положения, вплоть до брахмана. Душа грешника, напротив, деградировала и могла вселиться только в тело человека более низкой общественной категории, или даже в тело животного, вплоть до самого нечистого и презренного (царь в новом существовании может стать разбойником, брахман – шудрой). Каково деяние человека (его карма), таково и будущее рождение.
Деяние (карма) определяет судьбу человека. По закону кармы он своим поведением, образом жизни, любым поступком подготавливает свое будущее. Но этот закон обуславливает  не только будущее, но и настоящее положение человека, ибо оно – результат его деяний в прошлых существованиях. Это высший закон бытия, независимый даже от воли богов.

Однако спасение (мокша) состоит не в том, чтобы стремиться к лучшим воплощениям. Оно  в том, чтобы навсегда  уйти из этого нереального мира, соединиться с Брахманом, раствориться в Нем и таким образом достичь полного освобождения – нирваны (буквальный смысл этого слова означает «полное безветрие», «абсолютное затишье»). Для этого человек, должен отстраниться от всего внешнего, отбросить все, что связывает его с миром и полностью погрузиться в свое внутреннее «я», в свой Атман. «Как текущие реки исчезают в море, теряя имя и облик, так и мудрец, отрешенный от имени и облика, приходит к божественному Духу, что выше высокого».  Те, кто не в состоянии сделать этого, обречены вновь и вновь возвращаться в поток бытия. «Тот, кто имеет желания и думает о них, вновь рождается здесь и там из-за желаний. Но все желания того, у кого совершенный Атман и чье желание исполнилось, исчезают в этом мире». Свобода от желаний – вот истинная свобода, отказ от мира – это и есть подлинное бессмертие. Через свое «я», через свой Атман, человек приближается к мировому Брахману. Но до тех пор, пока он опирается на внешний опыт, человек не замечает Бога, который совсем рядом с нами. Лишь наше «я» соприкасается с космическим Брахманом и нужно войти в себя, чтобы познать Его. Ибо «Его облик невозможно увидеть. Никто не видел его глазами. Его воспреемлют сердцем, умом, мыслью. Тот, кто знает это, становится бессмертным». Но и этого мало. Чтобы обрести единение со всемирным «Я», нужно побороть не только чувства, но и саму мысль. Лишь в состоянии, когда бездействует рассудок, человек может пережить слияние с Брахманом, победить смерть и возвыситься над тлением. «Не рождается и не умирает знающий Брахмана, он не происходит ни от кого и не становится никем. Не рожденный, постоянный, вечный, изначальный, он не гибнет, когда погибает тело». Он оказывается там, где невозможно найти ни одного  из свойств мира, природы и духа; там где нет ни добра, ни зла, ни света, ни тьмы, ни движения, ни покоя. Там царит нечто, превосходящее самую глубокую мысль человека, превосходящее само бытие. Там – страшная, непереносимая тайна, «владыка молитв» – Брахман, но в нем нет личности, какой мы ее знаем. Брахман – сверхличность, сверхсознание. Он есть и его нет, ибо он стоит выше даже этих категорий. Говоря о Нем, можно лишь отрицать качества.

     Однако как из этой субстанции, о которой можно говорить лишь в отрицательных терминах, мог возникнуть пестрый мир существ и явлений? Единого ответа на этот вопрос Упанишады не дают. Но при всей запутанности космогоний их роднила одна общая идея: в творении они видели ничто иное, как рождение, излияние мира из недр Абсолюта. «Как паук выпускает из себя и вбирает в себя паутину, как растение возникает из земли, как волосы возникают на голове человека, так из Непреходящего возникает все в этом мире» То есть, Абсолют и мир оказываются в конце концов в чем-то тождественны. Бог, в конечном итоге, есть все, и материальный мир есть одно из проявлений его природы. По какой же причине Абсолют из области идеального переходит в материальное? В отличии, к примеру, от христианства, где настойчиво проводится мысль о том, что причиной творения была Любовь и что бытие есть создание любви Сущего, Упанишады отрицали в этом акте какое бы то ни было этическое или нравственное начало. Миротворчество для Брахмана не более чем игра, он входит в рожденный им мир, стремясь испытать низшие виды существования и насладиться неведомыми ощущениями. Материальный мир – всего лишь сон, греза Брахмана. Испытав этот сон, он в конце концов ощущает жажду покоя и стремиться уйти в свое исконное безмятежное существование. Таков вечный и неизменный круговорот космоса, в котором он то выплескивается из Брахмана, то вновь утопает, растворяется в Бездне. Вселенная, таким образом,  есть что-то недолжное и даже бессмысленное. Упанишады представляли явление мира как добровольное самоограничение Божества. Но в этой «жертве» нет никакой любви и вообще ничего возвышенного – это, как уже говорилось, всего лишь божественная игра – Лила.

    Нельзя не согласиться, что Упанишады  являют собой высочайший взлет человеческого духа. Их создатели безусловно принадлежат к числу величайших мудрецов Индии и всего человечества.  Упанишады первыми провозгласили единство Божественного Начала и признали вторичность внешних обрядов. Еще более значимым был их шаг в постижении природы Божественного. В то время, когда человек наделял богов не только низменными страстями, но и телом, Упанишады впервые провозгласили, что Абсолют превосходит все тварное, зримое, мыслимое. Однако спасение предлагалось здесь на таких суровых условиях, которые едва ли могли быть приняты обычным человеком. Да и отношение к Брахману могло быть только чисто умозрительным, его нельзя было любить, ему бесполезно было молиться. Поэтому религия Упанишад, хотя и имела огромное влияние на умы, не вышла за пределы отшельнических скитов.

Индия и Средняя Азия  http://www.proza.ru/2013/04/22/303

Конспекты по истории человеческой культуры  http://proza.ru/2011/06/02/190