Размышления о воспитании детей

Павлова Вера Калиновна
                Самая больная проблема в нашей стране - наши дети. Хотелось бы  выразить несколько мыслей по поводу, исходя из собственного опыта работы с детьми и  родителями.. 

                РАЗМЫШЛЕНИЯ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ


ВИЗАВИ - Почему современные дети уже с дошкольного возраста так невоспитанны и неразвиты в широком смысле слова?

АВТОР: Поскольку материальный достаток в настоящее время является, увы, мерилом всякого достоинства, считается, что в материально благополучной семье на высоком уровне и  остальные составляющие для развития детей: духовного, душевного…Увы! Часто в таких семьях дети оказываются одинокими.

        Другая часть – дети бедных или очень бедных родителей и поэтому у детей, практически, нет детства. О них заботиться некому, т.к. в бедной или очень бедной  семье, как правило, сорбируются и всяческие пороки: пьянство, на почве которого  произрастает атмосфера семейного мракобесия и безответственности. Дети в такой семье  предоставлены  сами  себе, их воспитывает улица.

 ВИЗАВИ: - Ну, как же, почти все имеют мобильники, плееры, приставки, и т.п.? – Не  такие уж они и бедные.

 АВТОР: - В том – то и дело, что развитие, а вернее, такое широкое распространение   малой бытовой электроники опережает естественное духовное, душевное, интеллектуальное  развитие детей, как в своё время появившиеся в массовом порядке магнитофоны, магнитолы, куда заправлялась и откуда лилась всякая музыкальная ересь. Поэтому вслед за родителями дети не стали петь(!) так же, в массовом порядке. Они совершенно не слышат, а тем более, не знают элементарной классической музыки! Подчёркиваю, ЭЛЕМЕНТАРНОЙ   
 
 ВИЗАВИ:  -    У  каждого  поколения  свои  приоритеты  и  вкусы!

АВТОР: - Какие приоритеты?! Назовите современные произведения, достойные таковыми  называться, которые несут в себе положительную информацию: этическую, эстетическую, эмоциональную. И кто с экрана способен таковую нести? Всё отдано на откуп  малообразованным, непрофессиональным исполнителям, которым учиться учиться и учиться!  Массовый полуфабрикат! Музыкальный суррогат!
        Считается, песню спеть, мол, ума много не надо! Какой вкус, господа, пришедшие на эстраду, будет у наших детей, когда они во все глаза и уши воспринимают вас и им это нравится! Это же бездуховщина! И профессиональный цинизм! Вот отсюда один из истоков  всеобщей эстетической безграмотности и вкусовщины.

АВТОР: - Вкус? Нужно хотя бы чуть-чуть оглянуться назад. Надо беречь и чтить   накопленные поколениями опыт, традиции: Лет 20-25 назад КАЖДЫЙ ребёнок  знал "Танец  маленьких лебедей" П.И.Чайковского, "Лебедь" Сен-Санса, Романс Шостаковича из  к/ф «Овод», дуэт Лизы и Полины из оперы Чайковского «Пиковая дама», (и т.д.) и узнавал  их на слух.

 ВИЗАВИ: - Сейчас другая музыка.
 АВТОР:  - И чем она навеяна?
 ВИЗАВИ: - Просто музыка.

 АВТОР: - Музыка всегда является выразительницей музыкальной культуры её создателя.
 АВТОР: - Что такое культура в данном случае? Это, прежде всего, элементарная  образованность в этой сфере. Владение каким-либо инструментом. Знание основ композиции и гармонии, музыкальный опыт во многих стилях, т.е, музыкальный кругозор. 
        А музыка «от себя», без вышеобозначенных признаков есть вред, наносимый, в первую очередь, нашим младшеньким, без разбору воспринимающим всё, что «дают». Потом, позже, у них наступает эстетическое «несварение» в виде испорченного вкуса, дурных  увлечений, вместо танцев, увлечение дикой физзарядкой под музыку. 

ВИЗАВИ: - Ну, а как же песни Пугачёвой, Антонова, Киркорова?.

АВТОР: - Они, во-первых, имеют музыкальное образование и с музыкальным кругозором у них всё впорядке. Тут ещё есть одно важное обстоятельство: Божий Дар - гармонический, мелодический, музыкальный, как у Юрия Антонова.

        Например, В-А Моцарт после одного – двух прослушиваний мог записать все голоса  звучавшего в церкви четырёхголосного хорала. А как Людвиг Ван Бетховен мог сочинять  музыку, будучи глухим? Это - Божий Дар от Природы-матушки. Он слышал музыку внутренним слухом.

ВИЗАВИ: - А нужно ли учиться петь, если от природы у человека хороший голос?

АВТОР: - Если очень хороший от природы - надо, только не так много. Если просто хороший голос, - он требует огранки, коррекции с точки зрения дикции, правильной фонемы  гласных, опоры и расхода дыхания, позиции звука, отчего зависит чистота интонации, работы над тембровой ровностью на всём диапазоне.
        Думаю, что разъяснение по этому вопросу требуется потому, что довольно много  людей считает, что петь могут все, и не находят разницы в качестве звучания, кроме  как «сильнее», «слабее», «громче», «тише». Никому, особенно начинающим, не надо бояться учиться петь. Дело за главным: нужно, чтобы постановкой голоса занимался хороший  вокалист или компетентный дирижёр-хоровик. Всем певцам полезно петь в хоре.

ВИЗАВИ - Как исправить положение с эстетическим воспитанием детей в общеобразовательных школах?
 
АВТОР: - Очень непростой и важный вопрос.
 
АВТОР: - Начнём с самого простого. И опять экскурс в «раньше». Как это было лет 20 – 30  назад? Ведь интересно. Все семьи пели. Это многовековая народная музыкальная традиция.  Пели, сопровождая работы во все времена года, обряды, народные гуляния, быт.
 
        Веками откристаллизовались самые различные песенные жанры - золотой фонд  народной национальной культуры! Когда я училась в школе, в младших классах (пожалуй, до седьмого), во время перемены водили хороводы в школьной рекреации и пели все   популярные тогда песни:

                Ой, туманы, мои растуманы,
                Ой, родные поля и леса!
                Уходили в поход партизаны,
                Уходили в поход на врага!

        Какой распев! Какая красота! Душа поёт! «Вижу чудное приволье», «Калинка», и  много-много ещё! Это ли не всяческое воспитание? Эти песни и другие мы пели на уроках  пения. Всё было проще: дай бог, если в школе был один баянист. А сколько хоров было в  школах и многочисленных хоров, по 60–70 чел. 
         
        Во время пения в хоре у участников закладываются первые и основные музыкальные  навыки, безотносительно к дальнейшей профориентации: чувство ритма, ансамбля,   развивается хорошая дикция, музыкальность, воспитываются эмоциональная культура,  чувство коллективизма, гражданственности. А самое главное, благотворно влияет на  развитие интеллекта и общее развитие ребёнка..

        Сейчас общеобразовательная школа, её программа, так же, как и раньше,   учитывает все грани духовного развития детей, но дело в том, что в процессе обучения их важность дифференцировалась. Нужно повысить статус учителя пения до  остальных «обязательных» дисциплин.
 
        По специфике уроки пения трудоёмки для учителя, т.к. обладают внутренним  дезорганизующим свойством. Иногда требуется искусство и мастерство, чтобы умиротворить  класс и занять его работой. Нужны кадры, люди, любящие эту работу, имеющие высокую  квалификацию.
               
        Такие институты есть. Хоровые училища, музыкально-педагогические факультеты в  педагогических ВУЗах.
               
        Для большей эффективности работы в классе на уроках пения хорошо бы иметь в   школе концертмейстера.
   
        Музыкальная школа несёт на себе миссию воспитания из своей среды будущих  музыкантов, функцию музыкально-эстетической пропаганды в школьной среде и для населения.

                Пора подвести некоторые итоги.
 
ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ?

1   Взгляд в недалёкое прошлое.
2.  Петь  дома, петь в школе.
3.  Неформальное пение общих песен (на классном
    часе, на вечере, диспуте).
4   Кадры, их квалификация, целевое обучение
5   Концертмейстер в школе.
6   Повысить статус учителей музыки, материальную заинтересованность учителей вообще и  учителей пения, в частности.

        В настоящее время в своём большинстве дети не имеют материальной возможности  посещать театры, концертные залы. Льготы тут не предусмотрены. Может быть, нам нужно  подумать, как сделать так, чтобы этот художественно-эстетический источник стал  доступным?


 …