Пятьсот весёлый шел во Владивосток

Воздушный Транспорт
 
Осталось меньше двух месяцев до того дня, когда наша страна и весь цивилизованный мир отметит 65-летие  Победы. Так хочется, чтобы каждый из ветеранов успел рассказать о том, что пришлось пережить в ту суровую военную годину. Только все чаще и чаще эти просьбы они дипломатично отклоняют. Кто-то болеет, кому-то с трудом даются воспоминания, а кто-то прямо говорит: «Зачем? Ведь это уже никому не нужно». Нет, нужно, - обязательно нужно.
Чтобы дети, внуки и правнуки знали, что вы, дорогие наши ветераны, и есть самые главные герои той исторической эпохи.


Яблоки на шесте, и моряк в бескозырке   


Анне Васильевне Харитоновой сегодня  92 года. Если бы не сынишка, который родился незадолго до начала войны, кто знает, какой была бы ее, Ани Акимовой, жизнь. Но расскажем все по порядку. Родилась Анна Васильевна в 1918 году в деревне Тюхменево под Вязьмой.

- Детей в семье у нас пятеро. Старшая сестра Нина, ей сейчас 96 лет, брат Иван, я, Лёня и самый младший Коля, ему в этом году будет 85 лет, - рассказывает Анна Васильевна. –  Вани уже нет в живых, а Леня умер еще ребенком, и врачи спасти от дизентерии его не смогли…

Яблоки те росли в саду, что был под окнами дома в Очаково. Туда они переехали всей семьей, когда отец устроился на кирпичный завод, и стал заведовать механическими мастерскими. Пока взрослые работали, ребятишки промышляли в саду, доставая яблоки с деревьев оригинальным способом. Анна Васильевна вспоминает об этих ребячьих вылазках и смеется:  «Знаете, как мы их доставали? Брали шест, на конце которого был вбит гвоздь, и забрасывали на дерево».
Комната, где жили, была небольшой, и Анна Васильевна вспоминает, что спать приходилось кому на сундуке, а кому на полу, - в тесноте да не в обиде.

После смерти брата Лёни в семье была еще одна утрата, - после болезни умерла мать. Вскоре у детей  появилась мачеха. Но на взаимоотношениях между детьми это не сказалось – жить продолжали дружно. Браться и сестры росли, разделяя тревоги и радуясь переменам в жизни.   

И Анна Васильевна вспоминает, как на побывку приехал ее одноклассник.

- Братишка кричал мне с улицы: «Аня, Аня! Тебя там спрашивает какой-то моряк!». Я выбежала во двор, а там Вася Харитонов.  В военно-морской форме, а на бескозырке написано: «Военно-авиационное училище имени Сталина», - говорит Анна Васильевна.

С Василием Харитоновым они учились в одном классе. Он сидел за первой партой,  всё время оглядывался на Аню и весь класс знал: Харитонову нравится Акимова! Но Аня Акимова тогда на это особого внимания не обращала. А после окончания 7 класса их пути не время разошлись. Аня поступила в техникум стройматериалов, Василий - в текстильный, который неожиданно сменил на летное училище – страна готовила военные кадры.         

Восемь дней до Владивостока 

- После окончания училища Василий сделал мне предложение, и я его приняла, - говорит Анна Васильевна и поправляет волосы.
Мы смотрим друг другу в глаза, и я читаю в них то, что она не сказал вслух: «И никогда об этом не жалела».

- Мы расписались, но во Владивосток он поехал сначала один. Я приехала позже, когда были оформлены все необходимые документы. Добиралась поездом, который все звали «пятьсот весёлый», - в дороге он был восемь дней, - продолжает Анна Васильевна. 
            
Так она попала во Владивосток. Его жители еще не оправились  от Хасанских событий лета  1938 года, которые произошли  между подразделениями японских императорских войск и Красной Армии. Конфликт вызвало  выяснение вопроса о принадлежности территории у озера Хасан и реки Туманная, в результате военных действий обе стороны понесли потери, И даже после того, как он закончился, в городе чувствовалась тревога, с которой жители встречали  каждый день.  Анна Васильевна ощутила ее на себе, когда за мужем отправлялась то в бухту Ольга, то в Советскую гавань…    

«Кувированные»   

В январе 1941 года у Харитоновых родился первенец. Сына назвали Валерием. Родительской радости не было конца, только радость та была недолгой, - до войны оставались считанные месяцы.

- Как только было объявлено, что началась война, был отдан  приказ -  жен военнослужащих и детей эвакуировать, - вспоминает Анна Васильевна. – Так я попала под Омск. Когда нас вместе с другими привезли в небольшую деревеньку, то все вышли на нас смотреть.
«Кувированные» - так говорили про них, и разбирали по домам. Анне Васильевне повезло – она попала на постой к пожилой паре, у которых в хозяйстве была корова. Пятимесячный Валера в дороге простудился, и молоко коровье оказалось как нельзя кстати. «Кувированная» с ребеночком пришлась по душе, к тому же  помогала по хозяйству и к радости деда освободила его от обязанности доить корову.
   
В эвакуации она с малышом пробыла почти два года.  Потом приехал муж и увез их во Владивосток, где проходил службу. Анна Васильевна стала работать -  связисткой на телефонной станции. 

- Я должна была сообщать о военной тревоге членам  экипажей нашей летной группы. Работа была сменная, и когда работала ночью, то старалась сначала уложить сына спать, -  говорит Анна Васильевна.

Кто считал, сколько было их, этих тревожных звонков, по которым поднимались в воздух самолеты, и выходили в море подводные лодки?

А вот потери, которые мы понесли на этом участке
Северного флота, известны.




Что ели, на чем спали и в какой одежде ходили? На этот вопрос Анна Васильевна ответила:

- Ели то, что было в пайке. А в нем большой частью  преобладала рыба, - свежая, конечно. Были консервы, крупа. Еще ситец выдавали по карточкам, и мы шили из него простыни и наволочки.

Ходили в одежде из собственных запасов, детям перешивали вещи из одежды взрослых. Были ли игрушки у детей?

- Не было игрушек, не было книжек, мы каждый день слушали военные сводки и ждали, когда же кончится война, - произносит Анна Васильевна.
Когда узнали, что пришла победа, то радовались так, как никогда в жизни. Маленький Валера тоже прыгал и кричал: «Война закончилась, ура!».
После войны у супругов Харитоновых родился еще один сын.
Но военная служба не закончилась. Куда бы не направляли мужа, она всегда следовала за ним, будь то Россия, Латвия, Москва или другой российский город. 

Анна Васильевна берет альбом, перевязанный тесемкой, и достает фотографии. «Вот сыновья, брат, сестра, это наши родственники, а это друзья мужа. А вот это внук, Павлушка! - восклицает она и берет в руки фото молодого человека с ребенком.  – Вот у меня уже и правнуки есть».  И вспоминает своего первенца Валеру, что родился в 1941-м. Дай Бог, чтобы больше не было войны.

 2010 г.