О природе человека

Сергей Корягин
 Григорию. Человек вышел из природы. Но он живет в ней, «купается» в ней. Он сделан из вещества природы, потребляет его. Постоянно обращается к природе, ищет в ней поддержку. И разум человеку дала природа. Спор идет только о том, заложен ли разум в природе от века или он порожден мозгом.
Сравнивают душу человека с пещерой и с туннелем. Там, внутри, заложено много всякого материала. Что-то лежит на поверхности, что-то глубже, а что-то в самой глубине, на самом дне. Ученые тут постоянно копают и обнаруживают новое. Социологи, психологи. Неплохо здесь поработал Маркс, еще лучше здесь поработали Фрейд и его ученики.  Развивается эгоизм? Это нормально, потому что эгоизм является основным горючим материалом движения. Оканчивается эгоизм конфликтами, войнами? Оканчивается, если в человеческом коллективе, сообществе людей слабо развита или вовсе неразвита способность к взаимопониманию, к коллективной жизни. Способность, определяемая воспитанием, уровнем развития права, морали, историческим опытом. 

«Духовная цивилизация» - что это такое? Полагаю, что это не коммунизм, не исламский вариант общественного устройства. А что? Я думаю, что духовный элемент общественной жизни, действительно, нарастает. Но нарастает он медленно, исподволь. Где-то эта тенденция ушла дальше, где-то задержалась. Где она ушла дальше? Чей вариант мы примем? Вот говорят, Китай духовная страна, а Запад прогнил. Так ли это? Здесь много интересных вопросов возникает. Куда нас толкает природа? Одни политики говорят: надо идти туда, а другие возражают: надо идти туда. Одни дают народу возможность «поиграть» в свободу, а другие устанавливают «гармонию», «железный порядок». Где больше духовности?  Каждый шаг нашего движения к «духовной цивилизации» через кризисы и разрастание пороков пропитан политикой, пропитан стремлением политических партий и их лидеров внедрить свой вариант справедливости, свободы, равенства, братства. Свое понимание «Высших законов Природы». В стартовом тексте о прогрессе я привел мысли Н.А. Бердяева на эту тему. Никто Бердяеву не мог ответить. Разговор идет, в основном, о том о сем. 21 октября 2009 г.
 
 Человеческий организм и человеческий коллектив принципиально различны. Клетка служит организму – в этом ее основная функция. Не только клетка,   любой орган. Здесь целое и часть соединены на уровне … даже не сущности, но основной жизненной цели. Отделенная от тела рука – уже не рука, а мертвый предмет. И сердце, и печень, и любой орган. Человеческий коллектив – тоже единое целое. Но не только единое целое:  человек остается человеком как в коллективе, так и вне коллектива. Вспомним судьбу Робинзона Крузо. От государства отделяются республики и живут самостоятельно, от семьи отделяются взрослые дети и создают свои семьи. Все политические тираны мечтают уподобить государство организму, а человека – клетке организма, чтобы подавить всякую самостоятельность. Генерал Франко называл свой способ правления органической демократией.

«Наслаждение от помощи другим». Идея интересная, но здесь возникает ряд вопросов. У добропорядочного семьянина Иванова есть жена, у похотливого Петрова – нет. Будет ли радоваться Иванов, когда Петров станет ухаживать за его женой?  Какая уж тут радость! Далее. Трудолюбивый Иванов много зарабатывает, у него царит достаток в семье,  а ленивый Петров не работает, лежит на диване и бранит плохую власть. Стоит ли Иванову, ради любви к ближнему, ограничить свое потребление и часть дохода отдавать Петрову? Помочь ленивцу можно, но наслаждения из этого не извлечешь.  Трудолюбивый Иванов живет в хорошем доме,  а ленивый Петров живет в продуваемой ветром лачуге. Поможем Петрову заткнуть дыры в стенах? Поможем, если себя не уважаем. И так в любом деле, в любой сфере. Все совершеннолетние  граждане делятся на сдержанных в страстях и  несдержанных, на способных и неспособных, трудолюбивых и ленивых, на умных и глупых. С природой не поспоришь. Если первые, станут потворствовать и помогать вторым, то жизнь для первых превратится в пытку, а не в радость.
Кому следует помогать? Тем, кто еще не может работать и тем, кто уже не может работать (детям и старикам), также больным и инвалидам. Следует особо выделить еще одну категорию – граждан, попавших в беду: землетрясение, наводнение, ураган, мор и т.д.  Но опираться здесь следует не на наслаждение, а на закон.  У государства должны быть на это дело средства. Что же касается индивидуальных пожертвований, то помогай и наслаждайся своей добротой, сколько хочешь. Дело это хорошее и благородное.   

Любовь – Общий закон мироздания? Думаю, с таким заключением не следует торопиться. Мир (мироздание), скорее,  холоден и равнодушен к человеку; и чего он «хочет», мы пока не знаем; хотя, формулируя нравственные и правовые законы, и делаем некоторые предположения. Утешаем себя: это – природосообразно, а это – нет. 24 октября 2009 г.
 

 Все прожектеры рекомендуют, требуют, настаивают переделать природу человека. Ни больше, ни меньше. Надо-де сделать его альтруистом. Однако эгоизм и альтруизм в человеке сбалансированы природой и общественным развитием. Сбалансированы – и это надо усвоить, чтобы не заниматься придумыванием утопий и не кромсать судьбы людские.  Если Вы уважаете природу человека, то уважайте и эгоизм.

Эгоизм и альтруизм – братья-антиподы, один без другого они не могут существовать, как сиамские близнецы. Какова их функция в обществе? Эгоизм – вечный работник, порою сдержанный, порою нахальный. Альтруизм – вечный плакальщик, он плачет потому, что ему, ленивцу, тоже хочется есть.   Общественное развитие – естественный процесс. Как только наступает дисбаланс – общество, опираясь на природу человека, сразу реагирует и снова восстанавливает равновесие.
 
«Мы не можем обойти законы природы, мы можем их изучить и правильно использовать», - правильно пишет Светлана Балашова. И давайте изучать эти законы, потому что они нас всех касаются. И двигаться осторожно, не отставая, но и не забегая вперед. Однако взрослые, как и дети, очень торопятся. И вот выделился один и решил, что разгадал загадку вековую – природа человека у него на ладони. И написал теорию Спасения человечества. Надо упразднить частную собственность, ликвидировать буржуазию как класс и установить диктатуру пролетариата. Сказано – сделано. Русские большевики реализовали проект. Осечка.

Поумнели его последователи сегодня? Не тут-то было! Они уверяют, что надо попробовать еще раз. Нашлись и последователи последователей, которые тоже хотят построить «экономику справедливого распределения», но, слава  Богу,  только мирным способом.  Чтобы все отказались от  излишнего эгоизма и приняли их вариант ОСОЗНАННО. Однако осознание, если оно возможно, – это дело не сегодняшнего дня, а столетий!
Я не думаю, что эгоизм следует «загнать в стойло», чтобы он оттуда не вышел, а альтруизму дать полную свободу. Мы можем попытаться научить их разумно сотрудничать. С помощью правовых актов и, разумеется, моральной проповеди. Работы всем хватит до «захода солнца». Однако за успех я ручаться не могу.
Я еще раз хочу напомнить, о чем речь шла в стартовом тексте о прогрессе: там я предложил участникам  дискуссии отреагировать на мысль Н.А. Бердяева. Полная немота. 25 октября 2009 г.

 Любить всех, как мать (и отец, разумеется) любит своего ребенка.  Но так мог бы любить только Бог, то есть придуманная нами сила. Что касается конкретной матери, то ее материнского чувства хватает только на своих детей. И то не всегда. У соседки – своя семья, а дети соседей не всегда живут мирно. «Растянуть» любовь к детям одной матери на всех детей коллектива, страны, человечества теоретически и практически никогда не удастся. Не удастся сделать чувство одного человека, человечка, всеобщим, потому что оно привязано только к одному телу и одной душе. Придумать такую мать (такого отца) можно, что и делает религия, в частности, христианская.
 Многие думающие люди склонны придумывать мифы, утопии, сказки; с этими придумками им легче живется. И вот они уже открыли «Духовную цивилизацию», «Золотой век», «Царство небесное на земле». И Марксов коммунизм можно к ним присоединить через запятую. Если говорить о воспитании столь великого чувства любви, то здесь потребуется срок, уходящий в бесконечность. Но и воспитание невсесильно.
А без эгоизма каждого отдельного индивида человечество и дня не проживет. Эгоизм просто надо поставить в разумные рамки, – поставить в рамки с помощью правовых актов.  Как и все увлечения человеческой личности, которые нам мешают жить. 27 октября 2009 г.