Назначение власти — это управление. Даже не основное, а собственно власть и существует ради управления. Властью мы называем разумное управление чем-либо, т.е. с применением функции разума и его атрибутов: смысла и воли. Смысл осуществляет моделирующие предположения, а воля — настойчивое проведение в жизнь всех предполагаемых решений.
Власть — категория не самостоятельная, а деталь управления, пусть даже главная, но деталь. Если управление не заладилось, то и власть теряется. Власть предполагает быть сверху, но и быть единым целым с тем, над чем она властвует; понимать его поведение, способности и желания и вовремя направлять их, т.е. чувствовать и реагировать.
Пожалуй, будет нелепо звучать вопрос: а надо ли чувствовать живое тело государственного организма, т.е. народ. Пожалуй, умнее спросить: как чувствовать? С помощью чего? Как самоощущения народа приводить в соответствие с управлением и властью, и наоборот. Кто занимается этим вопросом? Какой институт? Какая наука раскрывает секреты разумного управления этими самоощущениями народа?
Никакая.
И в этом заключается как раз основная проблема, проблема государства и власти. Поддерживается ли гармония между самоощущениями жизни народа и тенденциями власти?
Мы часто ругаем власть больше, чем кого-либо или больше, чем что-либо за неказистые действия в отношении народа, приводящие к расстройству его жизни, поведения и самоощущения, но обращаем ли мы внимание на то, как и чем связываются народ и власть между собой. Живое тело требует живого управления, а это значит необходимо и живое знание его инстинктов. И вот тут возникает закономерный вопрос: а какая наука, собственно, занимается изучением данного вопроса и поставкой информации об этом для власти? И опять отвечаем:
Никакая.
«Т.е. как это никакая» — спросит удивлённый читатель — «а психология? Она ведь как раз и должна поставлять всё знание законов о всех причинах того или иного поведения и настроения народа!».
Должна — но не обязана, а раз не обязана — то и не делает.
Мы все сейчас пожинаем плоды величайшего обмана эпохи, величайшего её шарлатанства: невыполненных обязательств психологии, как перед народом, так и перед властью. Она обманула и ту и другую сторону: народ — тем, что обещала помочь ему наладить комфортные условия жизни, не сделав этого ни в коей мере; а власть — тем, что обещала дать ей знания о законах общественного и индивидуального психического бытия, и не дала; обещала дать технологию разумного и рационального управления, и не дала.
Да, и не даст.
Почему?
Посмотрите в книги по психологии, полюбопытствуйте. Пусть власть предержащие заглянут в литературу по психологии сами, в литературу той области, от которой они ждут вожделенной технологии. Оценить научный смысл совсем не трудно: если он там есть, или , если его там нет.
Что они там найдут?
Они найдут там исторические экскурсы о развитии вопроса по изучению психических явлений. Они найдут там рассказы о проблемах методологий психологической науки. Они найдут там цитаты самого общего содержания.
Чего они там только не найдут?
А не найдут они там ни одного разумного и рационально-теоретического объяснения поведения масс и индивидуумов, и, следовательно, не найдут никакой обоснованной рациональной технологии управления и тем и другим.
И всё это возможно потому, что мы все имеем дело с величайшим шарлатанством, с величайшим мошенничеством двадцатого века, плавно перекочевавшим в век двадцать первый.
Нет необходимости говорить, как за это время продвинулась физика и как она продвинула нашу цивилизацию за этот век. Не надо много говорить, как и какие болезни за тот же век победила медицина. Биология от смутных клеточных представлений шагнула на молекулярный уровень объяснения жизненных процессов. Химия дала за прошедший век столько новых материалов и методик, что изменила этим весь наш быт и производство.
Что нам дала за это время психология, кроме обещаний и рассказов о своей истории с методологией?
Конечно, в своём эмпирическом котле она за этот век наварила некоторое множество методик подчинения и манипуляций, разрушающих психику людей (не путать с разумным управлением). Взяв в свои руки образование, она довела его до состояния с диагнозом ЕГЭ. Заботясь о состоянии общественного сознания и о духовном росте общества, привела это общество к состоянию общественной истерии путём апологетики «здоровой» межличностной конкуренции. А что ещё ждать от неё, когда все кредиты ожидания закончились?
Самый жуткий её обман — это даже не обман ожиданий народа; это обман власти, из-за которого она катастрофически теряет связь со своим собственным народом.