Вишнёвые горы - 5. Арест 6. Барак

Станислав Стефанюк
 5.АРЕСТ
Почти как в футбольной «коробочке», крепко стискивая меня между собою, солдат и сержант прошли мимо вахтенного солдата, глядевшего куда-то поверх меня, затем прошли через караулку, где сидели столь же равнодушные солдаты охраны, и я вступил на роковую территорию «исправительно - трудового лагеря»...
     Какого режима и назначения этот лагерь – я узнаю через несколько минут... Справа, на простеньком крылечке нас встречал капитан внутренних войск... Я уже стал вспоминать – как были одеты офицеры войск НКВД (опять же – при чьём правлении – неужто сталинском? Этого ещё не хватало!) или войск МВД – во времена Берия или Хрущёва или...?  «Мой» лейтенант, отдав старшему офицеру честь, доложил о прибытии и, обернувшись, приказал ввести меня в «комендатуру».
 Пока всё было, хотя и жутковато, но достаточно пристойно..
В пустом нешироком коридоре справа была открыта вторая дверь, и в неё меня и ввели... Вот так же вводили, наверно, и Чонкина, и Шаламова и самого нобелевского лауреата и миллионы иных... Так же, посредине, стоял канцелярский стул, перед ним, тоже канцелярский, стол и «Некто», сидящий за этим столом, был для приводимых Царь и Бог... Мой НЕКТО имел «две шпалы» – значит, это были «сталинские времена» и война с Германией, вероятно ещё не кончилась...
    Суровая, точнее, беспощадная ситуация! Как я в неё попал – волей Случая или Дьявола???  Какое-то «дежавю» наоборот!  Стругацкие нафантазировали принцип «контрамоции»- движения во времени вспять... Но я-то тут причём? Всё слиш-ком реалистично и никакого «сюрра». И проснуться не удаётся... Всё в реальной яви...
– Так кто же вы на самом деле, гражданин с так называемым российским паспортом? – раздался неглубокий баритон со стороны стола... –  Капитан – личный досмотр производили? – Капитан молча отрицательно закивал головой...
– Ну так начните, чёрт возьми!–
Меня стали ощупывать, залезать в карманы, всё вытаскивая и перенося на стол начальника... Добрались до ножа и пистолета... С него и начался допрос: – Откуда у вас табельное оружие? – Мой ответ – Это не табельное, а спортивное – На нём всё обозначено... Тульского производства... и оно именное – прочтите надпись, пожалуйста...
– Майор (две шпалы соответствовали майору – это я знал по отцу – тот тоже перед самой гибелью получил вторую шпалу...) прочёл раза два текст, взглянул на меня более внимательно и даже несколько вопрошающе) и перешёл к бумажным «вещдокам»...
Первой была одна из долларовых пачек... Похоже, майор никогда в жизни не видел банковской упаковки валюты...Он перечитал про себя весь текст сертификата, опять взглянул на меня, ничего не спрашивая, затем подержал в руках пачку «евро», отложил и добрался, наконец, до рублей...
 – Это тоже валюта? –  и услышав моё – «Рубли!» – , решил проверить лично...
Что произошло дальше – смешало не только карты, но и мозги всех присутствовавших...
Разорвав банковскую обклейку и освободив тем самым сотню листков стотысячных банкнот, майор начал  рссматривать верхнюю из них, держа пока что всё в обеих руках...
И вдруг, за несколько медленно проходящих секунд, пачка «моих» рублей  стала вырастать в бумажную горку банкнот «сталинской» печати... Это были цветастые «сторублёвки», выпущенные до реформы сорок седьмого года... Их было безумно много, они завалили весь канцелярский стол...
   В кабинете явно изменилась энергетика: от бумажной новодель-ной кучи банкнот шёл жар – того и гляди, они вспыхнут!
Но майор проявил гениальную находчивость и подозвал меня к столу...  Только я дотронулся до «новообразованных старых» денег – они, как в цирке или дурном мультике, стали уменьшаться, исчезать и перекрашиваться в современные мне «стотысячники»... Зрение и действо было ошарашивающими...
– Кто вы всё-таки и откуда??? – хрипло спросил меня майор в упор... Я не знал, что отвечать...   
 
 6.БАРАК
Далее я, как можно обозначить, пошёл по этапу...
  Этапировали меня ( правда, пока-что в пределах лагеря 050/13) в барак № 13 (что-то подозрительно часто мне попадается число 13), в котором я и буду проживать до выяснения ...допустимости самого проживания... Опять вспоминаются страницы классиков «ЗЕКовского» жанра... Да и все постперестроечные антисталинистские фильмы...
   Добротное, бревенчатое одноэтажное строение, цвета медвежьей шкуры, с малыми оконцами, исклю-чающими пролезание не то что взрослого человека, но и пацана-форточника...
  Внутри – слева и справа – шпалеры двухэтажных лежбищ... Всё, «как у людей»... В глубине, у самой кирпичной вяло побелен-ной (или закопченой?) печки – несколько одноэтажных «кроватей».
 Туда-то меня и повели и, похоже, сдали с рук на руки, то есть поставили перед сидящим на застеленной синим одеялом лежанке  немолодым креп-ким мужиком...
  Тот уже знал о предстоящем новом заселении подведомственной ему территории и встретил меня нестрого, чуть ли не с улыбкой, не предложив мне, однако ни сесть, ни прислониться к чему – нибудь... Провожавший сержант молча ушёл...
  Я выжидательно молчал... «Хозяин» - тоже... 
  – Как зовут, говоришь? –  Ответил...
  – А по какой статье определили? – Пока не сказали –
  – Скажут, время будет.... Подберут... Так на чём тебя взяли? – –Документы не подошли. 
  –Ксива фальшак... Кто делал?–
  – Как положено – РУВД –
   –Какая – такая – руведе? –
   – Обычное районное  управление внутренних дел – – Ну-ка поподробнее с «этой цифры» –                Я стал пересказывать всё произошедшее в вокзальчике вплоть до истории с деньгами... «Хозяин» слушал, кивая время от времени своим задумкам, и не перебивал... – «А что нашли при шмоне?»...Я приостановился в своём изложении... – Простите, а как мне вас можно называть? –
– А зови меня просто – «Ильич»!
  –  «Ильич, извините, я уже часа три на ногах, нельзя ли мне присесть, хоть на пол... Сил нет стоять...»... Усмехнувшись, он кому-то в отдалении кивнул пальцем, и чьи-то руки приставили ко мне табуретку...
– «Вот спасибо, Ильич, хоть одна добрая душа нашлась...» – выдохнул я, усевшись, как упав,  на  крышку сидения...–Это я-то доб-рый? Поживёшь тут, узнаешь, а  пока-что проколись – кто ты и откудова залётушка такой... –  Опять движение пальцем – и на моих коленях появилась алюминиевая миска с перловкой и куском хлеба... Чья-то рука из-за моей спины протянула алюминиевую новую (или свеже вычищенную) ложку... Проглотив две – три ложки каши, я опять взглянул на «Ильича»...
  Тот чуть насмешливо и как-будто миролюбиво ждал моего «сытого вздоха» и, командуя, указал:
  – Недалеко от меня – на той стороне – тебе укажут койку, устра
ивайся, соседи не обидят, пока я не прикажу, и что надо – объяснят...  А потом продолжим сердечный разговор... – Не гужуй-ся... Не ты один по-непонятке сидишь...Бывай – ... 
   И опять командный кивок пальцем, и кто-то деликатно взял меня под локоток и потянул прочь...