Чимкентское детство. Моя бессонница

Татьяна Седельникова
   

Моя бессонница. Чимкентское детство, жизнь, наблюдения, заметки

 
    Именно сегодня начинаю записывать свои воспоминания детства, наблюдения за жизнью. Почему именно сегодня, не знаю. В общем начинаю записывать... (с фамилиями, с датами). 31.01.2010 г. Очень многие мои близкие люди не дожили до этих дней. Но как сохранить память о них ... Я думаю, что надо взять ручку и начать записывать, вот это и будет их "вечная жизнь". Ведь наша память и есть "вечная жизнь".
 

     Моя бабушка-это тот человек в моей жизни, от которого я всегда ощущала любовь, тепло и заботу. Я всегда знала, что она меня любит. Таких людей было мало, но они были и вот именно о них я хочу рассказать.


    Моя бабушка по материнской линии СИЗЕНКО АНАСТАСИЯ ИВАНОВНА родилась 1914 года 20 декабря в деревне Стукаловка, Пирятинского района, Полтавской область, станция Гребенка, а умерла 17 декабря 1990 года. В Казахстан, в Чимкент приехала бабушка из Украины, наверное, в 1932 году. Она мне сама рассказывала, что уехала из Украины когда ей было 18 лет, от голода. Мать ей сказала - "езжай, хоть ты живая останешься". В Чимкентской области в деревне Георгиевка жили какие-то дальние родственники, вот к ним она и добиралась, ночью, пешком, как она говорила, потому что днем было страшно. И вот она ночью с вокзала, пешком топала до Георгиевки. Где-то пол-пути, уже под утро, ее заметил какой-то казах-старик, который ехал на арбе. Она от страха пряталась в кустах, а он сказал, что не тронет и как она говорила "долго уговаривал ее выйти из кустов и сесть в арбу". Вот он и довез ее до места. Бабуля когда вспоминала его, то желала ему здоровья.
 
     Я сейчас уже не знаю, что мои воспоминания, а что рассказы бабушки. Мои воспоминания детства - Химфарм завод, Дом Коммуна, два здания барачного типа. Это потом эти здания стали называться - улица Сурикова дом 1 и дом 2. Такое здание буквой "Г", между железной дорогой и речкой Бадам. Наш дом-это такое здание, состоящие из таких больших коридоров, ну ни коридоров таких узких и длинных, а наоборот таких квадратных, довольно-таки больших и что самое интересное эти коридоры были проходные. То есть зашел в коридор с одной стороны улицы, а вышел на другую сторону-это было для нас детей очень интересной забавой. Наши детские игры: кулюкушки, казаки-разбойники были необыкновенно интересны. Потому что было где прятаться. Из этого коридора были входы в наше жилище, комнаты, у одних это была одна комнатушка 4х4 м, у других побольше с коридорчиком. Как я уже сказала это был поселок отгороженный от города железной дорогой с одной стороны и рекой Бадам с другой.

     Такое большое детское царство: с железной дорогой, речкой с заводом. Летом сплошная купалка на речке и в хаосах (это такие небольшие, но глубокие емкости с водой и только потом я поняла - это были запасы воды на случай пожара на заводе). И то и другое было безумно интересно для меня. Улицу я любила-природу, животных, этот большой живой мир. Речка Бадам то тихая, жаркая и прозрачная летом с купалками, которые вырывал экскаватор отдельно детский-мелкий, отдельно для взрослых глубже. Как-то весной в году 60, помню, было большое наводнение. По грязной большой воде плыли столы, стулья какие-то доски и плыла корова, орала диким ревом, а мы дети бегали и смотрели на все-это. Было страшно, даже взрослые разговаривали как-то шепотом.

    Большой детский мир в небольшом тогда городе Чимкенте. Во-первых знаменитый Химфарм завод, описание которого ,по моим историческим изысканиям, начинает появляться где-то уже 1912 году. В мои годы (1960-67 гг), его территория огороженная тогда простым саманным забором, местами разрушенный и вот в эти дыры мы лазили, добывали мак. Мак был тогда во всех семьях, его добавляли в печеные изделия на пасху. Печи русские были сложены во дворе, бабушки и мамы пекли по очереди. Водяная колонка была тоже во дворе. Помню, зима холод собачий, а моя бабушка у этой колонки полощет постельное белье.
     Возле завода большой заводской поселок с домами коттеджного типа и три 2-этажных дома, и в этих домах и коттеджех по тогдашним моим детским понятиям жили более обеспеченные люди. Почему так думалось не знаю? Но это как-то витало в воздухе. И, конечно, школа №6 им. Дзержинского. Старое и новое здания. Старое здание я любила больше, чем новое. Спортивный зал, актовый зал. И хорошо помню, что в каком-то помещении возле актового зала был просмотр фильма о гражданской обороне, был белый большой экран и показывали фильм где люди бегают в противогазах.

     Бабушка..., какое-же первое детское воспоминание о ней. Буду вспоминать, думать.


     Воспоминаний много. Но, как оказалось, это такие воспоминания воспоминаний. Почему это так получилось, я еще не поняла. Раньше это были такие живые картинки, даже мне кажется с запахами и со звуками. Ну вот первое из многих, что я часто вспоминаю - это "Моя бабуля со своей подружкой бабой Дашей (моя бабуля маленькая, пухленькая, всегда улыбчивая и баба Даша худенькая сухенькая, всегда тихая, даже где-то суровая. Моя бабушка всегда ее поучала, ворчала на нее. У бабы Даши, помню, был сын Николай, и вот моя бабуля всегда ворчала на нее и поучала ее на тему воспитания сына, но они были хорошими подругами. Жаль, что не расспрашивала о их дружбе).


     Они обе любили мыться в бане. В нашем поселке была общественная баня. Стояла она почти на берегу речки Бадам, такая кирпичная, старенькая баня, но работала исправно и все жители поселка посещали эту баню. И вот эти две бабули сами любили баню и меня таскали с собой мыться со всеми атрибутами бани: парилка, веник, такая крепдешиновая тряпочка для растирания кожи (такой современный пилинг), с обязательным чаем с вишневым вареньем и с кусковым сахаром чуть-чуть кремового цвета. Помню, я такая распаренная, утомленная баней, ненавидящая все вокруг, потому что страшно хотелось на улицу. Улица для меня была всем, а тут нужно было чинно попариться, чинно попить чайку.

     Да, вернуть бы хоть на миг это особенное чувство тихой радости. Только сейчас я понимаю, как это было нужно, важно... Да ... Ну, а тогда это было принудиловкой. Особенно после всей этой банной процедуры меня дурочку напрягали две ситуации: у бабули всегда после бани во время одевания её сорочка всегда закатывалась на спине и вот моя задача была расправить ее, а мне распаренной ведь даже пошевелиться было тяжело. И еще повесить после бани на веревку мочало (да-да настоящее мочало из лыка), а с него капает такая мутная вода и веник пристроить, чтобы высох. И потом свободна, ах да еще чай... обязательно.

     И еще одна подруга бабушки тетушка Леля фамилия Барамия (муж у тети Лели был грузин, оттуда и такая фамилия-Барамия), жила в г. Ташкенте со своим сыном Эдиком, он стал летчиком гражданских самолетов. Его я не раз не видела, но все время знала о нем.

     Когда Тетя Леля состарилась и не смогла жить одна в Ташкенте, то Эдик забрал ее в Гурьев (сейчас Атырау). И встречи их прекратились, но они переписывались, слали друг другу открытки (хотя бабуля была малограмотная, самоучка ее письма и открытки очень сложно читать, но они сохранились).


    Эти две подружки, бабуля и тетя Леля очень любили своих сыновей - бабуля своего Гришуню, а теть Леля своего Эдика. Их дружба началась в тюрьме, да, да в тюрьме... Я так и не знаю за что и почему они обе там оказались. Но бабушка была беременна Гришей, а теть Лели уже, по-моему, был Эдик он старше Гриши был года на два, на три. Это отдельная история покрытая завесой тайны, в которую меня не посвящали, а так как я была очень шустрая и любопытная и везде успевала, то и об этой истории я слышала, когда взрослые разговаривали и думали, что я не слышу... И поэтому потом расспрашивать было не удобно и я сама что-то домысливала, додумывала. И поэтому в моей жизни много такого, о чем я точно, на верняка не уверена и иногда я думаю, что это все мои вымыслы, а на самом деле все это существовало и было... И когда сейчас начинаю окружающих расспрашивать и уточнять, то оказывается, что так было и подробности мне даже больше известны, чем им. Я была и остаюсь ужасной фантазеркой и очень наивно-доверчивым человеком.

     А эта встреча с "тётей Лёлей" уже из сегодняшних дней. Почему в кавычках? Потому что встреча произошла не именно с ней, а ее детьми, внуками и правнуками, правда через интернет, но это веяние наших современных дней. Как было приятно узнать, что  семья Барамия и сейчас живет в Атырау: сын тёть Лёли Эдик - Эдуард Миронович, его жена Людмила Федоровна их сын Александр, которому сейчас уже за 40 лет, жена Галина и их сын Денис. Случайно через поисковик набрала фамилию Барамия- и вот встреча, можно сказать, с моим детством. Я думаю, что эти две женщины, две подруги были бы рады нашей встречи, пусть хоть в интернете.

     Как огорчительно, что раньше во времена моей бабули не было такой возможности найти своих близких и родственников.


     Так вот, эти две женщины познакомились в тюрьме и их связывали крепкое и теплое отношение к друг другу - это были две сестры, когда они встречались вокруг них всегда была такая тихая и теплая атмосфера, какая-то особенная атмосфера... Вот это я ощущала. Как выше я уже говорила бабушка была беременна, когда была в тюрьме и там один мужчина ей сказал, что у нее будет сын и что бы она его назвала Георгием, а она по молодости (так она говорила), все перепутала и назвала своего третьего сына Григорием. Вот такая-история..., но тоже до конца не выясненная и о которой я не расспросила в свое время бабулю. Но хотя бы, что помню, что знаю-запишу.



     Хорошо помню наши поездки на родину бабушки Украину. В моей жизни  было 2 такие поездки. Первая когда мне было 5-6 лет и вторая, из которой я чуть больше помню, в 5 классе в 11 лет. Добирались поездом с пересадкой в Москве.  Красную площадь не помню, а вот  Царь колокол и Царь пушка произвели видимо на меня какое-то впечатление, потому что по прошествии лет, когда попала на это место, то восприняла как что-то знакомое и близкое. Украина... сколько детских впечатлений о людях громко разговаривающих на непонятном языке, животных и даже земле. Земля там черноземная, черная, жирная. Колокольчики с мой кулачок. Приехали поездом из Москвы на ст. Гребенку, пили там ситро, тот же лимонад Буратино, но все же от него отличающийся.

    От ст. Гребенки ехали на автобусе, потом долго шли пешком. Село Стукаловка вытянутое село вдоль речки. Речка где-то мелкая, но разлившаяся, где-то узкая, но глубокая. Село вытянулось вдоль речки, раздело большим пустырем-дорогой между домами. Наши родственники жили у речки. Большие длинные огороды, засаженные в основном картофелем и тыквами. Куры, утки, гуси, свиньи - вся живность самостоятельно передвигается по селу. Гуси и утки с утра уходят на озеро к вечеру возвращаются сами. Дома не запираются, замков как таковых нет, просто есть щеколда и палочка, которая вставляется в щеколду-вот так жило село. Пятнистые свиньи, лежащие в лужах, утки и гуси, самостоятельно передвигающиеся на озеро и обратно, куры, бегающие по селу и несущиеся в зарослях шиповника, тутовник черного цвета величиной с палец взрослого мужчины, колокольчики с мой кулачок, чернозем, который после дождя превращался в черное месиво, море зелени, сумасшедшие запахи после дождя - все это произвело на меня неизгладимое впечатление.

     Правда в первый же день я предъявила бабушки ультиматум сказав, что я здесь никого не понимаю и что надо ехать домой. На что бабушка сказала, давай дождемся завтрашнего дня, а там видно будет. А завтра меня уже искали по селу. Как дядя Егор сказал, что "скаженное дитя" потому что застукал меня с серпом в руке, идущей впереди ребячьей процессии, которую я устроила, чтобы похоронить умершего кролика, а серпы у них очень острые, потому что нужны в обиходе каждый день и без пальца остаться раз плюнуть.Он аж ахнул, когда увидел у меня в руке это орудие труда. Запомнилось очень много бытовых вещей - печь на пол комнаты с какими-то выемками, отверстиями. Большой "печной организм" с заслонкой, с ухватом, с чугунками разных размеров от литрового маленького до большого в который я помещалась. Когда приехали - мылись в коровнике. Нет, я ни чего не хочу сказать про украинский народ, но баня топилась конечно, но это было через неделю и в нее надо было идти к каким-то родственникам на другой край села, а доме бабушки Милашки бани не было. Так вот, нагрели воды в большом чугуне и мылись в коровнике на сене, но для меня ребенка это было очень интересно и забавно. Мои приключения начались.

    Еще запал в память смешной случай, когда бабушка Милашка пошла раскапывать флягу с самогоном (закапывали от мужиков, как мне объяснила бабуля, вот такая житейская хитрость) и сильно ругалась на своего мужа, потому что самогонки там не оказалось, но когда провели расследование, то оказалось, что самогонка проела флягу и ушла в землю. Все очень долго смеялись и еще неделю всем рассказывалось об этом случае и показывали флягу всю в мелких дырочках.

     Вот такие не замысловатые воспоминания о жизни, но для меня это был другой очень интересный мир. Ну, конечно, увидеть ежа величиной с большую утку, который еще и ухает когда идет, а эти украинские песни вечером на закате - этого ни когда не забыть. Это потом когда я выросла и научилась анализировать, то поняла, что я больше украинка, во мне больше украинского - это будоражит кровь и вызывает слезу. Украинская речь вызывает какое-то щемление в сердце... Эти мазанные избы с соломенной крышей, без заборов и замков, но милые сердцу избы - родина моей бабушки и родные мне...


    Моя любимая бабуля спасибо тебе за эти минуты детства. Ну на сегодня остановлюсь. Буду вспоминать поэтапно.