Сашенька, Старый жених, Мариша и другие

Элам Харниш
Однажды, недели через три, после начала первого учебного года, открылась дверь нашего класса и появилась она... - высокая девчонка с выразительными, карими глазами, здоровым румянцем на щеках и прямыми, длинными... – ниже плеч, каштановыми волосами... - у всех наших девочек были косички...

Когда учительница... - Мария Константиновна, представляя новенькую, сообщила что Сашенька приехала с родителями с Кубы, и заодно назвала её красавицей, мы с моим соседом по парте, приятелем Мишкой, переглянулись, глупо улыбаясь...

Чтоб она не загораживала своей фигурой доску остальным первоклашкам, классная посадила вновь прибывшую за последнюю парту...
На протяжении ещё пары месяцев мы, свернув шеи, по очереди пялились назад, в надежде поймать хоть один взгляд самой красивой девочки класса...

Ничем не сумев привлечь её внимание... - спрашивается, чем могли заинтересовать двое еврейских пацанов, один из которых был мелок ростом и косил, а другой... – толстячок, был кучеряв, как Пушкин, оставили это никчемное занятие, найдя другое приложение своей детской энергии, уже и не помню какое...

Нет, это вовсе не означало, что Сашенькина красота померкла в наших глазах, просто мы привыкли к ней, приняв как данность, что она не смотрит в нашу сторону...

Следующие воспоминания от общения с Сашенькой относятся уже к подростковому возрасту...
В промежутке она ещё раз успела съездить с родителями на остров Свободы, где проучилась пару лет, а по возвращении снова влилась в наш коллектив... 

Годы шли... Мы росли...
На днях рождения у одной из девочек... – Наташи-Татули, собиралась, как правило, половина класса...
Детские конкурсы, которые организовывала для нас Татулина мама, где-то классе в шестом, сменились на бутылочку и кис-кис... – мяу...

Нечего и говорить, что главным призом в этих, вполне невинных играх была возможность поцеловать в щёчку ту, которая нравилась больше всех... Но... - уже не только Сашеньку...
К тому времени я переключил внимание на другую одноклассницу и, по совместительству, свою соседку... – Маришу...

Нежная, с мягкими чертами лица и роскошной рыжей шевелюрой... – именно она, а не Сашенька, стала объектом моих воздыханий...
В памяти остались несколько чмоков по бархатистой коже, в ходе вышеупомянутых игр, и один долгий-долгий медленный танец, во время которого я, прижав одноклассницу, зарылся лицом в её волосы...
Спустя почти сорок лет помню их запах, то тепло и свои ощущения... - до сих пор никак не возьму в толк, почему она не оттолкнула меня... - наверное, гормоны всему виной...

Больше Мариша таких вольностей мне не позволяла... – танцевала исключительно на пионерском расстоянии...

Сашенька и Мариша были близкими подругами, и как-то так получалось, что большинство школьных вечеринок проходило и с моим непосредственным участием...

В старших классах у Сашеньки появилась интересная привычка... – танцуя медленный танец, класть голову на грудь молодому человеку... Это началось тогда, когда мы, мальчишки, наконец-то переросли её и стали уже не пацанами, а юношами...

О чём бы думал каждый из нас, удостоившись чести подставить первой красавице класса своё плечо, я не знаю, если бы она не считалась девушкой одного из наших одноклассников... – ВУши...

ВУша был младшим сыном в большой азербайджанской семье... Его старшие братья были ровесниками наших родителей, а отец... – академик... – химик с мировым именем, был одногодкой моего деда...

Естественно, над Вушей тряслись и баловали...
Одевался он с шиком, всегда имел карманные деньги, которые большинству ребят и не снились...
К нам он пришёл классе в четвёртом, и был посажен со мной за одну парту... В конце первого же урока, чем-то недовольный я заехал новичку в ухо, после чего нас рассадили...

Мы росли, играли в футбол... - Вуша здорово чеканил мяч, дрались и были счастливы своим детским счастьем...

Мальчишек в классе было всего человек десять... Вуша близко дружил с Зузой.. – избалованным сыном не бедных родителей...
Вседозволенность привела к тому, что они начали выпивать...

Скажете, кто из мальчишек через это не проходил?... Возможно...
Но почему-то участниками всех запомнившихся эпизодов, связанных с неумеренным употреблением спиртного, становились ВУша и Зуза...

Например, в 8-м классе на дне рождения всё у той же Наташи, один из наших ребят напоил ВУшу до состояния полной отключки, после чего тот спал в ванной, подложив под голову таз с грязным бельём...

Во время празднования нового... - 79-го года, Зуза, раздосадованный тем фактом, что собираясь на вечеринку, взял бутылку не с "Зубровкой", а с водой... - младший брат постарался... – выпил и заменил содержимое... - дома у Сашеньки поспорил с Маришей, что выльет на неё минералку, не преминув это сделать...
 
Хозяйка, несмотря на юный возраст, твёрдым голосом потребовала встать и выйти вон...
В новогоднюю ночь Зуза ловил машину, стоя на пустынной улице...

Пристрастие к спиртному, скорее всего и явилось одной из причин, что ни тот, ни другой не приглашались на вечеринки...

Несмотря на всё это, Сашенька продолжала встречаться с ВУшей...
Отношения между ними начались, когда мы учились классе в восьмом...
Как всё это выглядело, я не знаю... - гуляющими вместе никогда их не видел... - странно, не правда ли... - а ВУша этой темы не касался... Просто мы принимали сей факт, как само собой разумеющееся...

В десятом... - выпускном на школьные вечера я уже не ходил, готовясь к вступительным экзаменам в институт...
К тому же у меня был другой круг общения и мне было не до развития чьих-либо отношений...
Пожалуй, одним из самых неприятных школьных воспоминаний, стал "Последний звонок" и поездка на дачу всё к тому же Зузе...
Пьянка началась ещё в автобусе... – водку наливали в половинку большого огурца с вырезанной сердцевиной...

Я в попойке участия не принимал, с отвращением наблюдая со стороны...
На даче, изрядно набравшийся ВУша, стоя под палящим солнцем, начал жарить на всех шашлык... - при этом он продолжал пить и наливал ему, естественно, Зуза... – кто же ещё... - видимо много выпить у всех на глазах, почиталось за какую-то форму крутизны, а может он поступал так назло... - я об этом никогда не узнаю... 

К моменту окончания праздничной поездки, оба были уже в невменяемом состоянии, и больше всего в этой ситуации было жаль рыдающую Сашеньку...
Так закончилось детство...

Последний раз я видел её в 85-м на похоронах ВУшиного отца... – академика... Она не сильно изменилась... - была всё так же красива и элегантна...
Училась Сашенька в Москве...
Мы лишь обменялись приветствиями, так ни о чём и не поговорив...

С Маришей мы поступили в один институт, но на разные факультеты... - к сожалению,  общение при встречах ограничивалось простыми приветствиями и риторическим вопросом... - Как дела?...
Тем не менее, я пригласил её к себе домой, на празднование двадцатилетия...

Молодая красавица пришла, поздравила, посидела с полчаса в незнакомой для себя компании и ушла по своим делам, оставив на моём сердце искреннее сожаление о том, что после школы наши пути в личной жизни разошлись...

С ВУшей я проучился ещё пять лет в одной группе на химико-технологическом...
Не могу сказать, что отношения между нами были очень близкими... - скорее просто ровными... Всё же сказывалась разница в социальном статусе...

Язык не поворачивается назвать его мальчиком-мажором, но если смотреть вглубь, наверное, таковым он и был...
Плотно мы вынуждены были общаться на лейтенантских сборах в Ханкенди... - Степанакерте... – тогда я особенно остро почувствовал наше неравенство...
Вспоминать, в чём оно выражалось, сейчас не буду... – не о том рассказываю...

На сборах ВУшины возлияния продолжались...
После отбоя он и ещё несколько человек, пили в каптёрке коньячный спирт, благо вино-водочный завод был за забором части...
Как у него хватало здоровья в семь утра стоять на построении, свеженьким как огурчик... - ума не приложу?...

***

Институт окончен... - пути расходятся... – одним из первых я приобрёл статус семейного человека, женившись через две недели после защиты диплома...
Спустя какое-то время вышла замуж Мариша... Друг у друга на свадьбах мы не присутствовали...

Но времена пришли лихие...

В последний раз я встретил её во дворе... - она гуляла с малышом, посапывающим в коляске... 
Встреча была далеко не радостной...
Несмотря на то, что у обоих были дети... – у неё сын, у меня дочка... - радость отцовства и материнства испортили события вокруг Карабаха... – Мариша была армянкой, и жить в родном городе ей оставалось всего ничего... – семья сидела на чемоданах...

Наш любимый Баку превратился в большой вокзал... – уезжали и армяне, и русские, и евреи...
Проклятый Горби... Попался бы мне этот подонок... Разорвал бы...
От Мариши, я узнал, что в Москве Сашенька вышла замуж...
Мы пожелали друг другу здоровья, удачи и разошлись...

***

На эти годы ВУша выпал из поля моего зрения и, тем не менее, я был в курсе, что единственный из всех одноклассников он, ожидаемо поступил в аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию...
После того, как я забросил свою профессию, ушёл с завода и полез в бизнес, школьный приятель снова появился на моём горизонте...

Тогда я ещё раз стал свидетелем того, как он пьёт...

Мы сделали с ним небольшую сделку, заработав по десять тысяч рублей... - два моих заводских оклада... - и решили её обмыть...
Ужин с выпивкой обошёлся рублей в триста...

Оба жили недалеко от ресторана, и поскольку я почти не пил... - решил проводить изрядно поддатого приятеля...
Но не тут-то было... - ВУша заартачился, стал кричать, что дойдёт сам... – зная, что спорить с пьяным бессмысленно, я предпочёл откланяться...

На следующий день позвонил другой наш одноклассник... - Сергей, и спросил, где мы разошлись... - я ответил, что возле моего дома...
Выяснилось, что попрощавшись со мной, Вуша продолжил поход по забегаловкам, а домой вернулся ночью, на автопилоте и без копейки...

Они вместе с Зузой занимались, какими-то сомнительными операциями, связанными с обналичкой через товар, а большую часть заработанного прогуливали...
К тому же Зуза помимо пристрастия к алкоголю, был азартным игроком, так что шансы удержаться на плаву, были весьма и весьма туманны...

Не знаю точно, что да как, но Зуза ожидаемо напортачил, и компаньоны прогорели... - мать Зузы вынуждена была продать квартиру, чтоб расплатиться по кредиту, а он сам сбежал в Россию...

Примерно тогда же и, видимо, по той же причине, ВУша разменял отцовскую трёхкомнатную в центре, на две небольшие двушки на Баилово... - тихом, спальном районе, переехав туда со старой матерью и старшим братом...

В это время мы сблизились, и он перестал быть для моей семьи, просто ВУшей...
Приходя к нам, он всегда называл мою маленькую дочку... – "моя невеста", а мы его... - "старый жених"...

Он так и не женился... - у него никогда не было детей...

В последний раз я видел его весной 98-го...

Мы сидели у меня в офисе, пили чай, а перед уходом мой одноклассник сказал, что ложится на операцию... – под челюстью появилась опухоль... - у него часто по телу вылезали всякие жировики, которые он постоянно удалял, и это сходило с рук...
На этот раз не сошло...

Опухоль удалили, но она оказалась злокачественной, разрослась метастазами, и осенью того же года в одну из ночей задушила моего друга... - он умирал в полном сознании...

За неделю до смерти я дозвонился до ВУши... – он разговаривал, словно с зашитым ртом... – говорил, что поправится и придёт в гости к своей невесте... -  родственники до последнего скрывали, что у него рак...
Положив трубку, я плакал от бессилия...

Кого он звал в последний момент?... Кого видел?...
Может быть Сашеньку?...
На сороковой день, стоя у ВУшиной могилы, расположенной на краю обрыва, я смотрел на низко висящие над заливом, свинцовые, декабрьские облака и говорил себе, что его последний приют выбран с видом на горы и море...

Слушая заунывное пение муллы, мучил себя вопросом... - а что было бы... - если, если, если?!...
К сожалению, жизнь не терпит сослагательного наклонения...
Светлая тебе память, Старый жених!!!...

Сашенька и Мариша благополучные женщины... – живут в США...
У них всё хорошо и надеюсь, что так будет всегда...

Зуза спился в хлам, и умер в январе 2010-го года...
http://www.proza.ru/2010/03/08/1395

***

В восьмом классе во время экскурсии в Гобустан*, я, пытаясь вылезти из каменного мешка, поскользнулся, и вцепившись в ветки, повис на скале... ВУша, держась за Зузу, протянул руку и вытащил меня...

Я не спас ни того, ни другого...


Гобустан*... - скальный район недалеко от Баку, где сохранились наскальные рисунки первобытных людей...

***

P.S.
Примерно в 2010-м году я нашёл Маришу в сети и мы начали активно переписываться... - посредством электронной почты слали друг другу всякую смешную фигню... - картинки, ролики, анекдоты...
Мой почтовый ящик был открыт на mail.ru...

В один прекрасный день меня пригласили в нашу контору глубокого бурения... - МНБ...
Теряясь в догадках, я поехал... - попробовал бы отказаться...
Незатейливый сотрудник спросил меня, почему я переписываюсь с некоей Мариной С... - а вдруг она террористка...

Вернувшись, я был вынужден, передать через общих знакомых просьбу... - простить меня, и прекратил общение...

Маринка... Это вовсе не значит, что я стал меньше любить всех вас... Береги себя... Будь счастлива... Передавай привет Сашеньке...

***

На фото... - Маришка...