1. На конях до Тюнгура. Кучерла

Инна Бухмастова
     Вопрос. Кондаков Г. А. :  Наталья Ильинична, сколько человек не смогли попасть в экспедицию?         
                Ответ. Ионина Н. И. : " Более ста человек. "
                28.07.2008 г.
               
                - Счастливчики уезжают на Алтай.
                - Да, мы счастливчики !
    16.07.2008г. (Из переписки в Интернете участников  и не - участников   экспедиции. )
               
       Экспедиция к горе Белуха  проходила  с 19 по 29 июля 2008 года в режиме туристического похода верхом на лошадях . Белуха - самая высокая гора Сибири. Высота 4506 метров над уровнем моря. Труднодоступна.  Сакральная и социальная значимость места.  Цель экспедиции - посещение Белухи как природного Места Силы и энергетическая работа с этим местом.  Первоначально запланированная численность группы - 15 человек.  Руководитель Кондаков Г. А.  В экспедиции я вела дневник. Писала перед сном  в палатке, при свете фонарика.

     19.07. 2008 г.

 В  Барнаульском поезде видела радугу над степью.  Сбор в Горно- Алтайске в 12 часов.  Отъезд в 13 часов.  Три машины. Приехали на базу в 9 часов вечера.  Группа 20 человек плюс руководитель Кондаков Г. А., повар Ирина, три местных  проводника.  Всего 25 человек.  И плюс еще Эйзен, подросток, тоже проводник.  Общее собрание, инструктаж по лошадям. Села на лошадь (впервые ).  Сбор продуктов и хозинвентаря  в арчемаки. Это специальные сумки, которые привязывают к лошадям.  Сбор личных вещей. Общий груз экспедиции очень большой. Баня.

      ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ЭКСПЕДИЦИИ, 20. 07. 2008г.


      Завтрак в 7 часов утра.  Смотрю по карте наш маршрут.  Ущелье Кыйу-Инегень-Слияние Катуни и Аргута- река Тургунда - поселок Тюнгур-  река Кучерла - Кучерлинские озера - горный  перевал Кара - Тюрек  -река Аккем, озеро Аккемское- ледник Аккем.  Протяженность маршрута 240 км. (туда и обратно).

       Валерий Альбертович (далее Валера), наш главный проводник,  алтаец, не приехал за нами, сломалась машина.  Выехали позже.  В деревне Инегень стоянка лошадей. Выбираем. Села на первую лошадь, выбрала вторую лошадь.  Первая лошадь стала издавать какие -то звуки, мне это показалось странным, и я выбрала другую. Старый белый конь.  " Так это же кляча ! Как она повезет столько вещей?"-  сказала Ольга  про этого старого коня.  Разобрали всех  лошадей. Проводники навьючивают лошадей багажом.  Садимся, пробуем ездить.

       У Димы - супер -экипировка.  Как полевой командир с Кавказа. "Только Калашникова не хватает "- шутит  Геннадий Алексеевич.  Обед -суп, огурцы, зеленый чай.  Повара Ирину сбросил молодой конь и ускакал далеко.  Через некоторое время Ирина встала, все в порядке, травм нет. Ирина местная, из Горно- Алтайска.  Вскоре мы двинулись.  Лошадь со всех сторон навьючена багажом, самостоятельно залезть и слезть нельзя. Только с помощью проводников.  Первый раз было страшно на небольшом спуске. Спустилась хорошо. Идем дальше ,шагом.

        Ровная дорога, а потом спуск.  Здесь взбрыкнула лошадь Насти.  Крик. Настя упала, нога застряла в стремени. Потом ногу удалось освободить , и маленькая хрупкая девочка  упала   на спину на камни, вниз головой. Держится за голову. Стоны. Струйка крови по виску. На помощь подбежали проводники.   Я с помощью Эйзена слезла с лошади и пошла пешком.  Через несколько минут другая лошадь  сбросила еще одну участницу экспедиции. Молодые  необъезженные кони умчались в горы, радуясь воле.  Проводники занялись пострадавшими,  я пошла дальше пешком, ведя лошадь за веревку. 

       Хорошее начало экспедиции! - так я подумала. С первых метров жертвы. Впервые в жизни я была в многодневной экспедиции. По  своей неопытности и наивности я подумала, что экспедиция будет остановлена. Но нет, руководитель  указал вперед.  Я испытала шок. За 15 минут на моих глазах три женщины были сброшены на камни дикими необузданными лошадьми.Зрелище страшное.

      Часть группы была далеко впереди, остальная часть группы осталась позади.  Я шла по узкой горной дороге вдоль обрыва, до слияния Катуни и Аргута. Лошадь вела за веревку. Местами пропинка была такой узкой над пропастью, что я была рада идти пешком.  Когда я догнала первую часть группы, было пройдено 9 км. У Саши был навигатор, и мы знали пройденное расстояние.  Остановились на живописном плато. Бараны и козы пасутся.  Дожидаемся всю группу.  Пострадавших девушек повез в больницу в Онгудай  Валера.  А мы двинулись дальше.   Я снова на лошади. Мой старый конь идет медленно.Сегодня нам идти 30 километров. До реки Тургунда. С нами дочка Алексея, одного из алтайцев - проводников. Ей шесть лет, зовут Ангелина. Весь день на лошадях по горам - для нее это обычно. Проводники - молодые парни, два Алексея, Якташ и Эйзен - подросток. Фотографировалась с проводниками и с девочкой.Двое проводников отказались фотографироваться. Сказали, нам нельзя.

    Узкая тропа по горному склону  на высоте- сердце сжимается. Каньон потрясающей красоты. Катунь - далеко внизу, местами совсем  тонкая  ярко- бирюзовая полоса. Здесь на Катуни много островов.  Внизу  в тайге - охотничий домик. Страшно ехать над обрывом. Временами я туда не смотрю, а смотреть хочется. Красота безумная! Дикая. Очень высокие горы,  и  заросшие хвойным лесом,  и скальные, с отдельными группами деревьев.

    Держу состояние внутреннего молчания. Без мыслей. Сосредотачиваюсь на дыхании. Чтобы не подпускать мысли о страхе. Распознаю их появление издалека.Там их и уничтожаю.

    Переходим через небольшую речку. Мой конь долго кружит, прежде чем мне удается переправиться на другой берег.  Мой конь идет совсем медленно. Я отстаю, временами еду, потеряв из виду группу. Коня нужно подгонять, пиннать в бока. Я пиннаю, но конь не реагирует. Страдают только мои ноги. Через некоторое время очень сильная боль в коленях заставила меня слезть с лошади и идти пешком. Потом я узнала, что надо регулировать длину стремени по длине ноги, тогда колени болеть не будут. Большинство группы впервые на лошадях. Несколько человек брали короткие уроки  езды до экспедиции.  Девочки впереди тоже слезли с лошадей , идут пешком.  Всадники теряют  много одежды. Собираю. Долго иду пешком.  Опять спуск. Выходим к Катуни.  К 9 часам вечера подходим к месту стоянки.

    За весь сегодняшний день мы не встретили ни одного человека. Это не туристические тропы.

    Разбиваем лагерь, ставим палатки. Я делаю это впервые. Ирина приготовила изобильный и вкусный ужин : ароматный чай из трав, рис с тушенкой, огурцы, кабачковая икра и много чего еще.  " Завтра вы не встанете" - сказали нам алтайцы.  Это о том, что трудно  впервые ехать на лошади весь день. Болят разные части тела.

 Я одна в палатке. Сейчас 12 часов ночи, я пишу дневник в палатке с фонариком. Шумит Катунь. Рядом привязаны лошади. Погода была сегодня хорошая, ни жарко, ни холодно. Первая ночь в экспедиции.  Полнолуние.

Незадолго до поездки значимость экспедиции упала у меня до нуля. Уже выехала, и эмоций никаких. Встреча с группой в Горно- Алтайске, дорога на базу - эмоций нет.  А на базе - посмотрела на ущелье Кыйу как впервые. Сильная эмоциональная реакция - потрясение от увиденного.  Второе впечатление - ощутились изменения в ущелье.  Увеличилась в эфирном теле до размеров ущелья и отслеживала. Интересно. Энергия идет отовсюду и во всех направлениях.

Моя цель в экспедиции - увидеть настоящий горный Алтай.Сердцевину этих гор. То, что я увидела в первый день , осталось в памяти навсегда.Невообразимые горные красоты.

 Очень понравилось место нашей первой стоянки. Равнина у берега Катуни, дальше - горы. Все существо здесь наполняется радостью и счастьем. 

Первый день экспедиции показал, что я сильно недооценила серьезность и сложность похода.  В вопросах экипировки( кроссовки). А главное - в своем состоянии и правильной настройке. Опасные ситуации -  вариант только один: в них не попадать.

Большинство людей в экспедиции -  старшие консультанты ДЭИР. Много преподавателей ДЭИР. Это совершенно иной класс людей. Они прошли очень серьезную подготовку(не физически и не туристически).Меня потрясли Оля и Катя. Ну и что, что она впервые на лошади. Ну и что, что тропинка над пропастью шириной десять сантиметров. Она держится как  потомственная амазонка.Как будто с рождения в седле. Маленькая девушка на очень высокой лошади. И все так.  Мужчины говорили : - "Слился с лошадью, и все. " - " Отождествился с лошадью."  - " Направляю коня эфирным телом. "

А те, кто не консультанты и преподаватели, то или военный, или спортсмены, или туристы с опытом, или просто мужчины.  И только я... Ничто из перечисленного.И даже более того. Я очень труслива. Всю дорогу я ехала последней, далеко отстав от всех. За мной был замыкающий проводник, а иногда никого не было. И половину пути я прошла пешком. Если не больше половины.  У таких сильных людей многому можно поучиться. Только глядя на них. На первый план выходит качество : умение отсоединяться от всего.

Много говорили о том, что каждому достался конь по себе.Характеры лошадей и характеры людей удивительным образом совпали. 

Как я рада, что мне достался старый медленный конь! Невысокий, ближе к земле.На молодого коня  не сяду никогда.

А  руководителю экспедиции КГА достался молодой резвый конь, который все время пытался его сбросить. Шла борьба.

Про пострадавших девушек были такие разговоры : Белуха не пустила. Хорошо , что это случилось сразу! Пока не успели уйти далеко.  Я много думала об этом. Место Силы не всех пускает..? А меня что, пускает? И почему? Неужели потому, что я пишу это?

Пока ехали, Альбина сказала : КГА просмотрел маршрут. А маршрут-то сложный!( Большая часть группы профессионально занимается энергоинформационикой. Просмотреть маршрут - это обычный навык. Никакой мистики. )

А маршрут - то сложный! Это было сказано весьма эмоционально. Но на меня эти слова не произвели тогда впечатления. Всего лишь день в пути. Я еще не понимала, что это значит. Я еще не знала, что ждет нас впереди.


21.07.2008г. ВТОРОЙ ДЕНЬ ЭКСПЕДИЦИИ,

Радостное солнечное утро!  Проснулась в 6.15. Душа поет от счастья. Алтайские горы... Мы очень, очень  далеко от всех населенных пунктов.  Самочувствие бодрое, ничего не болит, сделала зарядку.  Энергетическая прокачка, стихийная зарядка. Расширяю эфирное тело на местность, отслеживаю. Энергетика сильная.  Завтрак, сборы. Выходим на лошадях.

В 11. часов нас догоняет Валера,  главный проводник.  Сообщает, что отвез пострадавших девушек в больницу в Онгудай. У одной перелом, другая отделалась ушибами. Они на базе в ущелье Кыйу и ждут экспедицию.

Лошади сразу почувствовали возвращение хозяина - Валеры.  Мой старый белый конь, которому восемнадцать лет, поскакал рысью.  Едем по равнине. Когда конь скачет быстро, телу больно. Еду последняя.  Валера ехал за мной, подгонял моего коня.  Проехали памятник герою гражданской войны Сухову на берегу Катуни. Проехали маленькую речку Тургунду. Слияние Катуни и реки Аккем. Катунь стала еще ярче. Ярко - бирюзовая. Едем через земляничную поляну. Валера дал мне горсть земляники. Я на лошади, ем эту землянику.

Езда на лошади - это не так уж и приятно, как может показаться со стороны. По крайней мере для меня. Для неопытного ездока. Даже на равнине, уж не говоря про спуски и горные обрывы. Надо все время быть начеку. Внимательно следить за дорогой. Управлять лошадью. А не заглядываться по сторонам. Надо все время подгонять лошадь. Тут не расслабишься. А когда весь день в седле, с утра до вечера - довольно - таки тяжело физически.

Валера, как истинный алтаец, безумно любит лошадей. И может говорить про них бесконечно.  Мы скачем, и он рассказывает. Про своих новых лошадей, какие они красавцы.  Недавно купил коня за 80.000 рублей.  Приведет его к себе  в Инегень позже. Сейчас  он на  темно - шоколадном молодом   коне хороших кровей.

Валера покупает  коней для участия в скачках.  Рассказал про национальную алтайскую игру.  Режут козленка и кидают его. Всадники на лошадях играют в футбол .Этот козленок - мяч. Игра очень опасная, всадники получают увечья и становятся инвалидами.  Толпа зрителей.

Дорога долгая. Дальше Валера рассказывал про всероссийские скачки, которые проводятся на Горном Алтае. Победителям скачек - людям дарят автомобили. Чистокровных лошадей продают с аукциона.Победителя скачек - коня  продали за 4.200.000 рублей  Ралифу Сафину.Второй конь - чемпион выставлялся с аукциона за 3.600.000 рублей. Не продался.

Я родился в год Огненной Лошади! - гордо говорит Валера. Я тоже родилась в год Огненной Лошади -  отвечаю я.  - Если я сяду на твоего коня, он поскачет так же быстро, как все остальные - сказал Валера. Хоть он и старый. Я начинаю догадываться, что дело не в лошади, а в наезднике. Конь чувствует человека. Во мне нет такой внутренней силы, чтобы конь захотел скакать быстро. Мне нравится ехать медленно. Я вообще -то никуда не тороплюсь. Вот только  группу задерживаю. - Покажите коню, что вы сильнее, чем он , говорил КГА.

Я случайно услышала, как КГА говорил Валере : Почему ты мне дал необъезженного коня?!!! Эта сволочь постоянно пыталась меня сбросить. Коня  заменили.
Влад : - Геннадий Алексеич, на переправе коня поменяли? КГА смеется : - Да, на переправе коня поменял!

За разговорами тяжкая дорога кажется чуть короче. Скоро мы будем в Тюнгуре.Появились люди и автомобили. Никогда я не ощущала на себе столько человеческого внимания. Когда ты на лошади, на тебя смотрят все. Мужчина высунулся из окна джипа и снимал нас с Аллой на видеокамеру. Нашел кого снимать!. Мы едва корячимся в седлах отстающие. Нам дана инструкция: лошади пугливые, машин боятся. От испуга конь может понестись. Заслышав приближение автомобиля, лошадь отводить в сторону.

Некоторые машины еще начинают приветствовать нас гудками! Водители не знают, что лошади пугливые.Один раз машина навстречу.Дорога узкая, отходить некуда. Обрыв.Пришлось мне поднимать коня по горному склону, чтоб разойтись. А водитель как засигналит! Вот это было дико.

Сегодня мы будем пересекать российско- казахскую границу. Где - то нас ждет встреча с пограничниками.  Наталья Ильинична, жительница Горно - Алтайска, подготовила коллективный пропуск в пограничную зону.

По дороге к Тюнгуру  очень много небольших горных рек впадают в Катунь. Так много вбирает в себя Катунь! Около 14.00 мы в Тюнгуре.Это поселок, ближайший к Белухе. Туристическое место. Люди, машины,   базы. Делаем остановку на берегу Катуни. Какое это счастье стоять на земле на своих ногах!Идти по земле своими ногами!  Все безумно рады этой остановке. Ирина готовит обед. У повара двойная нагрузка. Так хочется отдохнуть после трудной дороги. А надо готовить на костре. Помогает Оля.  Купаемся в Катуни.  Погода отличная, солнечно, не жарко и не холодно.  Обедаем. На поляне  важно  и горделиво гуляет  белая цапля ( или цесарка).Здесь она чувствует себя хозяйкой. Попрошайничает. Кормим ее хлебом. Берет с руки,  клюет руку! Фотографировались с ней.

Снова по коням, едем через Тюнгур дальше. Большой деревянный мост через Катунь. Проезжаем этот мост. Я иду пешком, боюсь по мосту на лошади.Хотя бояться тут совершенно нечего. Но... это какой - то животный страх внутри. Я не пытаюсь  с ним что- то делать,  прошу проводника подержать коня,слезаю и иду пешком.   После моста турбазы. Табличка : Природный парк Белуха. Начинается подьем к Белухе. Хотя  вначале  еще подъем очень незначительный . Будет дальше. Едем через  равнину, через лес. Небольшой  бревенчатый мостик через бурную Кучерлу. Вот здесь я точно пойду пешком.

Опять  поднимаю  много потерянных вещей.  Падает одежда.  Встречаются группы туристов, большинство пеших, в обоих направлениях. Сидя на лошади, увидела в траве фотоаппарат. Позвала Эйзена. Попросила поднять. Фотоаппарат  потеряла  Ольга. Она была рада, что он нашелся.

 Едем вдоль Кучерлы. Все горные реки бурные, грохочущие, необузданные... Но Кучерла... Это нечто особенное...Это  самая  дикая,  самая клокочущая, ревущая  река из всех, что я видела на этот момент. Ее берега состоят из поваленных деревьев. Торчащие  растопыренные корни... Огромные валуны, пороги...Хаос, разрушение. Конечно, Кучерла очень притягивает взгляд. Буря энергии. Бешенные водовороты. Кучерла бесподобна.

Дорога становится очень разнообразной, постоянно меняется. Через лес, через грязь, по горным тропам, среди скал,  вдоль обрыва над рекой... Начинается сложный участок пути. Совсем узкая тропа вдоль обрыва. Лес, мошка. Время уже к вечеру.  Дорога поднимается в гору. Идти пешком трудно. Вся группа  далеко впереди. Я, Алла и замыкающий проводник в конце.Алла испытывает сентиментальные чувства по отношению к лошади. Ей жалко бить , пиннать и подгонять лошадь, как это делают все.  А у меня не хватает физических сил, чтобы подгонять лошадь так, чтобы она ускорилась. Так или иначе, мы  стабильно отстающие.

 Иду пешком вдоль обрыва. Позади проводник Алексей верхом и ведет за веревку мою лошадь. Помогает мне, так мне легче идти. И здесь случилось проишествие.   Я услышала какой -то шум позади.Оглянулась. Все на местах. Спросила Алексея проводника  , что случилось.Моя лошадь стала падать с обрыва. Переднее и заднее правые копыта соскользнули в пропасть. Алексей ее вытянул за веревку . - А не вытянул, упала бы?  - Упала бы, отвечает. На лошади все мои вещи. Остаться в горах в чем есть... Это - незначительный дорожный эпизод.  Не заслуживающий внимания.

 Почти в 21.00 приходим к месту стоянки на берегу Кучерлы. Все устали.  Разбиваем лагерь. Сегодня мы с Аллой вдвоем в палатке.   Ужин. Спрашивают Валеру:  Как группа? Как идем?  Ожидали лучше? Хуже?  Ответ Валеры : Группа хорошая. Идем нормально. Много сильных людей.

 Завтра - трудный день, говорит Валера. Опасный перевал.  Я все еще не понимаю, что это значит.  КГА проводит инструктаж . Идем к леднику. Теплые вещи, дождевик иметь рядом с собой. Погода может резко меняться.  Идти в гору будем на лошадях, спуск - пешком.  " Кто не уверен в себе, спускается пешком" - сказал КГА. Это про меня. Я не боюсь признаться, что я не уверенна в себе. Вернее, я не уверенна в себе на лошади. На ногах я в себе уверена.( На тот момент...)

Я рассказала про инцедент с моей лошадью. Эмоций ноль. Это никому не интересно.  Подобная тема ( про падение лошадей в пропасть) закрыта. Хотя на этот случай имеется инструкция : при падении лошади  держаться за нее крепко. Преимущественно ногами. Лошадь выберется.  Что при моей физподготовке является абсурдом.  Удержаться ногами...

 Сегодня всю дорогу я практиковала внутреннее молчание. Уже второй день.  Сегодня прошли 36 километров. Мне стало известно, что лошади есть равнинные и есть горные. Равнинная лошадь не пройдет по этим горным тропам. 

 У костра Юля и Света достали диктофон и попросили желающих сказать о впечатлениях. Большинство не желают. Сказали Валера и Ирина - повар.  Ирина сказала о том, сто у многих людей здесь проявляются неожиданные способности.

Ольга. В белой футболке с надписями "Сахалин" и " Доброе утро, страна!" Разумеется, всегда с улыбкой.  Каждое утро и вечер она упаковывает- распаковывает арчемаки  с бесчисленным хозимуществом. Что где и как достать.  Влад : Оля! На следующий год готовься с нами на сплав. Нам такие нужны!

Место стоянки - болотистые кочки. Сырость.  Энергетика места разительно отличается от места вчерашней стоянки. Нет восторженной радости. Состояние суровости, хмурости. Ощущается сила места. Но сила места вчера и сегодня, они разные. От Кучерлы - динамика, мощное движение водных массивов.   Несколько тревожное предожидание. Серьезность.

Продолжение. Перевал Кара - Тюрек. http://www.proza.ru/2010/03/21/813




































 <a href=http://www.adult-cms.com/>adult tube cms</a>