А помнишь?

Виктор Свиридов
     Раньше, т.е. всего-то лет сорок-тридцать и даже двадцать назад, мы с друзьями собирались весьма часто.  Собирались по поводу, и без повода… Просто хотелось побыть вместе, поговорить о том, о сём. Обсуждали настоящее, строили планы на будущее.
Теперь мы собираемся реже, и всё меньше говорим о будущем, и всё больше вспоминаем прошлое. И всё чаще звучит: «А помнишь?»
Недавно собрались мы за столом, выпили, конечно… Ну и началось: «А помнишь?»
    Тема выпала о наших дорогах на север и обратно… вспомнились давно забытые эпизоды, встречи… мы смеялись от души, вспоминая какие-то малозначительные моменты.

    А помнишь, как в 1974-м мы в Печоре садились на поезд?
    Ха! Ещё бы не помнить!
    Много раз наши маршруты кончались Печорой, и мы выработали некий алгоритм возвращения домой…

   Вообще-то маршруты были разные, но почти все реки "почему-то" в конце-концов впадали в Печору. Вот и мы, "впав" вместе с р.Усой в р.Печору, разбирали и упаковывали свои байдарки, т.к. времени как всегда не хватало, и мы из Усь-Усы шли по Печоре уже на местном кораблике.
  К вечеру кораблик прибывал собственно в город Печору. Т.е. на пристань, от которой до вокзала ещё ехать и ехать! Но до этого ещё надо было преодолеть самую главную достопримечательность пристани - крутую и очень длинную Печорскую лестницу. Эта деревянная лестница была построена ещё до войны и долго служила нескольким поколениям строителей Коммунизма. Вот и мы многократно проходили путь по этой лестнице "ВВЕРХ-ВНИЗ", ибо за один раз перетащить нашу поклажу было просто невозможно. При этом мы торопились, ведь предстояло ещё "поймать" и нанять грузовик, который отвёз бы нас на ж.д. станцию. 
   
     Мы знали, что дополнительный летний поезд «Москва-Воркута» прекращает функционировать 13 сентября (по расписанию). Но мало кто из потенциальных пассажиров понимал, что тот же поезд «Воркута-Москва» чуть позже последний раз идёт из Воркуты. Этот поезд был нам удобен по многим причинам. Во-первых, он проходил через Печору ночью, а мы только поздним вечером могли добраться до вокзала. (Другой поезд шёл только через 12 часов). А во-вторых, о последнем дополнительном поезде мало кто знал, поэтому билеты купить на него прямо перед отходом было легко.

    И вот, в очередной раз мы в Печоре и ждём поезд на Москву. Удивительно: в Печоре при вокзале работала ночная столовая. Не ресторан, а столовая! И что самое удивительное: там прекрасно готовили и очень дёшево стоил ужин. На 90 коп. роскошный лангет, жареная картошка, оладьи с повидлом и чай. До сих пор помню!

    Ждём поезд. Он должен подойти около трёх ночи. Алгоритм посадки тоже отработан. Валерик нагло берёт четырёхколёсную телегу от почтового отделения (там всегда стояло несколько пустых тележек), и эту телегу мы загружаем своим «имуществом». Нас шесть человек, три байдарки и гора рюкзаков и т.п.
Характерная деталь (хотите - верьте, хотите - нет. Не вру!) Своё ружьё я не успел (или не хотел?) разобрать. Так и ходил по ночному вокзалу с ружьём, и тележку толкал с ружьём. Какой-то служащий хотел было что-то сказать про телегу, которую мы умыкнули, но увидев ружьё, только махнул рукой…
И вот, наконец, поезд. Как всегда неизвестно с какой стороны наш вагон. Все (и мы в том числе) мечутся вдоль состава в поисках нужного номера. Но поезд дополнительный и последний. Его и в расписании уже нет! Просто возвращается в Москву. Почти пустой. Огней в вагонах нет. Номеров на вагонах почти нет. А стоит поезд всего пять минут!!!
    Однако мы вычислили наш «общий» вагон. Побежали, подкатили телегу… Вагон тёмный, дверь никто и не думает открывать. Мы стучим в борт корабля… никакой реакции! Но у нашего Валерика всегда с собой был набор ключей, в т.ч. трёхгранный железнодорожный. Встав на телегу и дотянувшись до замка он открыл дверь, поднял площадку… Мы начали лихорадочно загружаться.
     И тут появилась ОНА – проводница. Королева проводниц! Её можно было бы назвать красавицей, если бы не опухшее лицо и огромный лиловый фингал под глазом.
«Ну и чаво вы тут стучите? А билеты где? А багажу-то сколько? А ну назад!!!»
     Мы в ответ: «Щас! Вот только сапоги сымем!»
Последние шмотки закидывали в вагон на ходу…
Королева тут же ушла спать, а мы расположились в совершенно пустом вагоне. Тут я вытащил капитанский НЗ спирта (настоянный на бруснике). Ребята считали, что НЗ уже израсходован, поэтому была «неожиданная радость»…
Утром Валера разбудил королеву, с просьбой сделать кипятку. (В те времена для получения кипятка надо было растопить печку. Может кто помнит?)
Королева буркнула: «Тебе надо – ты и топи!»
И Валерик растопил печку, и соорудил кипятку, и мы прямо в печку поставили котелок, сварили картошки и разогрели тушёнку… (Во были времена! Да, ребята?)

     Днём королева очнулась и даже стала прохаживаться мимо единственных пассажиров, пытаясь сделать замечания, по поводу развешанных портянок. Но это больше для виду, чтоб разговор завязать. А потом был эпизод, который мы всегда вспоминаем со смехом.
     Наш Коля (в шутку его звали Коля-Лось) пошёл в туалет. А около туалета возилась королева. Подметала, видимо… Коля пытался протиснуться меж стенкой и спиной королевы. И вот тут королева резким движением прижала Колю  своей пятой точкой к стенке… Коля стал ёрзать, пытаясь освободиться. Но не тут-то было. Она его припечатала к стенке намертво. Я всё это наблюдал с двух метров, поэтому отвечаю за каждое слово.
После бесплодных Колиных трепыханий королева изрекла: «Ну что, обтрухался?»
    И с миром отпустила нашего Колю… в туалет.
Потом королева на длительное время отлучилась в другой вагон, наверное к тому, кто ей поставил фингал.

   А Москву мы все проспали! И королева, и мы.   
Мы прибыли в Москву около пяти утра. Я только и увидел, что мимо окна идут немногие пассажиры. Приоткрыв окно я спросил: «Это Вологда?»
Это Москва!!! А тут и королева появилась откуда-то: «Скорей убирайтесь! Сейчас состав в тупик отгонят!»
 … Мы брели одиноко по предутренней платформе Ярославского вокзала, тащили свои многочисленные шмотки, при этом я шёл с ружьём на плече (можете поверить или представить?) А мимо уже уходил в тупик наш состав, и королева успела крикнуть нам что-то…

    Мне до сих пор снятся сны, где надо выметаться из вагона, а вещи разбросаны и даже сапоги на одну ногу…

    «А помнишь???»

(На фото - Печорская лестница и мы 1974г.)