Открытый урок 4. Стекло

Евгений Садков
 "Огонь потух."
 Жюль Верн."Таинственный остров".

 -Снежанна Денисовна. А мы теперь знаем,как храбрые колонисты вновь развели костер.

 -Конечно,друзья. Это хрестоматийный пример использования двух часовых стекол.

 -Значит и мы можем так получить огонь в походе?

 -Без сомнения. Но для современного человека более важно не развести огонь,а не допустить его распространения.

 -Мы знаем. И после каждой стоянки проводим операцию "Нас здесь не было".

 -Очень важное действие. Особенно со стеклом. И не только потому,что оно долго не разрушается. Осколок бутылки может при определённых условиях сыграть роль увеличительного стекла.

 -И поджечь сухую траву?

 -Возможно. Поэтому важно предусмотреть последствия ваших действий. И брать пример с таких людей,как инженер Сайрес Смит. Используя свои знания,он вместе с друзьями изменил остов. Колонисты изготовили необходимые для жизни предметы. В том числе и стекло.

 -И застеклили Гранитный дворец.

 -Для своей работы они использовали свою гончарную печь. Но подобрали иные компоненты. Песка(SiO2) на острове было предостаточно. Отложения известняка дали мел(CaCO3). К нему мы вернёмся попозже,на другом уроке. Из водорослей колонисты получили соду(Na2CO3). И сернокислый натрий(Na2SO4),используя серную кислоту(H2SO4). Был на острове и каменный уголь для нагревания печи.

 -И они получили настоящее стекло?

 -Хочется верить автору. И изготовили не только оконные стёкла для своего дворца,но и кухонную посуду. Кстати,не умаляя авторитет Смита,выскажу свое мнение. Возможно,автор романа не знал о работах Ломоносова. А Михайло Васильевич ещё за сто лет до описанных событий основал науку о стекле. Это отдельная и большая тема,но ясно одно. Знай колонисты о достижениях нашего гения, стёкла в их Гранитном замке могли быть цветными! Материала для этого на острове было предостаточно.

 -Эх,жалко,что на острове не было нашего Ломоносова.

 -Ребята,не в этом суть. Главное-для каких целей вы используете свои знания. А стремление их получать-нормальная потребность разумных существ.

 -А о чем мы поговорим на следующем уроке?

 -Выбирайте. Книга открыта!