Детская фантастика - лучшее

Анастасия Вихоцкая
                Детская фантастика  -  лучшее

      Если бы эти книги не встретились мне в детстве…  Кто знает, как бы всё сложилось! Но совершенно определённо  -  я им благодарна за своё сказочное детство.  И именно в детской фантастике грань между сказочным и фантастическим едва различима.

      Алан Милн, "Вини-Пух и все-все-все", конечно же в переводе Заходера.  Это как раз тот случай, когда перевод сделал книгу лучше оригинала.  Очарование этой книги трудно объяснить, оно кроется где-то в подсознательной тяге к идеальному обществу, где каждый  -  тебе друг.

      Джанни Родари  -
      -  Джельсомино в стране лжецов,
      -  Путешествие Голубой Стрелы,
      -  Приключения Чиполлино,
      -  Планета Новогодних ёлок.
 
      Юрий Дружков, две повести о Карандаше и Самоделкине.  Сказочная дилогия о физике и лирике, которые вместе преодолевают все трудности и выходят победителями из любых передряг!  Сын писателя, Валентин Постников, продолжил дело отца и создал целый цикл с этими героями.  Не мне судить, насколько хорошо получилось, но признаю, что такие герои сами напрашивались на продолжение.

      Галина Александрова, "Домовёнок Кузька".  А как вам такое определение:  бытовое славянское фэнтези?  По сути-то верно.  Вот только подобного харизматичного главного героя нет во "взрослом" фэнтези.  Не случился.  Зато детям повезло.

      Ян Бжехва, "Академия пана Кляксы".   Практически Хогвартс моего детства!

      Памела Трэверс, "Мэри Поппинс с Вишнёвой улицы".  Типичное городское фэнтези с бесподобной главной героиней.

      Николай Носов со своим Незнайкой.  Попытка построить нереалистичное общество, состоящее из одних детей.  Положение спасает именно своей нешаблонностью "отрицательный" Незнайка.  Честно говоря, я люблю Носова совсем за другие его вещи, но не отметить "Приключения Незнайки" было нельзя.

      Лазарь Лагин, "Старик Хоттабыч".  С поправкой на эпоху, вполне достойная вещь.  Есть у Лагина и другие фантастические произведения ("Голубой человек", "Съеденный архипелаг"), но они практически неизвестны.  Так он и останется автором одного Хоттабыча.

      Анатолий Алексин, "В стране вечных каникул".  Посвящено Лазарю Лагину.  Алексин отличный реалист, тонкий и лиричный, но и сказка ему удалась.

      Астрид Линдгрен, "Мио, мой Мио".  Классика жанра!  Отражение мечты абсолютного большинства детского населения, - оказаться принцем/принцессой далёкой сказочной страны.
      О Карлсоне говорить излишне  -  он сам по себе явление исключительное.  И неподражаемое.

      Гераскина Лия Борисовна, "В стране невыученных уроков".  Универсальный приём перемещения главного героя в нужные обстоятельства.  Реализовано на твёрдую четвёрку.  С плюсом.  Витя Перестукин со своим котом Кузей справились со всеми трудностями и преодолели все опасности.  И вернулись домой.

      Сельма Лагерлёф, "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями".  Задуманная как учебник по географии Швеции, книга получилась изумительной сказкой.
      Справка из Википедии:
      «Центральное произведение Сельмы Лагерлёф – сказочная книга «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции» (1906-1907) вначале задумывалась как учебная. Написанная в духе демократической педагогики, она должна была в увлекательной форме рассказать детям о Швеции, ее географии и истории, легендах и культурных традициях.
      Книга построена на народных сказках и легендах. Географические и исторические материалы скреплены здесь сказочной фабулой. Вместе со стаей гусей, ведомой старой мудрой Аккой с Кебнекайсе, на спине гуся Мартина Нильс путешествует по всей Швеции. Но это не просто путешествие, это и воспитание личности. Благодаря встречам и событиям путешествия в Нильсе Хольгерссоне просыпается доброта, он начинает волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу как свою. В мальчике появляется способность сопереживать, без которой человек не человек. Защищая и спасая своих сказочных попутчиков, Нильс полюбил и людей, понял горе своих родителей, страдания сирот Осы и Матса, трудную жизнь бедняков. Из путешествия Нильс возвращается настоящим человеком.
     Книга получила всемирное признание не только в Швеции, но и во всем мире. В 1907 Лагерлёф была избрана почетным доктором Упсальского университета. В 1914 году стала членом Шведской академии.
     В 1909 году писательница была удостоена Нобелевской премии по литературе «как дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению, которые отличают все ее произведения».

      Анатолий Мошковский, "Семь дней чудес" и "Пятеро в звездолёте".  Добро побеждает, и это вовсе не скучно.  А даже очень интересно.

      Евгений Велтистов, "Приключения Электроника".   Как на меня  -  третья часть наиболее интересна.  даже не знаю почему.

      Ефим Чеповецкий, "Непоседа, Мякиш и Нетак".  С этой книжкой у меня связаны глубоко личные переживания.  До сих пор помню себя девяти лет, как я со слезами на глазах несу её сдавать в детскую библиотеку.  Ну не было тогда копировальной техники!  И электронных книг не было.  А был дефицит.
      Три героя, отражённые в названии книги, всего лишь ожившие поделки детских рук.  Но им хватило мужества и сил дойти до своей цели.  Хэппи-энд?  Несомненно.  А куда же сказке без него.
      Из интервью Чеповецкого "Зеркалу недели" в 1994 году:
      " – Известно, что сказка – предмет философии. Если это произведение подлинно глубокое (это, кстати, о любом произведении – как фольклорном, так и авторском), оно касается любого возраста и построено на рядности понятий: каждый возраст находит в нем свое. Но «одежда» сказки, ее маска и событийность доступны маленькому человеку и потому увлекают. Естественно, истинного значения сказки он понять не может, но сознание поглощает ее, и в свое время ведет к заложенной в ней непреложной истине."

       Валерий Медведев и его Баранкин.  Широко известна лишь первая часть его приключений (благодаря мультфильму, несомненно).  А ведь их целых три:
       -  Баранкин, будь человеком!
       -  Сверхприключения  сверхкосмонавта.
       -  И снова этот Баранкин.

       Георгий Почепцов, циклы "Школьные сказки", "Волшебные сказки", "Фантастические сказки".  И двадцать лет спустя хочу сказать автору большое человеческое спасибо.

       Юрий Томин,  "Шёл по городу волшебник" (фильм "Тайна железной двери", только книга намного глубже и интересней).  Вот она тайная мечта детства  -  завладеть коробком волшебных спичек!
       Того же автора "Происшествие в Кулёминске".  В двух частях: "Карусели над городом" (по которому тоже был снят фильм) и "А, Б, В, Г, Д и другие".  Пришельцы у нас.  При всей простоте предпосылки  -  замечательная реализация!  Не зазорно и сейчас перечитать.

       Смотрю на список, и становится немного грустно.  Детские годы чудесные…  И чудеса литературные не менее волшебны, чем современные технические.
       Странное дело, но авторы выстроились по восходящей моего предпочтения.  Чем дальше к онцу списка -  тем больше моя любовь к этим авторам.  Итак, тройка лидеров:
        -    Томин, Почепцов и Медведев.
        Субъективно, конечно, но таков мой Олимп Детской Фантастики.

        Конечно, тут не упомянуты многие другие произведения, которым не повезло лишь в одном -  они мне не встретились в детстве.   А также есть как минимум три книги, у которых я не помню ни автора, ни названия.  Книги были чужие, и в руки ко мне попали совсем ненадолго.  Разве обратишь внимание на фамилию автора, когда тебя с первой страницы полностью захватывают восхитительные приключения героев!  Может, ещё доведётся свидеться?..

       Большинство книг из представленного списка опробованы на современном ребёнке (восьми лет отроду).   И хотя порой приходится объяснять, что такое керосинка, примус, почему у героев нет мобильных телефонов, компьютеров, а иногда и телевизора, в целом результат вполне положителен.  А это и доказывает, что хорошая книга  -  вне времени.