Ветхий завет. Феномен Иосифа

Владимир Середа
    Жизненная история ветхозаветного патриарха Иосифа выглядит на первый
взгляд совершенно фантастической.

    Будучи в юности проданным в рабство, в чужую страну, Египет, он становится властной фигурой, управляющим дома своего богатого и знатного хозяина.
 
    Уличенный (или ложно обвиненный ) в интимной связи с женой своего хозяина, Иосиф попадает в египетскую тюрьму. Раб, а теперь еще и преступник, Иосиф снова поднимается по доступной для него социальной лестнице до самого верха. Он снова становится управляющим, теперь уже - тюрьмы.

    Очевидно, Иосиф обладает рядом особых личностных качеств, позволяющих ему неустанно двигаться снизу-вверх, невзирая на жестокие удары судьбы и периодические падения на самое дно социума.

    О детстве Иосифа нам известно то, что он любит разгадывать и толковать сны. Свои собственные сны он пересказывает своим одиннадцати братьям ( все они - старше его ).
    В интерпретации Иосифа любой сюжет сводится к его собственной особой роли, к главенству, по сути дела, младшего над старшими. Иаков, глава семьи, отец двенадцати братьев, не скрывает своего  расположения и любви к Иосифу.
 
    Братья ненавидят Иосифа. Согласно патриархальной традиции ( ветхий завет, впрочем, построен на неизменном нарушении этого принципа ),  наследование ( имущества, власти, Бога, возможности стать патриархом ) устанавливается, исходя из преимущественного права старшего наследника над младшим. Но Иосиф, не скрывая своих планов,  неустанно настраивает братьев на свою грядущую  «победу» над ними.

    Сговорившись, инсценировав смерть Иосифа от хищных зверей, братья  продают Иосифа купцам, вместе с караваном, направляющимся в Египет. Старшие братья проявляют некоторую долю гуманности, а, возможно, им просто не хватает духа убить Иосифа.

    Унижение и беспомощность одиннадцати старших братьев перед одним младшим, породившие преступление, по прошествии многих лет, будут  воспроизведены историей вторично. Богатый, облеченный властью, всемогущий Иосиф, будет принимать погибающих от голода братьев своих в покоренном им Египте.
    Впрочем, само преступление братьев ветхим заветом не осуждается. Напротив, только реальный ход событий, только «временное рабство» Иосифа позволяют спастись от голодной смерти всей обширной семье Иакова.
    Простив братьям своим их страшный грех, спустя многие годы после случившегося,
Иосиф принимает всю семью отца своего, Иакова ( более 60-ти ? человек ) в Египте уже как хозяин положения.

    В изложенном выше сюжете остается пропущенной центральная часть жизнеописания патриарха Иосифа.

Итак, самый младший из двенадцати братьев, Иосиф, собирается стать «управляющим» всей своей многочисленной семьи. Но братья обрекают его на рабство на чужбине.

Иосиф становится управляющим в доме своего хозяина-рабовладельца. Но тот отправляет Иосифа в тюрьму.

Иосиф превращается в преступника. Но он снова вырастает в  центральную фигуру своего окружения. Иосиф снова – управляющий. Теперь – тюрьмы.  Но он, по-прежнему, – раб и узник.

От уготованной ему историей уникальной позиции управляющего всей страной Египет его отделяет, казалось бы, непреодолимое пространство.
Идти и идти по ступеням власти ( вверх, до самых вершин ), для этого,
кажется, нужен гигантский труд многих поколений.
Но это только так кажется. Иосиф преодолевает расстояние от узника
тюрьмы до наперсника фараона одним шагом. Нуль-переход. Мистика.

    «Несгибаемый» толкователь снов, расплатившийся за свою детскую страсть
унизительной ролью раба, Иосиф и не думает отказываться от своего призвания.
Вероятно, он становится более расчетливым и осторожным, чтобы не провалится внезапн еще в какую-нибудь очередную пропасть.
    Грубое «нейролингвистические программирование» в его  методике взаимодействия с миром окружающих его людей уступает место вполне профессиональной работе психоаналитика.  Прогноз судеб, основанный на анализе  устремлений людей, неизменно гнетущей их ответственности и их страхе перед будущим,  является его кредо.  Все люди, начиная от его родных братьев (и - отца ) и, заканчивая всеми его многочисленными «хозяевами» ( вплоть до царя Египта, фараона ), ежесуточно и непрерывно нуждаются в мягкой опоре советника, предсказателя, друга.

Почти мгновенное ( но, подготовленное тяжкой работы души, накопленным жизненным  опытом и, очевидно, ознакомлением с «магией» еще в нежном возрасте ) превращение странника, раба и преступника Иосифа в фактического главу самого мощного государства планеты
( не считая Китая ), представляется, скорее закономерностью, чем девиацией
исторического процесса. 
 
    Вопрос о степени историчности и мифичности фигуры Иосифа в современной картине прошлого просто не стоит.

    Распутин и Березовский , вполне «материальные» примеры единожды утвержденной
( в ветхом завете ) схемы мгновенного преодоления «пропасти» между смердами и  царями, тоже, – вовсе не уникальны для истории человечества.
 
    Реальные или выдуманные герои, удачливые или обреченные на гибель, разрушители и созидатели, эти люди способны к покорению «космических» пространств. Главным источником их энергией  является, очевидно, ощущение внутренней свободы, избавление от вечного гнета взаимной зависимости между людьми, а также  ответственности   за само пространство обитания, населенное людьми. Освобождение от препон традиционного мышления, как ни странно, есть основной лейтмотив Ветхого завета. 
Но, это –  еще одна история о том же самом, вечно молодом ветхом завете.

,