После инсульта

Воздушный Транспорт
«Почти год после второго инсульта? А сколько Вашей маме лет? Скоро 86-ть, и она еще держится? Такого в моей практике еще не было!» - врач вскинула брови и, казалось, очки медленно поползли вверх. Действительно, кто мы мог подумать, что ветеран войны, бывший медработник со стажем в 60 лет, встанет на ноги вопреки прогнозам врачей. Только это не сказка о силе воле (хотя тоже достойно внимания) пожилой женщины.
Речь пойдет о другом. Возможно ли бы было ее возвращение к жизни вообще? Ведь в этой невыдуманной истории сыграли свою роль не только вовремя вызванная «Скорая» и фельдшер, которой успела сделать все, чтобы жизнь старушки не остановилась в одночасье.

Если бы не те дорогостоящие лекарства, которые старушка принимает почти год, показанные ей принимать как жизненно необходимые,
вряд ли бы встала бы она на ноги. И не наступил бы тот новый отсчет времени, начавшийся с того рокового дня.   
   
Когда летом прошлого года сын уехал на работу, мать осталась с сестрой, которой самой уже под 80-ть. Та после завтрака повела ее в большую   комнату, и тут… Неожиданно старшая сестра стала оседать на диван, и, откинувшись на его спинку, замерла. «Тоня, Тоня, посмотри на меня!» - тормошила ее младшая, но сестра только медленно водила глазами из стороны в сторону. И ни слова. В это время  в доме была еще одна родственница. Сообразив, что дело плохо, вызвала «Скорую». Прибывшая фельдшерица, вколов лекарство, скомандовала: «В машину за кислородом!». Пока старушку откачивали, прибыла бригада реаниматологов. Как самую близкую родственницу, младшую сестру спросили: «Госпитализировать будете?». Та растерялась, а врач сказал: «Учтите, что до больницы можем и не довезти…». Получив письменный отказ от госпитализации, люди в белых халатах уехали. Только тогда позвонили старшему сыну, который уехал на работу, и сказала, что у матери инсульт.

Тревожить больную было нельзя, но и уложить никак не могли: она пыталась вставать. И после нескольких часов «караула» у дивана, решили переложить ее на кровать. Кое-как справившись с этой трудной задачей, сбегали за соседом, уже имеющим  печальный опыт по уходу за престарелой матерью. Сосед – мужчина в летах – пришел по первому зову. «Вставать ни в коем случае нельзя, поэтому запасайтесь подгузниками», сказал он. И через несколько минут принес подгузники - на первое время, показав, как экономно можно использовать. Примчавшийся с работы из Москвы сын, «Скорую» вызвал еще раз. Приехала совсем другая бригада, и врач после длительной беседы сказала сыну, что такие случаи в 99% заканчиваются печально. И добавила: «Готовьтесь…» . Смириться с безысходным положением родной матери сын не мог, и с этого момента началась борьба за ее жизнь. Потому что принять вердикт врачей для него было равносильно подписанию смертного приговора.
Он делал все возможное и невозможное, чтобы мать осталась жива. И пошли на счет дни, и деньги на лекарства, без которых, как в один голос утверждают врачи, старушки уже давно не было.

«Скорая», врачи, аптеки, бессонные ночи – сын был готов ко всему, чтобы только мать встала на ноги. И она встала. Первый раз встала на ноги через полтора месяца после инсульта. Это была их общая победа – матери и сына. Но если бы он знал, к чему еще надо было быть готовым. Вся ее пенсия полностью уходила на лекарства, но год назад ее еще было достаточно на то, что обеспечить жизненно необходимый список лекарств.
Роста цен, сокращения списка лекарств для льготников – это было неожиданностью для многих. 

Для сына 85-летней старушки – тоже.
- Есть такой препарат – инфукол, говорят, он спасает тех, с кем случился инсульт. Однако применять его надо незамедлительно, в аптеках оно на заказ, и если с инфуколом не получилось, то главными препаратами являются лекарства, которые я перечислю. Но цены буду называть те, по которым их можно купить сегодня. 

Церебролизин – его в месяц необходимо 4 упаковки, каждая стоит 1100 рублей, итого 4400 ровно.
Мексидол – тоже 4 упаковки на месяц, каждая по 500 рублей итого,  2000 рублей.
Далее кортексин – 3 упаковки стоимостью  975 рублей, итого 2925 рублей, - рассказывает сын.
 
Дополнительные и не менее необходимые (у старушки удален желчный пузырь) следующие препараты:

Креон по цене 600=, в одной упаковке 20 капсул, их хватает на 10 дней, надо три упаковки на месяц – это 1800=..

Билобил – для улучшения памяти, 1 упаковка, в которой 20 капсул, стоит 220 рублей, две упаковки, на месяц, как минимум.
 
Тромбо асс для предупреждения вторичного инсульта, холензим для пищеварения,
карсил для печени  или расторопша… Кроме того, как у многих пожилых людей, у старушки есть явления, по которым показаны препараты, которые выписывает врач-психиатр. Берем калькулятор и считаем. Получается 11565 рублей!!!  Шприцы, вата, спирт – все это уже копейки по сравнению с дорогостоящими импортными препаратами. А еще нужно есть, пить, платить за квартиру... 

- С 1 января получить в аптеках многие лекарства практически невозможно. Некоторые выписывают 1 раз в 3 месяца, при этом надо еще попасть к врачам-специалистам, чтобы выписать рецепт, а потом успеть купить их в аптеке, - констатирует сын, и признается, что он стал есть уже один раз в день. Без преувеличения.

Этой старушке повезло, что у нее такой сын. Ей обеспечены уход, лекарства, присмотр, сын взял на себя и полную ответственность за нее.
А что делать тем пенсионерам, у кого нет ни средств на лекарства, ни сил, чтобы ходить по врачам? Недавно я видела, как в нашу поликлинику шла женщина, которую сопровождала другая женщина, видимо, родственница, - со стулом. Не доходя до поликлиники нескольких шагов, женщина, которая еле-еле шла по дороге, села на стул…
 
Что же делать тем, кто не  может – НЕ МОЖЕТ! – получить то лекарственное обеспечение, которое требуется при его заболевании?
Взять калькулятор и посчитать расходы на ДРУГИЕ услуги? Или побить рекорды выживания, как та 85-летняя старушка?
Или, может быть, кто-то возьмет и разберется, что же у нас с ЛЕКАРСТВАМИ? Для пенсионеров и всех остальных, которым они жизненно необходимы.

2008-2009 г.   

Кружкова Ольга