Прогресс-1

Сергей Корягин
 Что такое исторический прогресс?  Может быть, он подобен строительству башни до небес, которая все равно рухнет? Может быть, подобно Сизифу, человечество катит камень в гору, который потом снова скатится к подножью? Может быть, мы просто льем воду в бочку, у которой нет дна?

Есть у Н.А. Бердяева интереснейшая работа – «Смысл истории». И в ней – глава X: «Учение о прогрессе и конец истории». Мысли философа привлекли мое внимание. Сначала придется цитировать. «Идею прогресса нельзя смешивать с идеей эволюции. Идея прогресса предполагает цель исторического процесса и раскрытие смысла его в зависимости от этой цели…Учение о прогрессе есть прежде всего совершенно ложное, не оправданное ни с научной, ни с философской, ни с моральной точки зрения, обоготворение будущего за счет настоящего и прошлого…Научно обосновать можно только теорию эволюции, учение же о прогрессе может быть только предметом веры, упования. Учение о прогрессе предполагает, что наступит какой-то момент в истории человечества, в судьбе человечества, в котором будет достигнуто высшее, совершенное состояние и в этом высшем совершенном состоянии будут примирены все противоречия, будут разрешены все задачи. В это верили и Конт, и Гегель, и Спенсер, и Маркс. Прогресс превращает каждое человеческое поколение, каждое лицо человеческое, каждую эпоху истории в средство и орудие для окончательной цели – совершенства, могущества и блаженства грядущего человечества. Это учение заведомо и сознательно утверждает, что для огромной массы, бесконечной массы человеческих поколений и для бесконечного ряда времен и эпох существует только смерть и могила. Они жили в несовершенном, страдальческом, полном противоречий состоянии, и только где-то на вершине исторической жизни появляется, наконец, на истлевших костях всех предшествующих поколений такое поколение счастливцев, которое взберется на вершину и для которого возможна будет высшая полнота жизни». 

Чем, по моему мнению, опасен культ идеи исторического прогресса? Он опасен тем, что санкционирует политическую неразборчивость политических властителей – они идут по спинам и головам предшествующих поколений. Впереди, только впереди – рай, блаженство, власть передового класса. Впереди жизнь –  при  коммунизме, где не будет кризисов, противоречий, конфликтов, войн, где каждый отдаст обществу по способности, а получит от него по потребности. А  пока все должны работать, терпеть, жертвовать. И вожди никого не щадили. А что получил народ в конечном счете? ГУЛАГ, талоны, длинные очереди за продуктами, развал государства. Бердяев хорошо понимал, что марксизм – ложное учение. И был прав, говоря, что при социализме появится новая форма неравенства и новая форма угнетения. Понимал это и Эдуард Бернштейн  (хотя и не на уровне философа), выдвинувший формулу: движение – все, а цель – ничто, формулу, которая должна была смягчить революционный напор, исходящий от основателя. 

«В истории нет прогресса счастья человеческого – есть лишь трагическое, все большее и большее раскрытие внутренних начал бытия, раскрытие самых противоположных начал, как светлых, так и темных, как божественных, так и дьявольских, как начал добра, так и начал зла. В раскрытии этих противоречий и в выявлении их и заключается величайший внутренний смысл исторической судьбы человечества. Если можно утверждать какой-нибудь прогресс в истории человеческого сознания, так это обострение сознания, которое является результатом внутреннего раскрытия этого трагического противоречия человеческого бытия. Ни в коем случае нельзя утверждать постоянное нарастание положительного на счет отрицательного, как это утверждает теория прогресса. В историческом процессе происходит усложнение начал».

Что все это значит? Возьмем свободу и рабство. Избавилось человечество от рабства? Никак нет. В XX веке оно расцвело в гитлеровских и сталинских лагерях. Возьмем мир и войну. XX век пережил такие две войны, которые по количеству жертв и разрушений перекрыли все, что было в истории. Здоровье и нездоровье. Чума, холера, проказа, –  кажется, эти болезни ушли в прошлое, но появились новые, не менее страшные: рак, СПИД, сердечно-сосудистые заболевания, всякого рода грипп. Снова поднимает голову туберкулез. Семейное счастье и блуд: здесь идет перетягивание каната с переменным успехом. Сытость и голод: значительная часть человечества как голодала в прошлом, так и сегодня голодает. Стоит продвинуть производительные силы – а на земле уже хлеба просят шесть с лишним миллиардов ртов. В прошлом веке Россия пережила три, как минимум, страшнейших голодомора. И при царях голод был нашим частым гостем. Итак, мы имеем всего лишь усложнение начал, отнюдь не прогресс.

«Неудача истории вовсе не означает того, что история не имела смысла и что совершается она в пустоте… Но тот великий опыт, который раскрывается в исторической судьбе, имеет глубочайший смысл и вне осуществления и реализации; он раскрывается за пределами истории… Неизбежна неудача всякого относительного мира. Это неудача не Божья, а неудача человеческая. Такая относительно пессимистическая метафизика разрывает с иллюзиями, связанными с обоготворением будущего, низвергает идею прогресса, но укрепляет надежду и упование на разрешение всей муки истории в перспективе вечности». 

Вот позиция  Гегеля: абсолютное добро в реальном мире все-таки осуществляется, но когда мы подходим к его осуществленному варианту, то обнаруживаем, что это была иллюзия добра. И гоним дальше. Цитирую великого немецкого философа: «Добро, абсолютное добро, осуществляется вечно в мире… В этой иллюзии мы живем, и вместе с тем только она является побуждением к деятельности, она одна заставляет нас интересоваться миром. Идея в своем процессе сама создает себе эту иллюзию, противопоставляет себе нечто другое, и ее деятельность состоит в снятии этой иллюзии». И здесь, думаю, важно, чтобы цель, реально-иллюзорная, не требовала слишком больших жертв для ее воплощения и для ее «снятия». Но погоня за добром, по Бердяеву, не есть прогресс, а всего лишь развитие. 18 сентября 2009 г.

Прогресс. Уважаемый господин Г.,  это замечательно, что Вы включились в выяснения смысла одного из сложнейших понятий общественной науки. Мы часто смешиваем, того не замечая, понятия «эволюция», «развитие», «прогресс». Прогресс – это особая линия движения по ступен ькам исторической лестницы. Особая. Это не просто увеличение, рост, наращивание количества, не просто усовершенствование какой-либо способности (развитие ребенка, развитие средств передвижения, взаимоуничтожения, развитие способов производства, распределения, обороны, торговли). Это движение по особой линии – к счастью. А счастье – это такое качество, которое никаким количеством не измеряется. «Я счастлив!» –  и все. Можно еще добавить: «Я очень счастлив!»  Еще раз приведу слова Бердяева: «В истории нет прогресса счастья человеческого – есть лишь трагическое, все большее и большее раскрытие внутренних начал бытия, раскрытие самых противоположных начал, как светлых, так и темных, как божественных, так и дьявольских, как начала добра, так и начала зла. В раскрытии этих противоречий и в выявлении их и заключается величайший внутренний смысл исторической судьбы человечества. Если можно утверждать какой-нибудь прогресс в истории человеческого сознания, так это обострение сознания, которое является результатом внутреннего раскрытия этого трагического противоречия человеческого бытия. Ни в коем случае нельзя утверждать постоянное нарастание положительного за счет отрицательного, как это утверждает теория прогресса. В историческом процессе происходит усложнение начал».

 Итак, будем отличать развитие от прогресса. Человечество исторически развивается, но нам этого мало; мы хотим сказать,  что оно прогрессирует. Вот добилось оно всеобщей сытости. Что это – развитие или прогресс?  По Марксу, – развитие и прогресс, по Бердяеву, – развитие, но не прогресс. Здесь мне ближе Бердяев. Люди не думают о том, что всеобщая сытость принесет с собой массу других проблем, например, проблем, связанных со здоровьем, с желанием отличиться и унизить кого-то в другой сфере; и  количество зла в мире от этого не уменьшится. Гегель говорит, что для движения необходима цель, без которой исторический процесс остановится. Иллюзорная (мы об этом не догадываемся), но цель. Иначе – остановка и смерть. Это движение он называет прогрессом. («История – прогресс в сознании свободы».) Абсолютная цель – познание абсолютного духа – реализуется лишь в конце, говорит великий немецкий философ. Прогресс означает «усложнение начал», отнюдь не «нарастание положительного за счет отрицательного», – говорит Николай Александрович Бердяев, великий русский философ.  22 сентября 2009 г.