О культурном образе Героя в современном...

Максим Гуреев
                О культурном образе Героя в современном кинематографе.

          Исследования по данной тематике, действительно, очень интересны и по-настоящему актуальны; вопрос только в том, что взять за точку отсчёта, каким определением Героя пользоваться, по каким критериям отличать его от других? Если, в первую очередь, воспользоваться методом доказательства от противного (который хорошо известен нам ещё по курсу школьной математики), то в процессе исключения из исследовательского поля зрения лишних объектов мы точно определим, что герои – это точно не перекачанные дебилы из американских боевиков, крушащие всё и вся на своём пути. С физической точки зрения, им это несложно, а с моральной – они не предпринимают никаких сверхобывательских усилий для того, чтобы стать благороднее и мудрее. Следовательно, такие персонажи героями точно не являются.
          Герой по определению – это человек, который значительно выделяется на фоне других своими мужеством, храбростью, умением контролировать ситуацию и, что называется, сохранять лицо, то есть даже реализуя сверхчеловеческие, казалось бы, усилия и поступки, Герой при этом всегда делает это ДОСТОЙНО, без лишних истерик и психических срывов. Таким образом, люди с неустойчивой психикой (алкоголики, наркоманы и т.д.) героями также не являются, хотя примитивные американские же фильмы могут утверждать своими дурацкими образами обратное.
          В сфере музыки всё гораздо очевидней. Виктор Цой до сих пор остаётся практически ЕДИНСТВЕННЫМ человеком, создавшим тот образ Героя, до которого до сих пор не смогли дотянуться никакие другие музыканты (ни отечественные, ни зарубежные; ни рок-направления, ни, тем более, поп!). По степени героичности с ним могут быть сопоставимы разве что только Игорь Тальков и Константин Кинчев, не боявшиеся в «Совке» обнажать острые социально-политические проблемы. Юрий Шевчук и другие музыканты – это уже совершенной иной, несопоставимый с В. Цоем уровень… Решительность его взгляда на сцене, гордая (но не горделивая!) осанка и другие выражения творческой натуры создают ощущение, что он в любой миг готов сорваться в бой, если только увидит на горизонте несправедливость и другие пороки.
          ЦОЮ ВЕРИШЬ. И неважно, каким он был в обыденной жизни (судя по многочисленным воспоминаниям современников, во всяком случае, трусом он точно не был!) – куда как важнее, что созданный им Образ Героя продолжает вдохновлять сотни и тысячи людей в России и за её пределами на новые и новые подвиги, на поиски путеводной звезды, помогает на морально-символическом уровне «не остаться в этой траве». Царство ему Небесное.
          Вернёмся к кинематографу, который намного сложнее, образней и многогранней, чем сфера музыки. И здесь мы уже можем определить первого героя – это Моро из «Иглы», образ, воплощённый В. Цоем уже на киноэкране (не случайно ведь мы вспомнили этого талантливого музыканта, да и вообще случайностей не бывает!). Несмотря на некоторые его хулиганские выходки в начале фильма (показ нецензурного жеста проводнице поезда, вытаскивание монетки на ниточке из телефона-автомата), после просмотра произведения Рашида Нугманова целиком становится однозначно ясно, что Моро (Виктор Цой на экране) – это Герой. Попробуйте примерить эту роль на себя. Каждый ли из вас готов вытянуть молодую наркоманку из власти дурмана, вступить в схватку с десятком незнакомых головорезов, сорваться с места и уехать на какое-то время жить в казахской (или иной похожей) пустыне, где почти нет никаких соседей? Далеко не каждый и далеко не на все из этих поступков решится. А чего стоит одна из финальных сцен, в которой Моро неожиданно получает подлый удар ножом в живот, но всё равно встаёт и гордо продолжает свой Путь в неизвестность, оставляя капли горячей крови на пушистом белом снегу…
          У В. Цоя на экране всё это получается достаточно органично (что указывает на определённые характерные сходства актёра и созданного им героя), но ни в коем случае не бездумно, не автоматически. Он – не профессиональный спортсмен-каратист, не капитан милиции и не доктор медицины, но именно его непрофессионализм в этих отраслях деятельности, сближающий его с «простым» народом, его же, в совокупности со специфическими волевыми и мировоззренческими качествами, и выделяет на фоне массы, отграничивает от простой повседневности и показывает её (повседневности) героическую, нестандартную сторону.
          Ещё лет десять назад я дал такое определение: трус – это тот, кто не реализует свои способности, кто может что-то сделать, но не делает из-за субъективно преобладающего гипертрофированного страха; обычный человек – тот, кто в одних случаях ленится и боится, в других – реализует свои возможности сполна, кто в целом развивается ровно, равномерно, без бурных скачков и революций духа; герой – тот, кто, как правило, превосходит свои обычные возможности, постоянно стремится к чему-то новому и вытягивает себя из самого себя. Если короче, то трус может, но не делает; человек повседневности делает только то, что может и не более; герой постоянно превосходит свои возможности, делает то, что, на первый взгляд, невозможно (физически, морально и т.д.). Образ В. Цоя под это описание вполне подходит.
          Из других кинематографических примеров воплощения образа Героя могу указать такие, как Егор из «Фаната» (1989), Коля Найдёнов из «Америкэн боя» (1992), персонаж А. Иншакова (Клим) в фильме «Крысиный угол» (1992), Рекс из «Тридцатого уничтожить» (1992) и т.д. Что касается американских поделок, то выделяются такие гипертрофированные, не совсем реалистичные образы, как Джон Рэмбо (сыгранный в 80-ых С. Сталлоуном и возрождаемый им вновь) и Джон Мэтрикс («Коммандо» А. Шварценеггера). Для того, чтобы практически в одиночку громить целые армии, нужно, действительно, быть Сверхчеловеком. Впрочем, это уже – примеры из области фантастики и спецэффектов. Всё остальное в американском кино экшн-жанра – это, в принципе, переведённые, шаблонные трафареты.
          В восточном кинематографе выделились герои, сыгранные Брюсом Ли, Джекки Чэном, Джетом Ли, Тони Джа и т.д. Впрочем, о них, об их социокультурном значении можно создавать отдельное исследование…


14 марта 2010





На иллюстрации кадры из х.ф. «Крысиный угол» (Россия, 1992) и «Америкэн бой» (Украина, 1992).