похождения грека, история первая

Борис Ермаков
Похождения грека
История первая. Приезд
Перестройка, все сошли с ума, и я в том числе.. Деньги витают в воздухе, схвати их! Мои родственники усиленно толкают меня на отъезд, отец, ярый коммунист, вдруг неожиданно вспоминает истории переселения всего нашего клана в Казахстан. Старая обида, связанная с репатриацией в гетто. Иначе не назовешь. Выказывание недоверия ко всему народу в целом, лишения и невзгоды на новом месте, когда на первое место вышли основные вопросы бытия в своем изначальном . самом элементарном виде… Быть или не быть гамлетовское , приобрело тогда, во время войны. 1942 год, сакраментальное значение, очевидная обреченность высланных, видна сейчас особенно отчетливо, и только огромные жизненные силы, сопротивляемость наших предков, особенно бабушки, не позволили семье сгинуть окончательно. История это отдельная и довольно занимательная. В пересказе проживших те события по прошествии времени , приобрела несколько юмористический характер, потеряв трагизм..Странно, да?
Вот этот трагизм  и
вылез наружу, засверкал и заслонил все то хорошее в прошлой жизни.Вобщем меня выпроваживали из России, напутствуя на дорогу, что земля обетованная. Эта самая греция , наша историческая родина, что мы нужны ей. Она нуждается, что стоит только приехать и все… Реки разливанные  и кисельные берега нам обеспечены..
Забыл совсем сказать. Ехать я решился не один, а с двоюродным братом, с которым был знаком с раннего детства и нас объединяла кроме братской любви (уж простите за слог) еще и какое то понимание друг друга и приятельские отношения  К сожалению все это понимание улетучилось по приезду, но об этом позднее. Собрались мы вмиг, такое распирающее желание было, особенно у меня. Денег ни на дорогу ,ни на что остальное ,конечно не было. Ну откуда..
 Мы были простыми советскими гражданами, родившимися  в эпоху развитого социализма и впитавшими всю двойственность и противоречивость того времени, основанного на сказанном и не сделанном..Что поделаешь, таковы были мы, полные каких то бессмысленных, отягощающих и сковывающих фальшивых принципов, хотя кое что из всего этого багажа прошлого, нафаршированного махровым идеализмом, было без сомнения положительным. Мы были готовы к работе, готовы были зарабатывать , не филонить и не сачковать настроены были. Что называется  на честный труд во имя исторической родины , ну и конечно же во имя самих себя. В этом была огромная ошибка..Нечего было строить из себя пап Карло, нужно было просто хапнуть. Как это делали многие, не заморачиваясь  на принципах, типа кто не работает, тот не ест..Господи, вот идиоты.  Мы вступали на чужую территорию, не зная ни хрена о ней, не понимая и не чувствуя, что и как нужно делать, как себя вести . Работяги…Приперлись, а нас тут же и поимели..
Но обо всем по порядку. Ехали мы в столицу нашей бывшей родины на автобусе. Это был тот еще маразм. Быть в пути четверо суток, оказалось  не таким уж веселым делом. Первый день прошел в полной прострации и эйфории, мы напыжились как индюки и думали, что круче нас никого на этом свете нет. Едем! Куда и зачем, непонятно, но едем!
Вот и приехали..Через несколько границ, несколько стран, мы добрались  наконец и до границы Греции..грязные и запыленные. Я так еще вдобавок уже пару дней не ходивший в туалет, по причине подкрадывающейся неуверенности, по мере приближения цели, все сильнее охватывающей нас, дрожь пробирала почти физическая. Вот с этой то дрожью, я и забыл, простите, покакать…Но, покуда мы проходили все препоны, пока нас осматривала греческая таможня, проверяла паспорта, этот прискорбный факт не проявлял себя. К тому же на некоторое время эту проблему заслонила индюшачья радость двух пришельцев , двух молодых идиотов оттого, что нас
досмотр и таможенные формальности , практически не коснулся. По причине того, что в российском паспорте старого образца было в графе национальность написано грек..
Чего вдруг оказалось достаточно для того, что бы нас пропустили практически как своих.. Мы раздулись от важности, Колян, брат мой ,так вообще прошипел что-то патетическое, типа, вот мы и дома..Я посмотрел на него с недоверием, но промолчал, сомнения одолевали меня все сильней и сильней. Куда идти, вот первый вопрос, который изрядно меня замучил за последние два дня..денег у нас было, прямо скажем не густо. На двоих тысяча долларов, которые надо было отдавать, так как они были заняты в России, а кредиторы пытливо выглядывали из-за спин наших родственников. Шутки в сторону, времена были дремучие, не стоит об этом забывать..
Перед отъездом, судорожно пытаясь определить, как и где мы бы перекантовались, хотя бы на первое время, пару недель хотя бы, я столкнулся с парадоксальным , как мне казалось, явлением. При всеобщей, я имею в виду родственников, близких и дальних, эйфории, бесконечных этих разговорах о всеобщем братстве, любви и счастливой ,наконец-то, конкретной цели, которая встала перед всеми нами, то бишь повальный переезд в другую страну, страну предков ,когда дело доходило до конкретного, то  зов крови и прочая такая лабуда не срабатывали .
Поначалу я повелся на все это. Я стал ездить по родне, пытаясь определить, кто бы из уже уехавших, мог бы нас приютить, хоть на несколько дней. Не тут- то было! Никто , ну совершенно ни единая душа, при всеобщем словесном поносе о благе переезда, никто не обмолвился ни словечком о местонахождении уехавших. Никто не навел нас , никто не помог конкретно.
 Но, уверенный, что все складывается как нельзя лучше, что это временные трудности. Непонятные и досадные, но легко преодолимые, я не воспринял все это как предостережение, а зря. Упорство и труд все перетрут, я перетер массу ушных перепонок, провел несчисленное количество посиделок. Опрокинул не один десяток рюмочек горячительного себе внутрь, и о чудо, мне в конце концов, повезло..
Сестра одного из уехавших, раскрасневшись от вранья о Греции и от выпитого, в порыве идиотизма,  мне шепотом  объяснила, что братец  ее недавно приехал на отдых из Греции, и , если я хочу чего то добиться и узнать. То поезжай туда- то и туда -то и ты его там найдешь
Ой. Только не говори ему, что это я тебе сказала.., проговорила испуганно быстро захмелевшая кузина…Греческий профиль горделиво блеснул в темноте, мы попрощались..на следующий день я был у эллина, так себя теперь называли уже побывавшие ТАМ, оо эллины, вы прекрасны! Я нашел нашего эллина праздно шатающимся по двору его тещи, ничего не делающего и веселого. Ему предстоял вкусный отдых, недельки на две, вдали от жены и детей. В кругу своих близких приятелей и многочисленной родни, восторженно смотрящих ему в  рот. Млеющих от рассказов о заграничной жизни  Мы встретились, обнялись, Клим, так его звали, несколько удивился, но промолчал, в общем то он был неплохим малым, добрым и незамысловатым, подлости по крайней мере от него ожидать не приходилось, но, услышав мою просьб у перекантоваться у него несколько часов!! тут я переборщил конечно, он вдруг заволновался, и хоть и дал адрес свой в Афинах, но строго настрого запретил нам появляться там без него..Я пообещал, про себя усмехнувшись  о тщетных предосторожностях  эллина..Дело было сделано. Пусть так, но мы имели хоть какой-то адрес в кармане. Это несколько успокаивало
Но. По мере приближения конца путешествия сомнения стали одолевать меня прямо скажем нешуточные, адрес был написан греческими буквами, прочитать мы не удосужились, как все это произнести?? Куда ехать, но самое главное, а будет ли кто-нибудь  дома? А примут ли нас?? Вот что терзало меня все сильней и сильней. И , видя раздутые щеки Кольки, я с досадой , уже не в первый раз за дорогу , подумал  и зачем я взял этого слюнявого , восторженного болвана, не понимающего и , что важнее, не вникающего в происходящее. Когда он говорил, перекидывая на меня свой телячий восторг, то слюни брызгали мне на лицо..я отмахнулся от него досадливо и стал напряженно осматривать окрестности, мы , наконец въехали в северную оконечность страны и пилили по дороге Салоники-Афины.
Автобус мягко катил по ровной как струна широченной дороге, мы проезжали оливковые сады. Виднелись горы, вокруг все зеленело и радовало глаз своей, какой-то изысканностью и необычностью, люди , после долгой дороги и предвкушения избавления от всех неудобств. Обмякли и расслабились, радостные лица, утомленные дети босиком ходили по салону, атмосфера покоя и расслабухи действовала и на нас ,я как то обмяк и поддался всеобщему  обмяканию, будь что будет, ничего не поделаешь уже, подумал я . все идет как надо..

С нами заговорила сидевшая сзади нас веселая мадам, ей не терпелось , похоже прекратить это бесконечное путешествие и . поняв кто мы и что мы, она принялась нас ободрять. Понимая наше состояние, хитрая женщина , умело и я бы сказал, виртуозно выведала у нас все, что ей было интересно и тут же закидала оптимистической шелухой. Главное из того, что она говорила, было бальзамом для нас, тут она попала в точку. Нам предстояло просто сойти с автобуса и все…А что все , мы так и не поняли, но то что первый шаг на греческую землю нас тут же и обогатит, мы сразу обмажемся шоколадом, в этом можно было не сомневаться. Ну вот и настал он, этот долгожданный шаг. Мы медленно въезжали на какую-то площадь в центре города, машин припаркованных рядом было немного. Автобус сделал плавный разворот и остановился
Начало, оно всегда волнует. Начало нового дела, начало новых отношений, новые люди , лица, речь. Диковинная архитектура, совсем не похожая на  нашу. Действует моментально и сильнейше, сравнить можно с высадкой на луну. Такое было у меня чувство..Пока мы озирались и глазели по сторонам, кое кто разглядывал нас, вот и пришел наш час . пришел наш черед испить чашу испытаний. Я мысленно напрягся. Отрешаясь от обстановки и судорожно строя наш дальнейший план действий, совсем упустил из виду, что вещи то наши надо бы доставать из багажного отсека..
Почему я так скурпулезно и дотошно рассказываю об этом , вы сейчас поймете. Коля меж тем уже влез внутрь, а стоявшие рядом встречающие , средних лет мужчины. Судя по внешнему виду, выходцы из России, лениво стояли поодаль и не спешили вытаскивать многочисленные тюки , по видимому с товаром, которые их женушки привезли из России. Коля же шуровал вовсю, наши вещи были зажаты в самую глубь, чтобы вытащить их, необходимо было освободить от этих тюков багажный отсек. Я стоял внизу и оглянулся. То что мне запомнилось  в первую минуту пребывания в Греции, я не забуду никогда. Это был бесплатный цирк. Встречающие и не торопились совсем. Они  просто ухмылялись, рассматривая суету Коли внутри автобуса, ворочавшего огромными тюками. Никто из низ и не подошел! Я вскочил на помощь ,понимая всю нелепость происходящего, но не оставлять же братца в беде, от него шел просто пар, жара и огромная тяжесть сделали свое дело. Мы снимали и снимали, последние просто уже скидывали на землю, но во время этой процедуры. Так веселившей окружающую публику, нами только командовали , никто не пошевелил даже пальцем, чтобы нам помочь. Тогда, в запале я не придал этому большого значения, но в дальнейшем понял. Что это стиль поведения местных аборигенов и не аборигенов…
Наконец дело было закончено. Мы добрались до наших сумок. Забрали и двинулись куда глаза глядят..
Никто даже нам спасибо не сказал, нас использовали. Грубо и нагло Ну да черт с ними, есть дела и поважней, подумал я, оглядываясь по сторонам Нужно было превратить наши доллары в не наши драхмы, на тот момент Греция еще не была ни в каком евро союзе и никакой дефолт ей не грозил, в ходу была национальная валюта, драхма. На губошлепа рассчитывать не приходилось, так мысленно окрестил я своего спутника, Коля полностью переложился на меня, все решения, плохие ли хорошие, принимал я.
  Вот я и  принял первое свое решение, оно состояло в следующем. Так как  брат мой, который хвастал познаниями греческого, как выяснилось не мог понять даже двух связанно сказанных слов, наш собственный язык. Язык греков из России оказался здесь бесполезным, потому что очень сильно отличался от настоящего эллинского .Это как русский и украинский, понятно, что разговор ведется между двумя родственными языками, но понять ничего нельзя Какие то слова совпадают, какие то нет. Произношение и все такое, местный диалект, ударения..Понди, так называли нас там и так называем мы себя сами. Понтийские греки. Есть в этом что-то символичное, слово ПОНТЫ как нельзя лучше характеризует наш славный народ,
 Ну вот. Понди имеют свой язык, он отрывист и груб, слова изо рта вылетают как снаряды, кирпичи и бухают по голове, эллинский же мягок и мелодичен. Он напевен и звонок, мужчины,  разговаривающие на нем, поют, а не говорят. Но все дело то в том, что  и своего родного понтийского я  не знал..Дома было не принято разговаривать на нем . История понтийского языка в нашей семье мутная и не совсем мне понятная до сих пор. Почему отец не произнес за много лет ни одного слова на своем родном языке, остается  загадкой  для меня и по сей  день. Даже учитывая, что мама моя русская..  Что уж тут гадать, дело прошлое .
 Другое дело Коля,  который при всяком удобном и неудобном случае подчеркивал свое знание, кичился им. Но на поверку это знание оказалось не таким уж всеобъемлющим, а кроме того в нашей ситуации и попросту бесполезным.
 Короче, когда я сказал Коле, что надо ловить такси и попробовать расплатиться с таксистом долларами, Коля важно кивнул, выпятил губы и .. не смог сказать ничего!  А я имел в виду Колино знание,  я рассчитывал, что как-нибудь, какими -то схожими словами, он сможет объяснить, что нам надо. Но не тут то было! Таксисты, останавливавшиеся возле нас, услышав диковинную речь, чем то отдаленно напоминавшую лепетание малолетнего ребенка, ничего не поняв, тут же уезжали. Те же немногие, которые задерживались, но, увидев в наших руках доллары, тоже не задерживались.
  Драхми!  Драхми!  Дураку понятно ,чего от нас хотели. Было от чего впасть в уныние. Тут  я принял второе решение, надо было искать банк! Собрав все свои знания английского, я решился обменять в каком -нибудь банке наши доллары, не зная еще  как называется банк по -гречески, плохо понимая куда идти, я ринулся по улице, бросив Коле , чтобы ждал меня на этом само месте, никуда не уходил!
Тот испуганно замотал головой. Он был подавлен и растерян неудачными попытками как то приблизить нас к решению проблем адаптации. Он ничего уже не пытался говорить на своем великолепном греческом. Я пошел. Шел недолго и тут…
Тут я понял что меня разрывает..двухдневное пребывание на земле обетованной надо было отметить..я за малым не укакался…не зная что делать, я беспомощно огляделся . Коля пропал из вида, так как я завернул за угол. Увидев вдалеке что-то большое из стекла и бетона и приняв его за банк, которым он и оказался, слава аллаху! Но до него надо было дойти..а как это сделать ,я не имел представления, меня давило и плющило, я прилагал просто титанические усилия, покрывшись ледяным потом в сорокаградусную жару.
 Видимо лицо мое было обезображено такой гримасой, что проходившая мимо матрона с в страхе отшатнулась. Прикусив язык до крови, вонзив пальцы в ладони ,я  на деревянных ногах заковылял к банку. Общественного туалета я не увидел, да и при всем желании я бы его и не нашел, потому что их там нет.
 Уже потом , когда прошло некоторое время, я узнал, что можно было зайти в любое общественное заведение, самую затрапезную закусочную и попросить сходить в нужное место. Не откажут, проверено. Это своеобразный этикет, практически узаконенный. Но в тот  момент  даже слово туалет мне было неизвестно..
Однако идти было надо и ,задыхаясь от усилий ,я двигался к заветной цели. Войдя внутрь, приняв, насколько это возможно независимый вид, весь засаленный и грязный, я приготовленными фразами добился желаемого и обменял сотню долларов.
Радость моя была недолгой.  До Коли я не дошел метров 150 и понял, что все..Я встал и начал ему орать чтобы он ко мне подошел. Тот мотал своей башкой по сторонам, по обыкновению был преисполнен восторга, но в конце концов, услышав и поняв, что что-то не так, подбежал ко мне
Коля, мне конец, делай что нибудь!! Как хочешь , на пальцах объясни им!!. Сними штаны, трусы. Покажи свою жопу, но найди мне место!! Я тебя убью…если не сделаешь, практически заплакал я
Тот засмеялся (скотина)и беспечной походкой пошел прочь, я его просто ненавидел..но другого выхода не было, я был обездвижен, во мне казалось умерло все. Состояние  было близко к помешательству, такой позор в центре города, пусть и враждебного, но все же великого..
 Наконец прибежал губошлеп и , брызгая слюнями, радостно возвестил , что он нашел, что его поняли!
Блин, его поняли, а я уже в тот момент ничего не понимал и не соображал, кружилась голова, дрожали колени, глаза вываливались из орбит. До места еще надо было дойти. Колян взял меня осторожно под руку, со стороны мы смотрелись заботливой пидарастической парой, вот подбежал мой любимый и осторожно , под локоток , ведет куда то..
Вам смешно?? Мне нет, потому что эти несколько метров я запомнил на всю жизнь. Чего уж он им там наплел, тем работягам, которые впустили нас в маленький цех, но нас впустили..Кто то хлопнул меня по плечу..Сто лет жизни тебе! Но дело я все же свое закончил без происшествий, шумно обрушившись на греческий унитаз..
анализируя события , которые предваряет этот рассказ не могу не заметить, что то, что я сделал в первый день на своей исторической родине, тем же самым она отплатила и мне, сполна..
Почему все это у меня сидит в памяти и весь приезд наш сливается в один тот самый миг, когда я почувствовал неимоверное облегчение, не знаю.
 Дальнейшее произошло как по писаному,  мы  наконец поймали таксиста, драхмы сделали свое дело, и нас привезли по адресу, указанному на бумажке. Там, куда мы приехали были, конечно, немало удивлены и шокированы нами, но бутылка русской водки, приготовленная на этот  случай, на короткое время расслабила обитателей братова жилища, а наши заверения , о том что мы завтра же найдем себе жилье, что мы парни хваткие и не абы кто. Что мы уже все знаем и это нам раз плюнуть  вынудили жену брата, Тамару, оставить нас на пару деньков..Мы приехали…