Как читать Зоар подход к содержанию

Александр Цесаревский
 

Как нужно изучать Книгу Зоар



Нужно распахнуть себя так, чтобы текст Книги Зоар легко и беспрепятственно протекал сквозь нас, и в нас возникли ощущения, происходящего в том, ином мире. Мы ожидаем ощутить в себе картину, составленную из чувств, но без фантазий и зрительных образов.
Текст Зоар - это ручей, вытекающий из "Райского сада" и протекающий сквозь сердце человека. И любой человек, раскрывая свое сердце, омоется его водами, очистится и прозреет.

Начиная изучать Книгу Зоар

Мы начинаем изучать Зоар. Как это надо делать? Необязательно читать текст, достаточно просто слушать, но стремиться, чтобы все, что я слышу, прошло внутри меня, чтобы я ощутил картину, о которой рассказывает мне Зоар. Пусть я совершенно ничего не понимаю, как будто со мной говорят на чужом языке – но я очень хочу знать, о чем мне говорят. Так из ничего, из совершенной пустоты и бесчувственности у меня вдруг начинают пробуждаться ощущения, и тело начинает как-то реагировать. К этому надо стремиться прийти.
Книга Зоар написана на двух уровнях, на двух языках. Язык чувства описывает мне будто происходящую предо мной историю. А другой язык вводит меня в духовные определения, показывая два мира, параллельные один другому. Но эти два уровня восприятия существуют только относительно меня – на самом деле, есть лишь один уровень, лишь картина духовного.
Это я пока разделяю эту картину надвое. Вернее сказать, я воспринимаю только одну картину – ту, которую понимает мое эго. Но я должен представить себе еще один уровень - духовный, чтобы два эти уровня существовали во мне параллельно, и я хотел поднять себя от материального рассказа к духовному.

Не нужно фантазировать и представлять себе какие-то физические образы и путешествия. Это путешествие вглубь моей души, а образы – мои свойства, мое отношение: Рабби Хия, Рабби Йоси, дерево, холм, осел... Эти слова должны вызывать во мне не физическую картину – а внутренние ощущения, попытки догадаться, что на самом деле означают эти свойства.

Что стоит за словами Зоар

Мы читаем Зоар, нам мешают знакомые слова. Вместо того чтобы искать в себе то, что описывается в Зоар, как свои свойства, мы представляем себе исторические личности и события.
Но слова – это только символы. Они складываются из букв, каждая из которых символ, который означает некое духовное свойство. Сумма нескольких духовных свойств образует небольшую систему, которая называется "буква" (на иврите "от" – символ, знак).
Буква выражает свойство, действие, духовную структуру. Но она состоит только из желания определенной формы. Желание – материя, а формы, которые она принимает – подобие Творцу.
Таких подобий Творцу 4 – в малхут, 9 – в ЗА, 9 – в Бине. Итого 22. И еще 5 ограничительных форм на 5 уровней желания (0 – 4 авиют) – еще 5 букв МНЦПХ, означающих парсу-границу между Ацилутом и мирами БЕА.
Отсюда алфавит иврита - 22 основных буквы и 5 дополнительных, заменяющих в конце слов обычные буквы МНЦПХ на конечные.

Во всех этих словах нет материального вкуса, запаха, связи с историей, с людьми, – это только желания, силы желания, свойства желания.
Поначалу, для меня все слова ничем не отличаются, неважно, имена это людей или названия животных или действий, или растений – я все равно не знаю, что они значат. Я только стараюсь понять! Для меня это символы с незнакомым смыслом.
Это должно быть подобно восприятию иероглифов: я ничего не ощущаю, не могу их различить. Ведь слова и иероглифы – это символы, обозначающие состояния моего желания.
Когда мы читаем Зоар, нам надо оторваться от всех стереотипов, ощущений и отношений, связанных со знакомыми нам словами, и заново искать – их духовный смысл.
Я только знаю наверняка, что это происходит во мне. А больше мне ничего неизвестно, ведь речь идет о мире, который мне еще не раскрылся, о явлениях, которые существуют во мне скрыто.

Мне нужно усилиями раскрыть их в себе, оторвавшись от всех материальных образов, которые эти слова будят во мне.
Конечно же, я сам не смогу своими усилиями рассмотреть в себе эти свойства, но своими усилиями я вызываю на себя воздействие высшего исправляющего света.
Он исправляет мои намерения на использование желаний на отдачу вместо получения. И в мере обретения таких свойств, я начинаю ощущать смысл слов Книги Зоар.

Зоар помогает нам расти

Читая Книгу Зоар, каждый должен стараться найти в себе более внутреннее состояние. Мы никогда не можем представить себе состояние выше ближайшей к нам внутренней ступени. Я могу фантазировать, воображая себе мир Бесконечности. Для меня это будет якобы мир Бесконечности, но на самом деле я обнаружу, что это всего лишь мое следующее внутреннее состояние, чуть выше меня. Только его я могу раскрыть!
Поэтому все свои силы, все старания нужно направить на то, чтобы за каждым словом, написанном в Зоар: "город", "башня", "поднимаются", "спускаются", "ангелы", "черти", "духи", "Эфраим", "сыновья Эфраима" и т.д. - различать свои внутренние желания и свойства.

Все они находятся во мне. А Высший - это книга, которую Он представляет мне. Он рассказывает мне, как взрослые младенцу - только подходящее ему. Больше этого мы ничего не прочитаем в Книге Зоар, не сможем представить себе, услышать и увидеть.
В ней написано гораздо больше того, что мы видим сейчас. Но пока мы не можем этого увидеть. Мы увидим только чуть-чуть, будто находимся в руках опытного воспитателя, который может дать нам только полезное для нас и не более того.

Поэтому надо не бояться, нужно изо всех сил стараться отыскать внутри себя внутренние определения, о которых говорится в тексте перед нами. Мы поднимемся к этим определениям, распознаем их и проживем с ними какое-то время, как младенец, который вырос за день, неделю или месяц и уже чуть больше понимает, раскрывает более глубокие, более внутренние вещи. А раньше он этого не видел, не распознавал, это не попадало в его поле зрения.
Так и мы - в том же самом тексте мы раскроем новые внутренние свойства, новые связи. Ведь все они - относительно человека, постигающего духовную реальность.

В стране желаний - в стране чудес

Изучая Зоар, надо сконцентрироваться только на внутренней картине, где все соединяется в единое целое. Я вхожу внутрь нее и не думаю ни о чем из того что осталось вовне. Я полностью погружаюсь в нее, будто попадаю в страну чудес и путешествую по ней, желая увидеть и узнать все, что там есть.

Я слышу какие-то голоса, вижу разные цвета, хоть и не понимаю, что тут происходит, кто воздействует на меня и как. Я попал в мир своих желаний и брожу между ними. Словно в фильме, в котором человек проник внутрь своего тела и, путешествуя по кровеносным артериям, видит, как у него внутри все устроено и взаимодействует.

Так и мы, проникая внутрь себя, попадаем в окружение своих желаний. Этот мир состоит из моих свойств и желаний, светов, келим и экранов, которые мне нужно себе представить. Я могу представить, будто нахожусь среди них, а они меня окружают. А могу представить, что они внутри меня, и я разбираюсь, что там происходит внутри. Но главное - не привязывать эту картину к своей сегодняшней обычной реальности.