беседы об инвестициях, домик в Испании

Валерий Чернышов
Сегодня был обычный день, но какой красивый!!! На улице тепло, солнечно, будто веса уже давно наступила и теперь пошли летние деньки. Сегодня вставать уже было непривычно не холодно, только что стало смущать- стало светло вставать, будто ушла крыша в виде темноты, и теперь когда я встаю, в 5.40. всегда стало светло. Опять не успел глаза продрать, отжимания, встаю, переодеваюсь и в сторону работы.
На работе теперь мы все попривыкли друг к другу, теперь уже стали ближе и теплее отношения. Но я как и раньше, часто иду на ланч, беру с собой свою записную книгу, ежедневник, и углубляюсь туда, строю планы, смотрю что-то, пишу. А в нашем стафовском кафе часто народ газеты читает, или просто болтают, я вот выбрал себе занятие поинтереснее. Но что интересно, сижу себе в уголке, а народ сначала у меня спрашивали - что я там такого делаю. По началу, я просто отвечал, что ничего, а потом стали подсаживаться и интересоваться. Позже стал замечать, что некоторые тоже стали делать себе заметки на листочках, а потом возле меня стал собираться клуб, потому, что я сказал, что так я планирую себе финансовую жизнь. Лучше бы я этого не говорил, потому, что теперь многие стали обсуждать со мной это. Раньше я не знал как начать говорить на тему австрийской страховки, чтобы продать полисы, а теперь они сами начинают со мной эти разговоры.
Работает у нас одна Жанна из Латвии. Несколько дней назад она села ко мне со словами
- ты чего там, говорят, финансы и инвестиции планируешь, куда думаешь инвестировать,
- Жан, я не то чтобы сейчас вот инвестирую, я хочу знать основы инвестирования,
- ай, а я вот, без никакого образования купила домик в Испании, в южной ее части, и не переживаю, что ты там еще думаешь. Жанна сидела, кушала, и в ее этих словах я видел даже не про слова, а вопрос. Как бы -  что ты на это скажешь, что думаешь, вызывая меня на дискуссию.
Я достал фирменный листочек с логотипом гостиницы,  где мы работаем, и говорю
- Жанна, я еще не специалист по инвестициям, но как сделал бы специалист, он бы задал сразу несколько вопросов, вопрос первый
- ты привлекала заемный капитал, или купила на свои деньги…
- конечно привлекала, Валера, я тут работаю как ты, только супервайзером… и побольше, лет 7 уже )))
- хорошо, генерирует ли эта недвижимость денежный поток, чтобы покрывать выплаты по кредиту, коммунальные, налоги…
- половину дома мы иногда сдаем, а в другой живет мой знакомый…
- Жанна, другими словами, ты работаешь сейчас на этот дом, ли я не так понял,
- но цены там не падают, и каждый месяц она становится еще более моя… Жанна даже попыталась внутренне встать в позу ежа, чтобы защитить свои капиталовложения.
Это я сразу поняла, что в Латвии скоро будет капец, поэтому не стала вкладывать в Латвию, в недвижимость, купила в Испании ведь там другая ситуация, там Испания, недвижимость будет всегда в цене.
Несколько минут мы сидели молча, во мне боролось два понятия - не надо говорить, надо сначала сделать и в тоже время так хотелось открыть глаза.
Жанна, как ты думаешь, я старался быть мягче, чтобы не задеть ее чувств, как ты думаешь, в случае необходимости ты быстро можешь превратить этот дом в деньги, то есть продать быстро сможешь о той цене, за что купила,
- конечно,
А кто тебе сказал, что можно будет та продать,
- агент, который оформлял эту недвижимость
- то есть ты руководствовалась тем, что сказал тебе фактически продавец,
- ну нет, я так тоже думала,
- Жан, сказал я задумчиво, а что ты знала о рынке недвижимости в Испании тогда, когда покупала и сейчас,
- ну что там знать, там недвижимость будет дорожать,
- то есть ты исходишь от предположений, что она будет дорожать,
- ну если не рухнет все, то будет именно так, раздражаясь сказала она,
- хорошо, тогда еще вопрос, сколько такой недвижимости ты можешь купить, чтобы она росла, таких же домов,
- пока не смогу, но того мне хватит, совсем вставая в защитную позу, сказала она.
- да и правильно, я согласен, сказал я, чтобы не превратить разговор в спор. Мы сидели, принимали ланч, и говорили уже больше о личном, и я даже немного жалел, что она нарушила мои мысли, лучше бы я сидел один и думал, мне это приятнее. Она стала рассказывать о том, как она начинала тут жить семь лет тому назад, как работала очень много, как не сладко порой приходилось, еле могла прожить тут в первое время, разговор стал намного теплее и уже когда мы приступили к тортику, который приготовил повар - француз, она неожиданно спросила
- ты что, на самом деле думаешь, что дом в Испании не лучшее вложение денег, она задала этот вопрос, а в глазах уже читался страх и неуверенность,
- Жанна, но кто я такой, чтобы судить о том, правильно это или нет, сказал я, стараясь быть как можно вежливее и не судить о том, что делает другой человек.
- понимаешь, продолжал я, дело не в том, что думаю я, я всего лишь ищу ответы на свои вопросы. Дело в том, что если ты спрыгнешь с крыши - ты разобьешься, и это произойдет потому, что есть закон притяжения, знаем мы его или нет. Вот в деньгах тоже есть свои законы, независимо от того, знаем мы их или нет. То, что со мной произошло - разорение, это было от того, что я чего-то не знал, и вот именно это я и пытаюсь сейчас понять. И нашел много чего, одно из этих законов, это мы должны понимать, что мы создаем и не обманывать себя, не придумывать себе цифры, а просто на них смотреть. То есть, есть только два вида, это либо актив, при котором ты кладешь себе деньги в карман, либо пассив, при котором они утекают. И эта граница настолько для нас призрачна, что мы пытаемся сами ее себе дорисовать, дополнить своим представлением об этом.
Согласно тому инвестированию, которое я сейчас изучаю, то твое вложение это не вложение, это припарковывание денег. Они стоят себе на паковке, может и не убывают, но и не увеличиваются, не приносят новые деньги. К тому же, есть риск того, что как брак между людьми, сходишься легко, покупая, а разводиться всегда и дорого и болезненно и времени требуется много, если вообще можно будет продать за желаемые деньги.
Вообще то, я же пыталась продать, больше полугода стояло в продаже, пока не нашли никого, Жанна расстроено перемешивала ложкой кофе,  я думал, чтобы ей такого сказать, чтобы успокоить ее, я даже чувствовал какую-то ответственность за то, что сказал ей это. Но тут у Жанны завибрировал пейжер, ей надо было идти на этом тот ланч закончился.