Я не приеду больше в Инегень...

Инна Бухмастова
на фото : слияние Катуни и Аргута, это недалеко от Инегеня.



Я  не приеду больше  в Инегень.

Инегень - это рай  для ищущих одиночество.

Это очень далекая алтайская деревушка  на берегу Катуни. Сжатая горами. Туристов нет. Продуктового магазина нет. Автомобильная дорога позади деревни оканчивается тупиком. То есть горами.Добраться сюда очень непросто.

От Барнаула ехать весь день. С семи утра и до темноты.А можно и не успеть.  В 2009 году темнота меня застала на перевале Чеке-Таман. Водитель - алтаец горный серпантин  чувствовал наощупь. Как ночью дойти до кухни.В  ближайшую гостиницу на тракте я влетела , спасаясь от ночного холода.

От Чуйского тракта поворот направо. По подвесному деревянному мостику через неистовую Катунь. Знак : Водитель! Высади пассажиров!  Местные водители не хотят подвозить . Боятся, что ли. После нескольких часов голосования на тракте  я бросаюсь под колеса  алтайской копейки. Двести рублей- двойная цена! -решают дело. И я втискиваюсь между детьми на заднее сиденье. А обратно уехать еще труднее.

Я была здесь три года подряд. На дальнем краю деревни снимала дом. Или комнату в доме. За сто рублей в день.  Жила как робинзон.Полудикие  красавцы - кони.  Коровы. Стада баранов и коз. А местных жителей почти не видно.То, что надо.Вверх по течению Катуни ближайшая деревня - Тюнгур. Это три дня на лошадях.

От дома до каменистого берега  Катуни - несколько метров. Здесь никого нет. Можно купаться голышом. Иногда  только сплавщики проплывают.Там, где течение посильнее, цепляюсь за камень. Хороший массаж. Вода ледяная. Терплю из последних сил, надо дождаться ощущения тока горячей крови по сосудам.

 Что ты будешь там делать? Этот вопрос я слышала неоднократно. Что ты будешь там делать? Они думают, что там, куда едут они, в Москве, в СПБ, есть что делать. А в Инегене нечего делать.

 А что я буду здесь делать? Сидеть на берегу Катуни, смотреть на нее и на горы напротив. На другом берегу. Они того стоят, эти горы. Они похожи на перевал Кара - Тюрек возле Белухи. Покрытые хвойными лесами, уходящие вдаль...  А ближе - скалы...Кружащие орлы...Адская сила горных потоков воды.  На том берегу - пасущиеся стада. Домик пастуха. Все десять дней. Просто сидеть и смотреть. Сидеть и смотреть.

Поднялась на гору. Сижу на склоне. Съезжаю вниз, такой крутой склон. Держалась за траву, упиралась ногами. Посмотрела на все это с высоты. Прошла вдоль горного ручья.  И обратно, на берег Катуни.

У хозяйки рыжая корова. И такой же рыжий теленок. А молоко...Это вкус самой жизни. Мо - ло - ко. И ощущаешь каждую молекулу  этого молока.Как каждую минуту своей жизни.И эти горы, и  бирюзовая Катунь, и все, что вокруг, и гораздо больше, все в этом молоке.

Утром просыпаюсь очень рано.И бегу в сад  по высокой мокрой траве. Собираю только что упавшие  бледно- желтые яблоки. Стою между двумя разросшимися деревьями. На одном - темно - синие с белым налетом сливы. Желтые внутри. На другом -  темно -  красные сливы. И те, и другие ароматные и  сладкие как мед. Уже перезрели, и осыпаются в траву. Никто их не собирает.  Думаю : какие вкуснее? Набираю тех и других и несу в дом.

1 августа 2008 года я наблюдала здесь полное солнечное затмение. Да, то самое редкое астрономическое явление, которое можно было наблюдать только на Алтае. Жара стояла под сорок. Лунный диск стал медленно и постепенно закрывать солнечный. И вдруг, внезапно наступила полная темнота. Стали видны звезды. И стало очень холодно.  Так продолжалось несколько минут. Потом все вернулось на свои места. Но прежней жары уже не было, стало прохладнее.

Видела, как четыре коровы переплывали Катунь. Алтаец загнал их палкой в реку. Течение сильное. Выплыли на другом берегу.  А недалеко есть паром.  На нем алтайцы перевозят скот .

А ночи, звезды, небо... Млечный путь. Полная луна.  Это отдельная повесть Горного Алтая. И нет  у меня  слов  таких.

 В первых числах сентября выпал снег.Вершины самых высоких гор покрылись снегом. И это стоило увидеть! Тот далекий хвойный лес на склонах горного перевала, он весь в снегу.  И все изменилось. Изменилась вода в Катуни.

Ночи очень холодные. Это испытание холодом. Здесь суровая жизнь. Зимой до минус сорока. И не теплей, чем минус двадцать.Женщины рубят дрова.

А когда дождь идет вторые сутки, и вершины гор в снегу, все так же на берегу Катуни. Сидеть и смотреть. Сидеть и смотреть. 

А не приеду потому, что ждут другие места.