Граффити. Об этике и эстетике. Часть 5

Евгений Неизвестный
5. Об эстетике
Полагаю, что тяга к отражению своего эмоционального состояния, на любой вертикальной и широко обозримой поверхности, всегда присутствовала у наших современников. Задолго до эпохи «спрей-арта» существовал стиль народного «граффити». Любые вертикальные поверхности - заборы, стены домов и мест общественного пользования в городах и поселках, деревянные скамейки в пионерских лагерях, а так же кора деревьев в парках и скалы на курортах, на моей памяти, всегда были украшены «граффити» известного содержания. Все эти «граффити», периода первых и последних пятилеток, можно условно разделить на три большие категории: - «здесь был…», «я люблю…», и самая многочисленная группа в категории - прочие: - «имярек – жених и невеста», «имярек – ДМБ (т.е. – дембель) 1996» и т.д.

«Соцреализм» в изобразительном искусстве стиля «граффити» обладал достаточно мощным экспортным потенциалом, что подтверждает известный поэт-бард, заметивший, что и в далеком Парижском туалете есть надписи на русском языке. Трудно сказать, кем создавались эти надписи: - потомками русских аристократов-эмигрантов или немногочисленными, трижды проверенными, советскими туристами – ударниками соцтруда, посетившими сие парижское заведение еще при жизни барда, то есть - до эпохи гласности и перестройки?
Инструментом мастера, как правило, являлся мел, уголь или колюще-режущие орудия. Любому из читателей, как зрелого, так и младшего возраста, знакомы эти произведения эпохи  как строительства, так и  развитого социализма на огромном пространстве, занимающем 1/6 часть суши. Не исключаю, что и среди читателей найдется некоторое количество творцов, оставивших в далекой юности на Гурзуфских скалах или на ближайшем заборе, свой автограф.

Появление аэрозольных баллончиков, наполненных яркой краской, дало толчок к новому качеству в этом виде народного творчества. В начальный период, когда дефицитнейший баллончик с аэрозольной краской попадал в руки советского мастера-самородка, ему и в голову не приходило использовать его для создания монументальных изобразительных шедевров на городских стенах и заборах.
В конце 60-х годов отечественные аэрозольные баллончики из-под краски мальчишками использовались лишь как источник потрясающих стеклянных шариков, помещаемых в баллончики для взбалтывания пигмента. Сами по себе эти стеклянные шарики были и гордостью обладателя, и предметом зависти для сверстников. Эти шарики были предметом не только своеобразных азартных игр, но являли собой платежное средство в этих играх.
Тем не менее, в те годы трудно представить себе юношу, который, без отцовского ведома выдул бы содержимое баллончика на троллейбус или вагон метро. Даже ради того, что бы извлечь из него столь вожделенный стеклянный шарик. Отсюда констатируем тот факт, что в нашей стране 60-х годов отсутствие на городских стенах, а также на общественных транспортных средствах, произведений стиля «спрей-арт», являлось отражением не столько высокого эстетизма молодежи, сколь следствием низкой производительности химической промышленности в отрасли бытовой химии.
Хорошо это или плохо, но эпоха дефицита закончилась и «спрей-арт» широко зашагал по городским стенам, уже добравшись до Днепровской набережной. Не знаю, как там в других городах, имеющих метрополитен, но до небесно-голубых вагонов Киевского метро «спрей-арт» так и не добрался. Не добрался он и до киевских автобусов и троллейбусов. Бог миловал...

На общественном транспорте разгулялась другая стихия – иное направление в изобразительном искусстве, рожденное рыночной экономикой. Это – наружная реклама, реализуемая с помощью достижения цивилизации – пленки «оракал».
Интересно наблюдать, стоя на платформе станции метро, как из туннеля, притормаживая, вытягивается..., нет - не голубой поезд, а огромная коричневая «банка» кофе «Нескафе». Особенно забавно это выглядит издалека, когда на открытом участке линии метро поезд медленно огибает дугу моста через Днепр. Не менее оригинально выглядят пассажиры, выглядывая из окон троллейбуса или маршрутки, в то время, как визуальное продолжение их тел покоится на белоснежных унитазах фирмы «Коло». А вот и гроза карманников, капитан Жеглов, в черном комиссарском плаще, грозит пальцем, утверждая: - «Только «МАСТ»! - имея в виду моторные масла малоизвестной фирмы. Этот список можно продолжать бесконечно. Примеров безвкусного творчества множество, и они наглядны для каждого.
Отсюда вновь вопрос, но уже риторического свойства: - А не слишком ли я строг к юным «дарованиям», загубившим Днепровскую набережную?
Думаю, что нет! Если уж рука потянулась к инструменту, а душу распирает творческий порыв, то плоды творчества должны быть таковы, что бы, - перефразируя классика, - потом не было мучительно больно и стыдно за плоды рук своих! Что бы, лет эдак через десять, когда подрастет сын или дочь, не промолчать скромно на наивный детский вопрос:
 - Папа, мама, а это кто нарисовал?