Граффити. Об этике и эстетике. Часть 3

Евгений Неизвестный
3. Об эстетике

Я не противник абстракционизма, но и не поклонник. Я не в восторге от модернизма в изобразительном искусстве, но приемлю его.

Полагаясь на свободу мнения, заявлю: - терпеть не могу Дали, Лорку и Ренуара, а также - всех иных импрессионистов и авангардистов вместе взятых. Но, не будучи максималистом, отдаю должное их мастерству, любуюсь их картинами, стараясь постигнуть замысел творца так же, как и те, кто готов (и может себе позволить) выложить за эти картины  миллионы.


Радует игра цветов, неожиданные мазки красок. Неопределенность, расплывчатость форм, теряющихся и тающих в глубине композиции, как в красочном тумане. Полотна отражают не реальность, а ее восприятие художником. Мастер переносит на холст нечеткими мазками смеси растекающихся красок, свое видение мира. Таков Ренуар «перламутрового» периода. Таковы «Гавань» и «Восход солнца» Клода Моне. Таков и Пикассо «голубого» и «розового» периодов. Каждое полотно неповторимо так, как только может быть неповторим пылающий закат солнца в перистых облаках.


Согласитесь, двух одинаковых закатов солнца не бывает. Так и три художника – авангардиста по-разному увидят и по-разному перенесут на полотно одну натуру. Форма воспринимается легко, а вот о содержании, иной раз, приходится догадываться по названию полотна, присвоенному ему автором. Возможно, в этом их прелесть.


Не отвергая, но и не восторгаясь, я с изумлением узнал, например, что Пикассо стал одним из самых продаваемых художников двадцатого столетия. Что привлекает покупателя: - желание постоянно иметь перед глазами холст, оживленный невообразимым сочетанием ломаных линий и ярких красок? Или возможность выделится из череды коллекционеров, удовлетворяя свое самолюбие? Впрочем, вопрос риторический.

Неодолимо желание человека отразить, запечатлеть и сохранить тем или иным способом окружающий его мир. Отражение может быть реальной копией увиденного творцом, а может быть абстрактным. Картины признанных представителей русской реалистической школы, например Шишкина, Репина, Айвазовского, напоминают фотографию. Выхваченное мастером из реального мира, и реально же отраженное мгновение бытия.

Медведица и медвежата, карабкающиеся по дереву, выглядят как медведи. Дерево выглядит как дерево. Каждый листочек детально прорисован. На коре деревьев виден мох, который хочется потрогать.
У П. Федотова майор, пришедший свататься, похож на майора. У Рембрандта блудный сын, вернувшийся домой – похож на блудного сына, покаянно склонившего голову перед отцом.
Крестьянский, купеческий и мещанский быт, быт аристократов и детали интерьера, особенности одежды и весь уклад жизни, прописанный художниками разных эпох можно изучать по этим реалистическим полотнам.
У Айвазовского - мачты с обвисшими, изодранными в клочья парусами корабля, вырвавшегося из бури, и обретшим покой в радужных лучах солнца. Как будто удачливый фотограф, а не художник, выхватил и запечатлел красочное мгновение. Он перенес его на полотно в мельчайших деталях реального мира.
Три художника - реалиста классической школы хоть и по-своему, но реально, с фотографической точностью, отразят на холсте одну натуру. Потому и хороших фотографов не зря называют художниками. Прелесть этих полотен в том, что мы видим реальность неизмененной мастером, имеем возможность постигнуть ее первозданную красу.


Но у столь разных по стилю, по школе, художников есть нечто общее в творческом процессе. Набросав на пленере эскизы, художник уединится в тиши мастерской, и предастся священнодействию смешения красок перед нанесением их на холст. Бог его знает, сколько пройдет времени - месяцы или годы – прежде, чем кому-либо будет позволено лицезреть полотно и оценить плод творческих мук.