Музыкальный анекдот 3

Ольга Голубь 2
                Музыкальный анекдот №3
                «Выражается сильно русский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему и в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку,  в Петербург, и на край света. И как уж потом ни хитри и ни облагораживай свое прозвище, хоть заставь пищущих людишек выводить его за отдельную плату из древнекняжеского рода, ничего не поможет: каркнет  само за себя прозвище во все свое воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица».     Гоголь Н.В. «Мертвые души»
   А в нашей истории человек сам себя наградил,  и похоже ,  как Гоголь писал,   на всю жизнь.
Поступил в вокальный класс консерватории  студент  родом из Западной Украины. Такой себе  западенец в капелюхе  (шляпе).
Назовем его просто Н.  Ну, что же- голос  у него сильный, гибкий, бас.  И  занимался успешно- вокализы, романсы, арии из опер и т.д. Вкалывал  -Овладевал мастерством. А что касается общей культуры, то от певцов многого ждать не приходится, часто они  в музыкальные училища приходят от станка, минуя  музыкальную школу. Попел в самодеятельности, и хоть ни уха ни рыла в сольфеджио и  теории музыки,  есть вокальные данные - милости просим. Не знаешь- научим, а не хочешь... не, они хотят. Все себя  спят и видят  в  цветах у рампы, и чепчики в воздухе.
 А в  училище пока  там голос поставят,  да дыхание,  да дикцию, всякое разное, что касается именно пения, то  уж не до гармонии и  музыкальной литературы.

 Сама когда-то певцу подсказывала на экзамене по истории музыки. Дикция и артикуляция для певца вещи очень важные, попробуйте –ка в бешеном темпе пропеть «Людмила, напрасно ты плачешь и стонешь, и верного сердцу напрасно ты ждешь», до сих пор  не слышала никого, кто бы мог лучше Шаляпина проартикулировать каждое слово. Поэтому певцы по губам могут многое понять. Скажешь шепотом
-Чайковский, 4 симфония, 1 часть, главная партия.
И готово, почти слово в слово повторит.

Но певцу Н. так не подскажешь, потому говорил он исключительно »украинскою мовою», а на тех, кто по- русски изъяснялся смотрел с презрением, и на русский   никогда не переходил. Правила этикета не для него писаны.  Тількі рідною  соловьіною! мовою. И хай по истории музыки будет два, зато он незалежний, самостійний патріот.   (Хочь без штанів, але  ще не вмерла Украіна).

Общая культура, скажем мягко, ниже  всякой критики.

Зато такие  экземляры хорошо знают историю Украины, причем свою собственную версию: геть москалів!хай им грець! бо  ж вся біда Украіни  від  ціх клятих москалів.

В консерватории же в основном изъясняются на русском языке,  понятно- скрипачи, виолончелисты, пианисты большей частью не православные.  Да и вообще, консерватория говорит на слэнге.

«Ходит спесь надуваючись», есть такое славное стихотворение у  А.Н.Толстого, вот как раз про нашего певца. По –украински  даже лучше звучит- пыхатый. 

Сначала он насмешил студентов своим знанием итальянских терминов, брякнул своей профессорше на уроке на вопрос, как будет по-итальянски – постепенно?
 –«рОса, а рОса», (прочесть русскими буквами)  это вместо  «росо а  росо» (итальянскими).  Преподаватель сначала не поняла о чем речь,  ибо такое словосочетание услышала впервые. Подняла глазки из-за очков, уставилась вопросительно на студента, а потом задумалась. Что бы значили эти непривычные для нее слова. Если про капли росы, то почему ударение на первый слог? А?  Но концертмейстер сразу въехал и, разумеется, не удержался, начал хохотать, а потом всей консе  рассказал.

Но это еще цветочки.

Спел наш Н. в опере партию Фарлафа. Спел успешно, справился.

Ну, налетели корреспонденты:  аплодисменты, ах, ох, прекрасно, талантливо, какой вы замечательный певец и артист! Надежда и опора  нашей оперы. Светлый день, веселый час!

И как-то все по-русски тараторят. Наш господин Н. морщится, ему русский язык ухо режет.
Кивает головой молча. Но потом на вопрос девочки  журналистки
-Какой у Вас голос?
Возьми да и скажи чістою, украінскою, рідною, співучею мовою, с нажимом, гордо
- Я е бас!!! (Нет, чтобы сказать: у меня бас, или,  я спел   басовую партию, или еще как-нибудь,  мало ли. А ни фига; ни секунды не задумаваясь над тем, как это прозвучит, так я заявил.
Я Е БАС!

Вот вам и Гоголь. 
Теперь    студенты, аспиранты,  артисты   театра, и даже некоторые преподаватели зовут его – ЕБАС. И так ему и надо. 14.03.10.Ольга Голубь