Чаймерика или Чайбритания?

Алексей Богословский
Чаймерика или Чайбритания?

О Чаймерике я уже писал. При всех разногласиях реальный союз существует, и США от него имеют свои выгоды. Всех выгод Обама получить не удалось. Его афера с G-2 провалилась. Дело не только в отсутствии у КНР необходимых денег. Объективно, мощь КНР как крупной промышленной державы явно недостаточна для замены ЕС, да и рычаги влияния у КНР не слишком сильны. На это Обама прямо указали осенью прошлого года – есть другие страны, КНР отнюдь не собирается подменять собой их роль в мировой экономике. Поэтому вариант Обама иначе как разводкой на деньги всерьез воспринимать не стали. Между тем, имеется принципиальное различие между союзом Японии и США с одной стороны и отношениями США с КНР с другой. У США с Японией налаженные связи, прочный союз в военной отрасли и множество рычагов воздействия. КНР обладает ядерным оружием, вполне способно постоять за себя и де факто уже имеет зону особого влияния в ЮВА. Как бы США не стремились к однополярному миру и как бы внешне не подыгрывал США Китай, воздерживаясь от военного противостояния с США, военное давление на КНР и угроза прямого конфликта малоперспективны и граничат с безумием. США априори вынуждены признать определенную автономию КНР. Ответная политика КНР противоречит нашим традиционным представлениям, идущим к примитивным схемам времен Холодной войны.

КНР стремится развить своё влияние во всем мире, а не сосредотачивать усилия на отдельном регионе планеты. Растут связи с Африкой и Латинской Америкой. Достаточно сказать, что сейчас в Африке трудится порядка миллиона китайских фермеров, Панамский канал реконструируют китайцы, они же строят самый крупный на сей день автозавод в Бразилии. КНР стремится врасти в мировую экономику и избежать зависимости от своих региональных соседей. Например, роль Анголы, Ирана, Саудовской Аравии и даже Судана в поставках нефти в КНР намного выше роли России и Казахстана. Не из России, Казахстана или Северной Кореи в КНР идут крупнейшие поставки угля и железной руды, а из Австралии. Реконструкция Панамского канала резко увеличит поставки в КНР нефти из Венесуэлы и продовольствия из Бразилии. КНР как бы дает понять своим соседям, чтобы они не рассчитывали на эксклюзивные возможности сотрудничества. Более того, КНР как бы дает понять, что её особенно не волнует проамериканизм соседей. Например, США за гроши имеют военную базу в Киргизии, а компенсацию Киргизии платит РФ. В ответ в КНР обсуждается вопрос о китайской военной базе в Пакистане, чьё правительство предполагается и дальше оставаться проамериканским. КНР всячески демонстрирует готовность вписаться в схему однополярного мира и тем самым вводит в недоумение не только пропагандистов, именующих себя аналитиками, но и политический мир планеты. Понятно, что КНР хочет максимально облегчить себе торговлю с остальным миром и обеспечить страну необходимым притоком сырья. Однако неясно, в какие политические схемы это конкретно выльется.

Казалось, ещё недавно считалось, что КНР будет делать упор на страны ШОС – страны Средней Азии и Россию. Эта организация по сути оказалась весьма формальной. Пекин перешел прежде всего к двустороннему сотрудничеству. Если кто-то считал, что региональная схема ШОС поможет Западу контролировать КНР через Россию Путина, то он ошибся. Получилось много разговоров и мало результатов. Очень активны связи КНР со странами ЮВА, но и здесь мы не видим реальных результатов и особой последовательности в стремлении создать себе особую зону влияния. При всех широких жестах в виде предоставления крупных займов отдельным странам, некого блока стран, нацеленного на союз только с КНР не получается, хотя антикитайские союзы здесь тоже не работают. Эта логика действий отнюдь не глупа. Железная привязка союзника к себе всегда влечет массу проблем и расходов. КНР явно стремится избежать советских граблей -  избыточных расходов и обязательств, когда крупная держава берет на себя обязательства по обеспечению процветания мелкой державы и зависит от её капризов. Видимо, для КНР хватило опыта с Албанией.

Стратегия КНР отнюдь не глупа. Ценность Анголы или Судана как потенциального военного союзника мала, зато они удовлетворяют реальные потребности страны в нефти, в обмен союзник получает определенную независимость. Ангола продает другие товары на Запад, зато Китай получает независимость от Казахстана или России. В итоге Китай начинает вписываться в международное разделение труда, зато страны, которые можно бы задействовать по схеме географический союзник-противник  Китая теряют объективную ценность для потенциально заинтересованных сторон. Такую политику лучше сравнить с островной стратегией, где каждый остров имеет индивидуальную ценность, которую нельзя выразить через удаленность или близость к метрополии. Приблизительно так было в 17-18 вв. во время борьбы Англии, Голландии и Франции за острова. Если остров давал прибыль и мог сам сопротивляться во время конфликта, то он оставался за своей державой после любой войны. В этом смысле способный постоять за себя Чавес и Венесуэла куда интереснее какой-то Киргизии, которая стоит дешево, а предложить может только клубнику, легко выращиваемую в нужных количествах в самом Китае. Наверно, Камбоджа тоже рассчитывала на особую борьбу за неё как за потенциального экспортера продовольствия. Борьба идет, но есть границы допустимых расходов. Пока в области продовольствия Китай больше сотрудничает с Конго и другими африканскими странами. В итоге КНР обзаводится не сателлитами, а сотрудниками.

Зато с Великобританией у КНР особые отношения. Во многом это вызвано самой стратегией КНР, когда борьба за расширение экономических связей не опрокидывает единым махом всю схему геостратегических интересов Запада. У Великобритании в целом схожая стратегия. Идеальный союзник Великобритании должен иметь собственную устойчивость, независимость, дееспособность, поскольку Великобритания предпочитает не давать, а получать. Обратной стороной медали является способность союзника к определенной независимости от британских интересов, но это также является гарантией от контроля над союзником со стороны конкурентов. Если Япония – идеальный союзник США, поскольку от США никуда деться не может, то КНР – идеальный союзник Британии, поскольку способен на определенную независимость от США. Особую ценность Японии и КНР придает отсутствие в этих странах еврейской общины. Великобритания не может влиять на Японию через еврейские общины Англии, Израиля или Франции. США не могут влиять на КНР через еврейскую общину США. В этом смысле Россия не может являться удобным союзником, поскольку её легко тянуть изнутри в сторону США, Великобритании или Израиля. Вдобавок, Россия при нынешней власти неспособна быстро развиваться, поэтому Россия как бы побуждает к иной стратегии – успей урвать, пока другие не опередили. КНР способна к противостоянию с континентальной Европой, Россия не способна к подобному противостоянию. Здесь одновременно важны роль Европы для России как рынка сбыта сырья и роль Европы как заветной мечты российского истеблишмента. Англофилы всегда будут стимулировать своим существованием франкофилов, испанофилов, германофилов и т.д. Самое главное, Китай – непотопляемый остров. Коммунисты могут уйти, а Китай останется. Россия – остров, от которого слишком легко отщипнуть отдельные части. Была Аляска – нет Аляски. Были такие части как Финляндия, Польша, страны Прибалтики – 1917 год и нет этих частей. Был СССР до Горбачева, раз и остался огрызок в виде РФ.

США и Великобритания поделили в мире роли злого и доброго полицейского. Злой полицейский по роли обязан давить, не прощать, пугать всем в назидание. Реальный «добрый» полицейский часто ещё страшнее «злого», но его роль удобнее. США обязаны по сей день не прощать Кубу и в итоге мириться с невозможностью разрушить режим Кастро. США обязаны посылать крейсеры с гуманитарной помощью Грузии, лезть с оружием в Гренаду или Ливан, застревать в Ираке и Афганистане. Великобритания имеет право тихо вздыхать о необходимости мириться с агрессивным партнером, а индивидуальную деятельность свести к минимуму. Ну, появляются террористы из граждан Великобритании в Индии, Мумбае, в Чечне или Косово, так недоглядели, не смогли, права граждан ограничить не могли. Злой полицейский стращает и гоняется за своими и чужими, лично США неугодными финансистами и нуворишами. Добрый полицейский открывает двери в Лондон для супермиллиардеров и берет их под свою защиту. Тот же Дерипаска в США официально персона нон грата, зато в Великобритании любимый гость и друг. И здесь, поскольку здесь идет речь об элите мирового бизнеса, налицо соперничество. Обычно принято делить крупнейшие финансовые группировки на две части – ориентирующиеся на Ротшильдов и ориентирующихся на Рокфеллеров. Имена играют роль брендов, а в политике и финансовой сфере кроме брендов есть роли и интеллектуальное обеспечение ролей с помощью специалистов США и Великобритании, например, Гарварда и Оксфорда, Лэнгли и Интеллидженс сервис имеющих свои цели и работающих именно на свою страну. У каждой из сторон есть своё видение мира, вытекающее из личных финансовых интересов.

Отсюда ключевым моментом политики КНР на данный момент является создание ситуации, когда разлад в Чаймерике автоматически ведет к росту сотрудничества в рамках Чайбритании. Именно поэтому КНР так подчеркивает своё миролюбие. Иначе США смогут давить на Британию, используя принцип атлантической солидарности. Чайбритания для КНР важнее примитивной зоны интересов, огражденной государственными границами стран-участников, вдоль которой маршируют солдаты и обещают дать отпор всем и всякому. Главная цель Великобритании и КНР относительно США едина – не дать США совершить действия в борьбе с кризисом, которые нанесут ущерб этим странам. У Великобритании больше интересов в банковской сфере, у КНР – в сфере торговли. Существуют отличные инструменты сотрудничества – финансовые институты Гонконга, Сингапура и частично Тайваня. Рассмотрим, как эта схема действует.

Пока у власти был Буш, КНР активно помогала США и стала главным покупателем американских ценных бумаг. Пришел к власти Обама и попытался надавить на КНР без соответствующих услуг за помощь со стороны КНР. Обама, фактически, взял курс на развал Чаймерики и замену её на схему господин-слуга. КНР начали сокращать объем закупок ценных бумаг. Поскольку в политики публичные скандалы часто проявляются только после скандалов за закрытыми дверями и переговоров без официальных визитов, мы видим следующую картину. С начала 2009 года нагнетается давление на КНР с призывами потратиться и спасти мир, то есть помочь США. Вся эта истерика сопровождает прекращением покупки американских ценных бумаг в КНР и китайскими протестами, зато начинается резкий рост покупок американских ценных бумаг Великобританией и Гонконгом (Сянганом). Неправда ли, очень мило? Фактически, это напоминает схему следующих отношений. КНР отказывается брать деньги без британских гарантий и вооружает Великобританию финансовым оружием давления на США, мол, не хотите учитывать интересы только одной страны, КНР, придется вам учитывать интересы сразу двух стран – КНР и Великобритании. Обама тихо и конкретно проучили.


 
  Вдогонку к предыдущему (по притоку капитала в США)
  В дополнение к предыдущему посту по притоку капитала в США таблица держателей долгов Казначейства.
В дополнение к предыдущему посту по притоку капитала в США таблица держателей долгов Казначейства. 
  Прирост за год Прирост за месяц Dec 2009 Nov 2009 Dec 2008
Japan    142.8      11.5         768.8     757.3      626
China, Mainland  28 -34.2         т755.4    789.6    727.4
United Kingdom  171.6   24.9         302.5      277.6     130.9
Oil Exporters  0.6 -0.9         186.8      187.7     186.2
Carib Bnkng Ctrs -12.8   4.9         184.7      179.8     197.5
Brazil    33.6        3.5         160.6      157.1      127
Hong Kong     75.7 6.7         152.9 146.2     77.2


Таблица, прошу прощения, перенеслась плохо. Но видно, где прирост за год больше. Из остальных стран отметим Канаду (плюс 40 млрд. за год) и Францию (плюс 20 млрд. за год). Там финансисты ориентированы на Лондон. Китай же, вроде внес не слишком много, но он за месяц убрал 34 млрд, то есть выразил свой протест. Иначе бы он сходу опередил бы Канаду и Бразилию. 


Как видите, визит Обама в Японию помог, а визит в КНР провалился. Помогло давление на Арабские страны и Бразилию. Зато вложения Великобритании, и Гонконга – нечто взаимосвязанное. Собственно у Британии проблемы с финансами. Значит, в ценные бумаги США вложили офшорные деньги (уж не деньги ли наших олигархов стали зависеть от прихотей Обама и Бернанке). Гонконг – тот же офшор, но он тесно связан с КНР и Британией. Вложения Гонконга явно рассчитаны на компенсацию, причем, частичную, убытков США от отказа КНР покупать американские ценные бумаги.

Суммирование прироста вложений в американские ценные бумаги Великобритании, Гонконга и Японии дает интересную сумму. Наибольший прирост за год дали вложения Великобритании, Японии и Гонконга. У КНР в плюсе за год 28 млрд. долларов после рекордного изъятия 34 млрд долларов в знак протеста против давления Обама только за одни месяц. Затем идут Канада и Франция – страны лондонского финансового клуба.

Впрочем, интересно согласование деятельности Великобритании и Китая по другим признакам. Олигархат РФ всегда ориентировался на Лондон. Это видно – Абрамович и другие. Летом начались спешные попытки усилить дружбу с США. Прохоров срочно стал покупать баскетбольный клуб в Америке. Зато осенью потребность в баскетбольном клубе отпала, особенно, когда провалились попытки Обама разжиться деньгами в КНР. Сторонники лондонской финансовой группировки почувствовали себя более уверенно. Чуть раньше до того, как КНР отказал США в деньгах, Дмитрий Медведев подписывает с КНР протокол о сотрудничестве, где гарантирует КНР доступ к целому ряду месторождений в Сибири. Дерипаска, лондонская креатура, резко расширил бизнес в Сибири вместе с так и не уехавшим в США Прохоровым. Это явный признак успеха сотрудничества в рамках Чайбритании. Причины поездки Обама осенью 2009 года в КНР и масса визга о возможности создания G-2 приобретают следующее объяснение.

Лондон давал и дает Обама деньги под условие непринятия ряда мер по спасению американской экономики. Обама пытается вырваться от зависимости и давит на все страны. Но он не хочет выполнять условия КНР о гарантиях именно китайских вкладов, передаче технологий горнорудной промышленности, отказа от преследования китайской продукции (запретительные пошлины на автомобильные шины) и ещё ряда условий, которые не афишируются. Но идея G-2 также предполагает отказ КНР от сотрудничества с другими странами. Если бы Китай дал бы деньги, то он торпедировал бы усилия Лондона по давлению на США. Китай отказался, причем сделал это очень красиво, мотивируя нежеланием унизить более достойные, чем Китай, страны. Вот, они, то есть, Великобритания и страны Европы, старшие, опытные, достойные, их обойти нельзя. Чайбритания в данном конфликте оказалась сильнее Чаймерики.
 
И, наконец, мартовские известия. После провала «злого» полицейского заставить КНР присоединиться к санкциям против Ирана, туда, в марте 2010 года, в Пекин приедет британский министр иностранных дел. Ситуация явно в пользу Чайбритании независимо от будущих результатов переговоров. Естественно, обе стороны обсудят не только проблему Ирана, но и проблему координации политики по отношению к США. Время работает на Чайбританию, поскольку финансовые проблемы США обостряются, помощь собственно Великобритании, Канады и Франции не безгранична.  Лондонский клуб финансистов не может действовать против Обама только пряником. Будет ли пряник дополнен очередной легкой и сугубо воспитательной финансовой поркой честолюбивого американского политика, во многом зависит от КНР. Естественно, дружба в рамках схемы Чайбритания требует вознаграждения Пекину за труды. Осенью 2009 года эта дружба была вознаграждена особым соглашением по разработке недр Сибири. Если Пекин присоединяется к санкциям против Ирана, он заслуживает доступа к иным источникам сырья и дохода, если не присоединяется, то он всё равно заслуживает вознаграждения за помощь в сдерживании США от принятия невыгодных Великобритании экономических решений. Теперь ответный шаг за Обама. Вашингтон заинтересован, чтобы Чаймерика возобладала над Чайбританией. Но, похоже, Обама слишком вошел в роль злого полицейского и на уступки пока идти не готов. Остается ждать до конца лета 2010 года.