Вечный двигатель изобретателя

Шели Шрайман
Может ли свеча гореть четыре года подряд? Может ли автомобиль "работать на воде" и не отравлять нас выхлопными газами? Может! Израильский изобретатель Дани Гаркович охотно покажет любому, как он этого достиг. Во всяком случае, сам он уже два месяца ездит на таком автомобиле. И свеча-лампочка, которую он зажег четыре года назад в своем доме после того, как уцелел в смертельной аваии, до сих пор как горела так и горит.

Что же касается Дани, то он мечтает отнюдь не о миллионах, которые могло бы принести ему уникальное изобретение, а о том, чтобы плодами его бессонных ночей могли пользоваться все израильтяне, и не только они.

Но сначала о свече.


- Несколько лет назад я попал в страшную аварию и чудом уцелел, - вспоминает Дани. - Когда полицейские прибыли на место происшествия, они очень удивились, как я вообще не погиб и даже смог своими силами выбраться из груды покореженного металла. С того самого дня я стал зажигать в доме свечу, но она прогорала в течение нескольких часов. И тогда я придумал устройство, сохраняющее солнечную энергию на протяжении восьми суток, даже если небо закрыто тучами и идут проливные дожди. Лампочка-свеча горит в моем доме уже четыре года. Позднее я научился улавливать энергию ветра и заставил ее работать на себя с помощью специальных турбин.


...Мне не терпится взглянуть на последнее изобретение Дани, благодаря которому он на треть сократил расходы на бензин и избавил свою машину от выхлопных газов.


Дани открывает дверцу машины:


- Вот оно.


Передо мной – пластиковая коробка, установленная между передними сиденьями. Чуть выше руля - амперметр.

- В сущности, речь идет о "водородной" приставке к автомобилю, состоящей из восьми "реакторов", как я их называю. С помощью приставки я запускаю процесс электролиза. Затем высвобожденный водород смешивается с топливом, - объясняет мне Дани. – В результате топлива расходуется гораздо меньше, чем обычно, и оно сгорает почти полностью – так, что выхлопные газы практически не вырабатываются. Это оптимальный вариант для решения сразу двух проблем - экономии топлива и защиты окружающей среды.


Теперь о принципе работы моей приставки... Когда заводишь машину, то спустя десять-пятнадцать минут альтернатор, вырабатывающий переменный ток, начинает работать вхолостую. Двигатель запущен, альтернатор продолжает работать. Вот я и подумал: почему бы не направить его энергию в "реакторы" для расщепления воды? Сколько бессонных ночей я потратил на свои эксперименты, пытаясь высвободить максимум водорода из минимального количества воды! Тут ведь важно достичь оптимального эффекта: чтобы вода расщеплялась, но не грелась. Я же не собирался готовить из нее кофе! В химии для того, чтобы пошла нужная реакция, очень важно достичь оптимальной температуры. Днем и ночью я проверял все возможные комбинации, пока не получил то, что хотел.

Кстати, первоначальное устройство было довольно громоздким, - замечает Дани. - Сейчас я уменьшил его почти втрое. А в идеале хочу довести до габаритов сигаретной коробки, которую можно будет установить в любом месте кабины.


Больше всего меня занимают альтернативные виды энергии, ведь за ними будущее, - добавляет изобретатель после небольшой паузы. – На сколько десятилетий человечеству еще хватит запасов топлива? На тридцать? Сорок? Пятьдесят? Все равно нам придется искать замену существующим энергоносителям! Другого выхода нет. Сейчас я размышляю над тем, как получить электричество методом, обратным электролизу. Если удастся внедрить подобный процесс в промышленность, то можно будет без проблем снабжать электроэнергией даже самые отдаленные регионы, где нет электростанций, работающих на обычном топливе.

Задумчиво продолжает:


- Ты спрашиваешь, почему я не думаю о собственной выгоде и прибылях? Как только я начну забивать этим голову, все мои силы и энергия пойдут "не туда" и изобретательская мысль остановится. Мы приходим в этот мир голыми и ничего с собой на тот свет не возьмем – ни денег, ни имущества, ничего... Кроме того, наше пребывание на земле ограничено пределами жизни. Хочется оставить после себя нечто такое, благодаря чему мир станет немного лучше. Это и есть, наверное, мой главный "двигатель".


...Дани Гаркович репатриировался из Чили 28 лет назад. Ему тогда не было и тридцати, но он успел поработать представителем крупной нефтяной компании в Америке, Мексике, Аргентине... В настоящее время, вот уже почти пятнадцать лет, обеспечивает работу систем электронного оборудования в беэр-шевском университете. А в свободное время занмается изобретательством в собственной лаборатории в кибуце Кисуфим, где, собственно, и живет.


- У меня есть ключи от всех университетских зданий, где приходится устанавливать электронное оборудование и обеспечивать его работу, - объясняет Дани. – А поскольку подобные системы довольно дорогие, мне постоянно приходится напрягать мозги и самому придумывать более дешевые альтернативные варианты. Благодаря работе в нефтяной компании и на химических заводах я приобрел очень большой практический опыт, который помогает мне и по сей день.


- Что доставляет больше удовольствия - процесс изобретательства или готовый результат?


- Меня очень увлекает сам процесс, но без результата все теряет смысл. Когда я начинаю что-то исследовать, то не знаю наверняка, что из этого выйдет. И вдруг получается! Иногда доходит до смешного: ты ищещь ответа в дебрях, а в это время мимо проползает муравей, при виде которого тебя осеняет – вот в чем секрет! Идеи приходят буквально ниоткуда, из воздуха, или валяются у тебя под ногами. Я до любой истины предпочитаю докопаться сам. Неважно, что кто-то уже получил за это Нобелевскую премию, - меня подобное не остановит. А вдруг мне удастся достичь того же результата, но иным путем? И каждый раз, получая его, я говорю себе: "О’Kей. Теперь я знаю, как сделать ЭТО! Но, бог мой, как много еще того, чего я не знаю!"


Интересно, как это происходит у других изобретателей?.. У меня всегда должен быть какой-то толчок. То есть я должен что-то изобрести, потому что другого выхода нет. Например, придумать, как мне сохранить расходы на бензин, ведь я живу в пятидесяти километрах от работы. Или собрать оригинальное оборудование для университетских зданий, потому что на свободном рынке подобное стоит слишком дорого.


- От кого ты унаследовал страсть к изобретательству?


- Я таким родился. Сколько себя помню, всегда стремился узнать, как устроен тот или иной прибор. В четыре года разобрал старый телевизор, чтобы найти обезьянок, которые мелькали на экране. В итоге я их там не нашел, зато обнаружил много лампочек и проводков, что было не менее интересно. За мной постоянно бегали дети со всего двора, ведь я без конца сооружал разные автомобильчики из старых подшипников, которые выпрашивал у механиков в гаражах.


- Кстати, а твоя семья всегда жила в Чили?


- Нет, мои родители бежали туда из Венгрии во время Второй мировой войны. Многие наши родные, которые остались там, были уничтожены фашистами. Потом родители еще не раз меняли место, как цыгане, убегая от очередной опасности, когда в стране, где они нашли пристанище, начинался военный переворот. Этот страх был у них уже в генах. Я родился в Чили, одна из моих сестер - в Перу, а другая – в Колумбии. Сейчас мои братья и сестры живут в Америке, а я рад тому, что в свое время репатриировался в Израиль.


- Кстати, а кто кроме журналистов проявил интерес к твоему изобретению? – возвращаю я Дани к главной теме нашего разговора.


- Пока что к нему проявили интерес в основном люди, желающие заработать на моей идее. Мне не жалко, если кому-то удастся поставить водородные приставки на поток. Ведь я заинтересован в одном: чтобы в Израиле появилось как можно больше машин, которые не отравляют атмосферу, и чтобы придуманное мной устройство стало доступно каждому автомобилисту. Посмотри на эту стоянку (мы беседуем с Дани неподалеку от административного корпуса университета Бен-Гурион. – Ш. Ш.), здесь сотни машин. Закончится рабочий день, и все они отсюда тронутся... Насколько чище здесь был бы воздух, если бы на каждой из этих машин стояло мое устройство...


- К твоему изобретению проявили интерес в других странах?


- Да. Мне уже звонили из Германии, Италии, Канады... В моем изобретении заинтересованы люди, которые хотят сэкономить запасы топлива на своих предприятиях и уменьшить количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. В ближайшее время я выезжаю по приглашению в Италию – посмотрим, что из этого выйдет...


- Кстати, в твоем изобретении используется водород. Это ведь очень опасный газ...


Дани улыбается:


- Да, газ действительно очень опасный, но ведь он находится здесь, - указывает на устройство, - не в сжатом состоянии и нигде не скапливается, а сразу идет в дело. Кстати, сама технология не такая уж новая. Русские использовали ее при выводе ракет за пределы атмосферы. Но в автомобилях ее до сих пор не применяли.


- Ты уже два месяца ездишь на работу на машине, оборудованной новым устройством. А как насчет технического теста?


- Конечно, я мог бы просто прикрыть коробочку газетой и ездить безо всяких разрешений. Но я хочу, чтобы все было законно. Так что мне пришлось проходить тест два раза, с трехдневным интервалом. - Дани вытаскивает два одинаковых заполненных бланка станции техобслуживания и показывает мне. – Вот это первый. Я поехал и прошел обычный тест. Обрати внимание на отметку замера выхлопных газов: единица, в пределах нормы. Подпись и печать. А вот чтобы получить вторую бумагу, мне пришлось побегать.


Дело было так. Спустя три дня после первого теста я поехал на ту же станцию, подключив "водородную приставку", и попросил снова измерить уровень выхлопных газов. Прибор показал нулевую отметку, после чего техник заявил: "У тебя в машине что-то неисправно. Такого быть не может! В машине, да еще работающей на дизельном топливе, полное отсутствие выхлопных газов?! Наверное, в выхлопной трубе образовались трещины и газы не доходят до выходного отверстия, где я делаю замер". – "Все у меня исправно. Можешь проверить состояние трубы". Он проверил: "Действительно в порядке. Но тогда я ничего не понимаю". После этих слов я открыл дверцу, показал ему "водородную приставку" и начал объяснять принцип ее работы. Услышав слово "водород", техник отскочил от машины как ужаленный: "Ты в своем уме? Это же опасно! А ну покажи, где у тебя установлен балон с водородом?" – "У меня его нет. Можешь поискать". Он осмотрел машину: "Действительно нет. А откуда же в таком случае берется водород?" – "Я его получаю в этой пластиковой коробке и сразу пускаю в дело". Техник был поражен: "Вот это да! И никаких выхлопных газов?" Но, тем не менее, отказался поставить печать: "Я человек маленький. Возможно, ты и прав. Но как я могу взять на себя такую ответственность? Пойди в дорожное управление. Вот если они разрешат, тогда и я подпишу".


Я поехал в дорожное управление, где история повторилась с самого начала. И там никто не захотел брать на себя ответственности без проверки моего устройства в Институте стандартов.

В Институт стандартов я отправился уже вооруженным до зубов, выполнив по сути "домашнее задание" по химии и физике. Отправился в университетскую библиотеку и выписал все ссылки, подтверждающие, что в моем случае использование водорода не представляет никакой опасности. Тем более что я установил двенадцать защит на экстремальный случай, чтобы выработка водорода автоматически перекрывалась в случае столкновения моей машины с другой, или в момент перевертывания, возгорания и так далее.


В институте специалисты ознакомились с моим изобретением, почитали выписки, которые я с собой принес, и выдали разрешение на эксплуатацию, с которым я отправился в дорожное управление, а затем на станцию техобслуживания. Техник, увидел разрешения вышестоящих инстанцией, развел руками: "Ну раз они разрешили, никаких проблем нет. Ставлю тебе печать. Езжай на здоровье!"


Была в связи с этим изобретением еще одна история... Имени человека, о котором пойдет речь, называть не стану. Дело прошлое... Поскольку мне приходится в рамках работы иметь дело с руководством всех факультетов, я решил обратиться за помощью к одному профессору, заведовавшему отделением, где имелась лаборатория, на которую я возлагал определенные надежды. Для испытания устройства мне был нужен автономный двигатель - там он как раз был. Я объяснил профессору, что работаю над проблемой уменьшения выбросов газов в атмосферу и что хотел бы испытать в его лаборатории свое оригинальное устройство. Объяснил ему все досконачально на "инженерном" языке, которым он прекрасно владел. "Я о подобном еще не слышал, - сказал профессор - Позвони мне через неделю, может, и будет такая возможность, проверим твое изобретение".


Я позвонил через неделю, он не смог. Еще через некоторое время – он занят. Потом он на неделю уехал. В конце концов я махнул рукой, купил старый двигатель, который установил у себя в сарае, и продолжил эксперимент. Когда сообщение о моем изобретении было обнародовано и в университет понаехали съемочные группы с телевидения, профессор, услышал об этом, тут же прибежал: "Ну все, я уже освободился, давай проверим твое устройство в нашей лаборатории". - "Спасибо. Но теперь уже у меня нет на это времени. К тому же я решил проблему собственными силами". Но в любом случае спасибо ему за желание помочь, пусть и запоздалое.


- Думаю, что крупные компании, получающие доходы от продажи бензина, будут не в восторге от твоего изобретения, ведь они получат меньше прибыли. Так что за "водородную приставку" придется еще и побороться, несмотря на все ее плюсы.


- А я и не собираюсь брать в союзники владельцев нефтяных компаний, - замечает Дани. - Пусть мое изобретение пробивает себе дорогу "снизу". Чем больше простых людей о нем узнает, тем лучше. Я готов любому объяснить принцип работы этой приставки. Если у человека голова и руки на месте, он и сам сможет ее собрать. А если кто-то поставит дело на поток, благодаря чему на дорогах появится много экологически чистых автомобилей, то пусть зарабатывает, не жалко.


Я ведь прежде всего забочусь о наших потомках: мир на пороге экологической катастрофы и надо делать все, чтобы ее предотвратить. Если она разразится, то не помогут ни миллионные счета в банке, ни высокое положение: все мы живем на одной планете, с которой некуда бежать. Что же касается меня, то я богат уже тем, что у меня есть. У меня - женщина, которую я люблю, замечательные дети. Живу в прекрасном месте и занимаюсь любимым делом...