Чечня. Поездка в ст. Калиновскую

Игорь Гашин -Егор
                Станица Калиновская.
                Детские впечатления.

Расположена на левом берегу реки Терек. В 32 километрах севернее города Грозного. В 5 километрах севернее от станицы расположена, железнодорожная станция, а так же проходит трасса «Моздок—Кизляр».
Точной даты основания нет. Первое упоминание о станице 1771 год, когда была образована, моздокская линия.
С давних пор в станице селились старообрядцы.

  Уважаемый читатель,хочу сразу предупредить,что это детские воспоминания и ,я буду,как сейчас модно говорить,толерантен настолько ,насколько это будет возможно. Как в том анекдоте: «Я уже разделил это пополам,большую половину я взял себе.»

  Хочу провести небольшой исторический экскурс:
                "Станицу Калитвинскую сжечь"!

Отрывки из "Главы II. Причины повстанческого движения Северного Кавказа в 1920-1925 годах".

По сельскохозяйственной переписи 1917 г. в Терской области, по словам П.Н. Раждаева, было «70 казачьих станиц с населением 277891 душ обоего пола.
В Кизлярском отделе 21 станица 60846 чел.
в Моздокском отделе 15 станиц 68675 чел.
в Пятигорском отделе 14 станиц 82234 чел.
в Сунженском отделе 20 станиц 66136 чел.»

Из 70 казачьих станиц Терской обл. советская власть намеревалась переселить 18 с населением в 60 тыс. чел.

Г.К. Орджоникидзе приказал восставшие станицы Ермоловскую, Закан-Юрт (Романовскую), Самашкинскую и Михайловскую выселить, а Калиновскую - сжечь, руководствуясь уже не решениями съездов народов Терека 1918 года об уничтожении чересполосицы, а согласно приказу РВС Кавказского фронта от 29 июля 1920 г. о «приведении в повиновение» станиц, восставших против советской власти, «самыми решительными мерами вплоть до полного их разорения и уничтожения».

К 14 апреля 1921 г. (когда переселение было запрещено) было выселено 8 станиц. Еще 3 станицы были разграблены, выселять их не пришлось, но их тоже причислили к выселенным. Так что население 11 станиц покинуло свои дома.
Эти цифры названы в докладе уполномоченного ВЦИК (1921 г.): «Начиная с 1918 г. разорено ингушами и чеченцами и выселено Советской властью 11 станиц, имевших в общем 6681 двор с надворными постройками, обсаженными усадьбами, садами, посевами на полях». Автора доклада интересовало, /96/ прежде всего, сколько горцев вселилось в выселенные станицы: «...вселилось же ингушей и чеченцев за все время - 750 хозяйств».

В докладе не указана численность выселенных, но приведено количество хозяйств в каждой из выселенных станиц, и количество вселившихся хозяйств горцев. Название одной станицы пропущено, но, наверное, это станица Кохановская, из которой, как можно высчитать, выселился 441 двор, вселилось - 180.

Ст. Ильинская было 151 хоз-в - не вселилось ни одного,
Фельдмаршальская 238, - //-
Акки-Юртовскя 180, - // -
(Станица не названа) 441 - вселилось - 180
Тарская с хутором 537 - // - - 160
Самашкинская 561 - // - - 150
Закан-Юрт 697 - // - - 120
Михайловская 706 - // - - 80
Ермоловская 768 не вселилось ни одного
Сунженская 890 вселилось - 160
Калиновская 1382 не вселилось ни одного

«Даже такое ничтожное вселение, писал автор, - не может быть прочным, ибо хозяйства не поддерживаются, а разрушаются. Здания разрушаются. Инвентарь, рамы, стекла увозятся в аул, портят фруктовые деревья. В станице Михайловской на площади против исполкома - кладбище развалин локомобилей, жаток, сеялок. Земля не распахивается, посевы частью только убраны, частью потравлены или птицам оставлены. При малоземелье и нужде в земле такого явления быть не может».

Представители терского казачества в Казачьем отделе ВЦИК Шабунин и Гришин в своем докладе во ВЦИК от 31 марта 1921 г. сообщают, что терских казаков, покинувших свои станицы, было 34637 человек: «разорено нападением чеченцев и ингушей 3 станицы, выселено распоряжением Совет-ской власти 8 станиц с числом хозяйств 6661 и числом душ 34637». Из доклада следует, что в 11 станицах (из них 8 выселялись, 3 были разорены до выселения) проживало около 35 тыс. чел.

… выселение мятежных станиц началось весной (май) 1920 г., а 14 апреля 1921 г. решением Президиума ВЦИК РСФСР переселение было запрещено.


Автор: Жупикова Елена Фёдоровна - кандидат исторических наук, доцент Московского педагогического государственного университета, специалист по истории Чечни 10-х - 30-х гг. XX века.


”В мае 1918 г. Совнарком т.н. "Терской советской республики", по инициативе ее наркома внутренних дел Я.И. Фигатнера и Г.К. Орджоникидзе, принял решение о выселении казаков из станиц Сунженской линии и передаче их земли ингушам. А в августе большевики организовали нашествие ингушских банд на станицы Аки-Юртовскую, Сунженскую, Тарскую и Тарские хутора: казаки из них были выселены поголовно (до 10 000). Безоружные, они потянулись на север, гибли и мерзли по дороге, подвергаясь постоянным нападениям горцев.”
“После поражения белогвардейцев начался настоящий террор - большевики и "ландскнехты революции" (так Троцкий называл ингушей и чеченцев) без разбору, без всякой вины убивали казаков, женщин, детей, издевались над ними, жгли живьем. Жертвами геноцида стали даже семьи тех казаков, что сражались в Красной армии.”
Весной 1920 года опять были насильно вывезены станицы Аки-Юртовская, Тарская и Сунженская. Сопротивление казаков жестоко подавлялось. Как заявил Орджоникидзе: "Если поднимется против Советской власти хотя бы один казак в одной станице, вся станица будет в ответе... вплоть до расстрела, до уничтожения". И это были не просто слова - вскоре в одном из приказов Орджоникидзе читаем: "Первое - станицу Калиновскую сжечь; второе - станицы Ермоловская, Закан-Юртовская, Самашкинская, Михайловская - отдать... всегда бывшими преданными Советской власти нагорным чеченцам: для чего все мужское население вышеозначенных станиц от 18 до 50 лет погрузить в эшелоны и под конвоем отправить на Север для тяжких принудительных работ; стариков, женщин и детей выселить из станиц, разрешив им переселиться в хутора и станицы на Север..."
Разъясняющее этот приказ распоряжение исполнявшего обязанности командующего Кавказской трудовой армией А. Медведева требовало казачьи земли "отдать беднейшему безземельному населению, и в первую очередь всегда бывшим преданным Соввласти нагорным чеченцам"
При выселении станиц Калиновской, Ермоловской, Самашкинской, Романовской, Михайловской, Асиновской красные горцы убили 35 000 стариков, женщин и детей (и вселились в опустевшие станицы).”
“Геноцид терцев санкционировал лично Ленин, написавший проект соответствующего постановления Политбюро ЦК РКП(6) от 14 октября 1920 г. Как с удовлетворением объявил Орджоникидзе: "Мы определенно решили выселить 18 станиц с 60 тысячным населением по ту сторону Терека"; в результате - "станицы Сунженская, Тарская, Фельдмаршальская, Романовская, Ермоловская и другие были освобождены от казаков и переданы горцам ингушам и чеченцам".”
’На территорию, принадлежавшую ранее казакам, переселилось 20 000 чеченцев, которые получили в свое распоряжение 98 000 десятин земли...”
Приведены цитаты из следующих статей:
    КАК ОБУСТРАИВАЛИ ЧЕЧНЮ
   "Черные доски"
   Белоe дело. 2 съезд представителей печатных и электронных изданий.
    Резолюция и материалы научной конференции. "Белое дело в Гражданской войне в России.
    1917-1922 гг.". М.: Посев, 2005.
Немного по этой же теме,для тех ,кому интересно.
http://yury-c.livejournal.com/2557.html
Из Википедии:
Население
Численность населения Наурского района (ст. Калиновская входит в его состав)— 44 302 человека. Большинство жителей района — чеченцы, значительное количество русских — в основном это терские казаки. В начале 1990-х годов в район приехали несколько тысяч турок-месхетинцев, вынужденные переселенцы из Средней Азии. Со времени прихода в Чечне к власти Дудаева на территории Наурского района стало стремительно сокращаться число русского населения.
По переписи 2002 года:
Калиновская станица : население 8287 чел.(к сожалению ,неизвестно количество по национальностям.)
Ещё из Википедии:
Назначенный В.Путиным президентом Чечни, а ранее публично призывавший к массовым убийствам русских бывший муфтий Чечни Ахмад Кадыров был амнистирован и не понёс ответственности за свои призывы к каждому чеченцу «убить 150 русских».
Кадыров, Рамзан Ахматович 1976 года рождения (сын бывшего муфтия Чечни Ахмата Абдулхамидовича Кадырова), Герой Российской Федерации, президент Чеченской Республики, заявлял:
«Первого русского я убил в 16 лет!»



  «Едем в Калиновскую,- сказал отец,- на день рождения тёти Маи.»
  Мама начала собирать меня и собираться сама,отец ушёл готовить мотоцикл,брат учился в Москве.
  Мы сели в мотоцикл ,Иж- Юпитер с коляской, и рванули в Калиновскую.
  Ехали сначала по трассе,а потом свернули на дорогу ведущую к Калиновской. Всю дорогу ,по обочине ,нас сопровождали высокие красавцы тополя,они как стражи, стояли вдоль дороги и охраняли моё детство от злых посторонних сил,не давали им даже приблизиться ко мне. Во время редких остановок они величаво шумели над нами,успакаивая и как бы говоря: «Мы здесь,мы всё видим.»
  Я потом слышал,что во время боевых действий ,в первую очередь пострадали именно тополя,как бы собой попытались закрыть нас.
  На въезде в станицу стояла красивая стелла с надписью «станица Калиновская» и ,что всегда удивляло,около неё паслись коровы.
  Трава ,по обочине,была пожухлой,пожелтевшей. Редкие прохожие вглядывались из-под руки, кто это едет? Жизнь идёт спокойно,размеренно,люди занимаются своими делами и никто,даже в дурном сне,не подозревает,что когда -то начнётся война,что не дадут памяти остынуть.Опять появятся банды,опять будут убивать казаков,армян,калмыков и людей других национальностей,за то,что они другой нации.
  А пока,полусонная станица,все кто должен работать,работают,все кто дома,занимаются домашними делами (а это скот,семья,двор,огород).
  Мы едем по центральной улице,несмотря на то,что она заасфальтированна,за нами оседает шлейф пыли. Отец ,как всегда ,хочет показать хату ,где он родился в 1930 году.Самое интересное,что эта хата была жива,и являла собой то самое воплощение старинного казачьего быта. Она была построена из самана (кирпичи,сделанные из коровьих какашек,т.е.кизяков,смешанных с глиной),побеленная,покрытая соломой. Вот и прикиньте,события,о которых я говорю,происходят в 1974 году,а хата построенна значительно раньше 1930 года. Для саманной постройки это возраст. Кстати,сам помогал такие строить.
  Мы любуемся хатой и двигаемся далее.
  Не берусь судить о количественном и процентном соотношении населения станицы,могу только сказать,что в телефонном справочнике станицы было(а это,вы уж поверьте,была довольно толстая книга) около 40 % -Гашины,около 40 %- Детистовы,ну и 20 % - все остальные.
  Мы подъезжаем к дому тёти Маи.Они с мужем (зоотехником) Виктором жили в шикарном коттедже со всеми удобствами.Такие коттеджи давали в советские времена молодым специалистам,они образовывали целую улицу,в два ряда.Там жили учителя,врачи,зоотехник,инженер и т.д.
  Отец останавливает мотоцикл у калитки,в одном из окон отодвигается занавеска, и вот уже тётя спешит навстречу,набросив платок.
  Ну,раз уж взялся,нужно описать двор.Двор очень большой,зелени на нём пока мало,перед домом чахлые деревца,за домом большой огород.Во дворе стоит кирпичный гараж,чуть подальше сарай,рядом с домом — летняя кухня,ещё одно здание,катух,для птицы и скота.Всё это добротно,всё из кирпича.
  Тётя Майя ,как всегда шумно,всех целует и обнимает.
  Мы идём в дом,отец закатывает во двор мотоцикл.
  Постепенно во дворе собирается народ,во двор выносят столы,на столы ставят тарелки с какими-то закусками.
  Слышны разговоры.
  -А чаво случилось,хто приехал,
  -Дак хто ,Яшки сын с семьёй,
  -Ой,а хто ето,каково Яшки,
  -Да Ипата сын Яшка,
  -Ах Ипата,ну тада ясно,
  -Дак старший и приехал,Ляксей,
  -Ну понятно.
 
  Постепенно двор заполняется народом,недалеко режут кур, люди ходят ,общаются,приводят старую-престарую бабушку,её сажают на стул,к ней подходит отец,они о чём-то говорят,потом подзывают меня.
Звучит следующий диалог:
Вот баба Гаша мой сын,
Ну-ка,ну-ка,-протягивая старческую руку,говорит бабка,
Она гладит меня по голове своей рукой.
Хороший казак растёт,-громко говорит старуха.
  Я ,с облегчением,понимаю,что я свободен и иду во двор.
  Во дворе стоят пацаны,мои ровесники,я чувствую,что разговор с ними будет сложней ,чем с бабой Гашей.
  От компании отделяется самый главный и обращается ко мне:
  «Шо в гости?- говорит он подмигивая,
  «Да,- отвечаю я,
  «Как звать?-говрит он,
  «Игорь Гашин,-отвечаю я,
  «Чаво,никак родственник,- говорит он ,протягивая руку,- Санёк Гашин,во как.»
  Я крепко жму его руку.
  «Слухай,ты тут теперь не ссы,- говорит он важно,-скажешь,что меня знаешь и всё.»
  «Слушай,дело есть,--говорит он заговорщицки,- вина сможешь стырить,на всех?»
  «Ну конечно,- говорю я,будто каждый день тырил вино.
  Постепенно все рассаживаются за столами.Солнце склоняется к закату.Над столами зажигают гирлянду лампочек,специально вынесенную к этому случаю.
  Начинается празднование. Взрослые произносят тосты,выпивают. Мы,пацаны,сидим поодаль,в полумраке и пьём вино из трёхлитрового баллона.
  Постепенно темнеет,сверчки заводят свои бесконечные рулады,изредка шумит листва на деревьях. На станицу опускается прохлада.
  Кто-то за столом заводит песню,остальные подхватывают,кто-то в ритм стучит по столу.
  «А не мы ли казаки,
   А не мы ли Терцы,
   А не нас ли казаков,
   Резали чеченцы...»
   Или вот эти частушки:

  на горе стоял Шамиль
он Богу молился
за свободу за народ
низко поклонился

Припев (2 раза):
Ойся, ты ойся
Ты меня не бойся.
Я тебя не трону,
Ты не беспокойся.

Дайте мне большой кинжал
Дайте ножик финку
Я поеду на Кавказ
Танцевать лезгинку

По реке плывёт чечен
И руками машет
А на нём стоит казак
И чегой-то пляшет!

На коне сидит джигит
С черною папахою
Ну слезай скорей с коня
Дам тебе по паху я...

Чечен молодой
На коне катался
На казаков напоролся,
Без штанов остался.

На коне, вдоль речки скачет
Молодой лихой джигит.
Как увидит он казаков
Портит воздух и бежит.

Чечен молодой
Купил поросенка
Всю дорогу целовал
Думал что девчонка

чечен молодой
наварил супу
а как начал наливать
обварил руку

базар большой
чеченов много
русский девушка идет
давай ей дорога

чечен молодой
в озере купался
руки ноги оторвало
без башки остался
(самое интересное,что эти частушки какого-то 1771 года).
  Откуда-то приходит баянист, и сначала один ,а потом другой мужчина,начинают танцевать лезгинку.Веселье идёт полным ходом.
  Но всему приходит конец.Постепенно гости начинают расходиться,отец уединяется со своими дядьями ,они сидят скраю стола и о чём то беседуют.
  Сверчки надрываются,ветерок иногда пробежит в кронах деревьев.
  Тётя и мама убирают со столов и я отправляюсь спать.
  ВПЕРЕДИ ЕЩЁ ЦЕЛАЯ ЖИЗНЬ!

  И напоследок,всё из той же Википедии:
Только за последний год в 2-х населенных пунктах Наурского района ст. Наурской и ст. Калиновской:
Забит до смерти Просвиров.
Расстрелян за рабочим столом замдиректора Калиновского СПТУ Беляков В.
Ранен и ослеп директор этого училища Плотников В.
Зарезан и сожжен начальник нефтекачки Бычков А.
Зарезаны супруги — муж и жена Будниковы.
Зарезана бабушка 72 лет Подкуйко А.
Зарезаны и выпущены кишки у рабочих совхоза «Терский» Шипицына и Чаплыгина.
Похищен председатель колхоза Ерик Б. А. (за которого требуют выкуп 50 млн руб.).
Зарезаны отец и дочка Джалиловы.
Забит до смерти старик Аляпкин (в полиции).
Убиты Абозин В. и бабушка Потрохалина.
Похищена и убита секретарь СПТУ Потихонина
и многие, многие другие…