Антон Семёнович

Татьяна Кожухова
13 марта - день рождения Антона Семёновича Макаренко - педагога и писателя. Он родился в 1888 году в городе Белополье Харьковской губернии.

Педагогическая система воспитания, разработанная Антоном Семёновичем, применялась на практике в организованной им трудовой колонию для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалевка, близ Полтавы (1920 -1926). В 1921 году колонии было присвоено имя М. Горького. С октября 1927 года  до июля 1935 он руководил трудовой детской коммуной имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова.
 Педагогические достижении Макаренко ставят его в ряд известных деятелей не только отечественной, но и мировой культуры и педагогики.  Свидетельством международного признания А. С. Макаренко стало решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это — Джон Дьюи, Георг Кершеннтейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.
Тем не менее, при жизни постоянно подвергался жёсткой критике.

 Жизнь воспитывает - это утверждение было его основным законом педагогики. Реальная жизнь каждого конкретного ребёнка и есть его воспитание.

Член Союза советских писателей с 1934 года.

Умер в вагоне пригородного поезда на станции Голицыно 1 апреля 1939 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

***
Кажется невероятным, но  Макаренко  был уволен  с  поста  заведующего  колонией  имени  Горького  как  педагог, предложивший «не советскую» систему воспитания.
   
 В первой главе его «Поэмы», в  диалоге с завгубнаробразом, Макаренко говорил,  что нового человека нужно делать по-новому, но как  его делать — никто не знает, на  что следовал ответ: «А вот у меня это самое...есть такие в губнаробразе, которые знают...
     — А за дело браться не хотят.
     — Не хотят, сволочи, это ты верно.
     — А если я возьмусь, так они меня со света сживут. Что бы я ни сделал, они скажут: "Не так."
     — Скажут, стервы, это ты верно».
     Это увольнение не было для Макаренко неожиданным. Догматики от педагогики  соединенными   усилиями  одержали  победу  над  самостоятельно, творчески  мыслящей  личностью. Их  наступление  развертывалось постепенно, становясь тем активнее, чем больших успехов добивался педагог.

*

"Научить человека быть счастливым - нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно."

"Многие уверены, что хороший воспитатель невозможен без сильной воли. Это одно из самых диких заблуждений. Нет ничего более смешного, как воля педагога в приложении к ребенку. Сочетание этих двух слов отдает настоящим варварством, как сочетание кузнечного молота и фарфоровой чашки".

«Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Это особенно заметно в области собственного воспитания… Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать?»

"«Отказаться от риска – значит отказаться от творчества»

"Культура любовного переживания невозможна без тормозов, организованных в детстве"

"Воспитание происходит всегда, даже когда вас нет дома"

(А. Макаренко  http://www.makarenko.edu.ru/)
___

Решая одну задачу, в одно и то же время А.С. Макаренко и В.Н. Сорока-Росинский создали две абсолютно различные воспитательные системы. Если А.С. Макаренко сделал акцент на физическом труде и коллективном воспитании, то В.Н. Сорока-Росинский – на интеллектуальном труде, культуре и творчестве.
http://www.stihi.ru/2010/03/20/7202

____
фото из инет