Рецензия на рассказ Аничкиной Пуговицы

Леонид Новожилов
        Рецензия-отзыв на рассказ "Пуговицы"

                http://www.proza.ru/2010/03/06/1506
 
Сюжет рассказа «Пуговицы» таков.

          Умирает  старая женщина, проживавшая в семье своей младшей дочери Катерины. До этого печального события в этой же семье жила и Ляля - умственно отсталая внучка умершей, дочка ее старшей незамужней дочери Ирины. Ирина живет в отдельной квартире.  Из-за пристрастия к алкоголю Лялей она не занималась, поэтому бабушке приходилось самой заботиться все эти годы о больном ребенке. С ее помощью Ляле даже удалось получить аттестат о неполном среднем образовании. Когда бабушка слегла,  Ляля стала помогать тетке Катерине ухаживать за ней. Несмотря на старания Ляли, бабушка умерла, так как жестокосердная Катерина, стараясь ускорить кончину матери, не покупала ей необходимые лекарства.

          Ирина надеется, что после смерти матери ее душевнобольная дочь останется на попечении сестры,  но сестра в грубой форме отказывает ей в этом.
         
          Отказывается сестра и давать им деньги, понимая, что все равно они будут пропиты. Чтобы все-таки как-то помочь Ирине и ее дочери,  Катерина устраивает Лялю  сиделкой к одной знакомой  старухе. С помощью Ляли умирающая старуха неожиданно выздоравливает. Ляля становится популярной сиделкой, она выхаживает одного старика за другим.
 
          Вернувшись домой после спасения очередного подопечного, Ляля узнает о смерти своей матери. Злая соседка, пользуясь беззащитностью сироты, обирает ее почти до нитки.

          Ляля продолжает свою работу сиделкой. Она не только исцеляет, но и возвращает людям любовь к жизни (Франя Моисеевна) и избавляет их от  алкогольной зависимости (Трофимыч).

          Так проходит больше десяти лет. Все эти годы Ляля ведет себя вполне адекватно, как вполне нормальный человек. Нездоровье ее проявляется только в манере говорить о себе в третьем лице, да в безобидных кражах пуговиц у своих подопечных для пополнения коллекции, доставшейся ей от бабушки.

          Она не догадывается, что в пуговице, оторванной ею от мундира Трофимыча, устроен тайник его пасынка с драгоценными камнями, поэтому испытывает сильное потрясение, когда пасынок приходит к ней домой и силой забирает эту пуговицу. У Ляли случается рецидив, она теперь всего боится, не подходит к телефону, и, соответственно, не получает новых заказов.

          Обобравшая  в свое время Лялю соседка устраивает ее на автобазу уборщицей. Там Ляля встречает Толяна, бывшего собутыльника Трофимыча. Толян сообщает ей, что Трофимыч повесился в знак протеста против помещения его в дом престарелых.

          Ляля продолжает работать на автобазе, жизнь ее тиха и однообразна. Ей уже не меньше сорока лет, когда ее навещает двоюродный брат Стасик, сын тетки Катерины, у которой она жила в детстве. Стасик просит ее пожить с его матерью, прикованной к постели, пока он будет в долгосрочной заграничной командировке.

          Ляля увольняется с автобазы, переходит жить в квартиру тетки и начинает ухаживать за ней, как когда-то ухаживала за своей бабушкой.

          Вот такую историю поведал нам автор. Историю, отличающуюся редким неправдоподобием.

          Прежде всего, обращает на себя внимание путаница в оценке психического здоровья героини рассказа.  С одной стороны, автор пишет о взрослой уже девушке, сидящей целыми днями на кушетке и маниакально перебирающей пуговицы, и прямо указывает на ее слабоумие («Но ни лица, ни имена стариков не возникали в больной голове несчастной Ляльки…), с другой стороны, мы видим, как посторонние люди доверяют этой неадекватной девушке самостоятельный уход за своими близкими и даже их лечение («Старушка… покорно открывала беззубый рот»), что трудно себе представить. Кроме того, как мы понимаем, Ляля живет совершенно одна и полностью себя при этом обихаживает: стирает, готовит пищу, убирает, делает покупки, платит за квартиру и за телефон, получает, наконец, и обменивает паспорт по достижении определенного возраста… В чем  же проявляется ее болезнь? Только в идиотских репликах, которые автор нелогично вкладывает в уста героини?..

          Автор дает резко негативную характеристику тетке героини. На этом построен основной конфликт рассказа: тетка-монстр вначале лишает Лялю наследства (ей достается только шкатулка со старыми пуговицами), а на исходе своей жизни обращается к ней с просьбой о помощи… Как говорится, не плюй в колодец… Какого же наследства лишилась Ляля? Автор дает понять, что «бабушкиной» квартиры.

          Действие рассказа происходит в советские времена (зарплата 60 рублей), когда все жилье принадлежало государству, а «владели» им те, кто в данной квартире был прописан. Кто был прописан в «бабушкиной» квартире? Очевидно, те, кто жил в этой квартире - сама бабушка, ее младшая дочь Катерина, муж младшей дочери и их сын Стасик. Мать Ляли имела другую квартиру, полученную от государства для себя и дочери. Так какую же «восстановить справедливость» собиралась Ирина, отправляясь скандалить к сестре? И таким ли уж монстром была ее сестра, которая не изъявила горячего желания иметь в своей семье чужого душевнобольного ребенка?

          Также непонятно, какой такой экзамен был «каждую весну»  в школе у Ляли, и почему на этом экзамене «учителя из года в год давали одно и тоже задание»? Вообще, странно, что девочка, которую с детства наблюдали врачи и при этом «сочувственно разводили руками», была зачислена в обычную школу.

          Несуразицей выглядит прозвучавшее из уст чудесно ожившей Марии Васильевны обвинение в адрес участкового врача: «Вы ошиблись, доктор, а Ляля исправила Вашу ошибку». Ведь не участковый доктор поставил ей диагноз и отправил ее домой умирать, а врачи больницы, где она лежала до этого.

          Франя Моисеевна и ее сын живут на пятом этаже и при плотно закрытых окнах (со снятыми ручками, чтобы Франя Моисеевна не покончила с собой), но при этом Ляля фантастическим образом, еще на подходе к их дому, слышит их диалог…

          Стасик, двоюродный брат Ляли, встретившись с ней через много лет, напоминает ей, что они виделись на похоронах бабушки… Почему только на похоронах? Ведь, если Ляля жила с бабушкой и теткой, сын тетки, маленький мальчик, тоже должен был жить с ними! Почти два десятка лет, пока жива была бабушка, они жили бок о бок!..

          За пределами понимания находится и тот факт, что Ляля, применяя свой чудесный дар, свою «удивительную доброту» и твердость характера при исцелении и  избавлении от дурных привычек посторонних людей, проявляет поразительное равнодушие к судьбе своей матери, погибающей от алкоголизма.

          Искусственность рассказа проявляется также в том, что героиня существует в каком-то невозможном социальном вакууме. Если Ляля наблюдалась у врачей и была признана  больной, ей должны были присвоить статус инвалида, выплачивать соответствующую пенсию, назначить опекуна, периодически принимать ее в диспансере и назначать необходимое лечение.

          Таким образом, от читателя требуется или сразу принять некую фантастичность повествования (отнестись к нему как к сказке), или проявить недюжинное наивное доверие.

          Рассказ написан,  в целом, хорошим языком, хотя встречаются и шаблонные выражения (мутные слезы, нежнейшее существо), и необязательный канцеляризм (ветеран ВОВ). 

          Мешает восприятию смысла текста характерная ошибка автора, заключающаяся в изменении точки зрения повествования в пределах не только одного абзаца, а даже и в рамках одного предложения. Вот пример. «Ирка смотрела на сестру мутными глазами, пытаясь наложить вязкие, плохо выговаривающиеся слова на расплывающееся изображение, но звук никак не хотел совпадать с картинкой. Ирина, плюнув, тяжело поднялась со стула…» В первой части первого предложения повествование ведется с точки зрения всезнающего автора («мутные глаза» можно увидеть только со стороны), во второй части этого предложения – с точки зрения Ирины. В следующем предложении точка зрения опять переметнулась к автору. Здесь же можно заметить, что, исходя из смысла фразы, эпитет «плохо выговаривающиеся» надо заменить, к примеру, на «плохо различимые».

          Не подлежит сомнению, что автор ставил своей целью обратить внимание читателей на дефицит доброты в нашем мире, заставить нас задуматься о том, достаточно ли мы сами милосердны в отношениях с другими людьми. Несмотря на указанные недочеты, многие читатели, думается, правильно воспримут этот авторский посыл, и чувства, которые побудили автора к написанию рассказа, найдут свое отражение в их сердцах.

          Если автор будет иметь намерение улучшить свое произведение, первое, что он должен сделать, по мнению рецензента - определиться с диагнозом героини. Существует достаточно много популярных справочников, да и в интернете можно, при желании, найти необходимую информацию. С диагнозом, так сказать, на руках надо пересмотреть поведение героини и ее взаимоотношения с другими персонажами. Тетку Катерину надо демонизировать на всю катушку и максимально правдоподобно, не оставляя въедливому читателю никакой лазейки.

          А Трофимыча и Толяна, может быть, лучше вообще в другое произведение, а?

С уважением и пожеланиями творческих успехов
Леонид Новожилов


Далее приводятся отзывы на рецензию.


Рецензия на «Леонид Новожилов. Рецензия на Пуговицы» (Литературная Критика)

Уважаемый Леонид! Блестящая рецензия! Я писал уже где-то, что в тексте все подгоняется подо все. Так и есть на самом деле. Вы обратили внимание на мелочи, на которые никто до Вас не обращал внимания.
Никак, вот, не могу понять, где здесь критический реализм. Может, подскажете, где его в тексте искать?
С уважением С.С.2

Сергей Сергеевич Смирнов 2   14.03.2010 21:55   •   Заявить о нарушении
+ добавить замечания
Что-то меня на смех пробило. Автор рецензии жгуч. Это куда лучше самого произведения.

Антон Чижов   14.03.2010 23:39   Заявить о нарушении
Антон, Вы какую рецензию имеете в виду? Надеюсь не мою...

Сергей Сергеевич Смирнов 2   14.03.2010 23:48   Заявить о нарушении
Нет, Леонида. Я просто не вижу смысла строчить отдельные рецы, если можно добавить пару слов к мнению, с которым согласен.

Антон Чижов   14.03.2010 23:50   Заявить о нарушении
Вы правы. А я погляжу, Вы захаживаете... Что Вы тут делаете, если не секрет? Уж Вам-то вся эта свистопляска не должна бы быть интересна. Хотя, как все хорошо начиналось...

Сергей Сергеевич Смирнов 2   14.03.2010 23:56   Заявить о нарушении
Да, Стая Мэл очень интересная. Но это редкость. Я, пожалуй, наоборот - типажи разглядываю. Но пустое это все, как Вы говорите. Итак, пожалуй все ясно.

Сергей Сергеевич Смирнов 2   15.03.2010 00:10   Заявить о нарушении
Ах, Антон, было бы что критиковать, критики найдутся... Скучно мне что-то стало. Вам - не скучно?

Сергей Сергеевич Смирнов 2   15.03.2010 00:28   Заявить о нарушении
От редакции "Литературной критики":

Уважаемые участники дискуссий, редакция еще раз призывает Вас к вежливости по отношению к рецензентам. Мы напоминаем, что под опубликованными здесь рецензиями допустимо обсуждать только саму рецензию, но не личность критика. Мы призываем критиков-рецензентов быть более корректными в отношении автора, любезно предоставившего свое произведение для широкого обсуждения. В обоих случаях предметом обсуждения является только текст, но не тема и не личность автора, это -девиз журнала "Литературная критика".

Литературная Критика   15.03.2010 00:38   Заявить о нарушении