Те, кто нудит себя...

Борис Пинаев
Неизданные письма святителя Феофана Затворника//БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ. 2002. Вып. 9 (Прилож. к журн. "МОСКВА"):

Молитва — главное. Что дыхание в теле, то молитва в духе. Об ней и вся забота. Апостол указал, что она должна быть непрестанна. И надо, непременно надо, сделать ее такою. Как? Посредством молитвенного усердного труда.
 
Непрестанную молитву Господь дает. Но если не будет кто сам трудиться всеусильно, до поту и до упада, то не даст. Следовательно, дело за собственным нашим молитвенным трудом. Как же тут быть? Надобен труд и пот, а Вы больны; извольте вот как уладить сие.

Определите посильное телесное производство молитвований, а все преутруждайте себя обратить на душу, на сосредоточение внимания и сокрушение. Делайте так: не определяйте числа поклонов и молитв, а время определите: сколько утром пребывать на молитве, сколько вечером, сколько днем, в какие-либо часы. Это сами определите. Положите четверть часа или полчаса утром и вечером, а днем минут по пять или десять. Это примерно.

Определите тако, чтоб тут легкости не было места, а было некое насилие себя: ибо в Царствие Божие идут те, кто нудит себя. Определив это, затем исполняйте так: часть времени стойте прямо, часть на коленях, часть можно на стуле сидеть. Как Вы немощны, то можно, как только почувствуете в каком-либо положении утомление, тотчас переменяйте его.

А можно так: разделить все положенное для молитвы время на три части — и исполнять по одной части в каждом положении. Это все как уладится, и много над этим думать нечего и можно относящееся сюда изменять, не стесняя себя.

Это одно. Другое — молитвословие. Можно читать молитвы из молитвенника, по книге или лучше на память; можно псалмы читать; можно свою говорить молитву, по текущей нужде, не хитрым, а детским словом.

Лучше же всего оставить все молитвы, а говорить только: «Господи помилуй! Боже милостив буди мне! Господи, Ангел Хранитель, Святая Троица, помилуй!» Так все время, заботясь об одном, чтобы не язык только произносил сии слова, но и сердце чувствовало. Но наперед утвердитесь в том, о чем прописано вначале, что Вы осужденница. Тогда нечего будет и слов много тратить, и останется только вопить: «Боже милостив буди!» Тогда вся молитва сократится в сие: «Господи, дай мне время покаяться так, чтобы не быть осужденным на Суде Твоем!»

Затем скажи: «Научи, как мне сделать, чтоб изгладились все грехи мои и я не была осуждена Тобою на Суде». Тако потом и понимать значение своей жизни — что она дана лишь на исправление грехов. И во все время — не молитвенное — так себя имети, как осужденницу, которой милостивый Господь оставил несколько времени, чтобы загладить грехи...

И все пойте из сердца: «Господи, помилуй! И научи, что мне сделать, чтобы помилование заслужить!» Потрудитесь так наладиться. Вся наша беда в сытости, сыты собою — и лежим растянувшись и всхрапываем. Прописанный прием не дает заснуть и развалиться, а заставит кричать и кричать!

Когда добьетесь сего, тогда в себе самой будете иметь будильника — учителя! Благослови Господи.

Молитве Иисусовой навыкновение в это же время придет. Но не в словах сила; а в умном Господу предстоянии. Слова же при сем могут быть и сии, — и другие какие, и совсем не быть, а бысть одно Господу предстояние со страхом и благоговейством.