Концептуальная модель РКА с обратными связями

Сергей Петрищев
"Vox populi vox Dei"
"Глас народа - глас Божий"
(латинское изречение)

"Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам."
Александр Пушкин (1830)

"Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать..."
Федор Тютчев (1869)

"Есть речи - значенье
темно иль ничтожно,
Но им без волненья
Внимать невозможно."
Михаил Лермонтов (1839-1840)

"Я знаю силу слов я знаю слов набат
Они не те которым рукоплещут ложи
От слов таких срываются гроба
шагать четверкою своих дубовых ножек..."
Владимир Маяковский   <Неоконченное>  (декабрь 1929 - январь 1930)


Петрищев С.Н., математик и социолог (МГУ имени М.В. Ломоносова)

Москва, Социологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова,
Кафедра истории и теории социологии


В данной статье предлагается для научного обсуждения* схема концептуальной модели резонансного коммуникативного акта (РКА) с обратными связями. Эта схема концептуальной модели РКА постоянно использовалась автором в конкретном социолингвистическом исследовании [«Опыт реконструкции вероятного социально-психологического портрета пушкинского анонима»], имеющем  своей целью как отвергнуть несостоятельные гипотезы в отношении авторства пасквильного «диплома рогоносца», сыгравшего трагическую роль в судьбе гения и первого национального поэта России Александра Сергеевича Пушкина, так и обосновать научно верифицируемую гипотезу о наиболее вероятном круге его истинных врагов и интриганов, тайных вдохновителей и организаторов подлой аферы с циркулярным «дипломом Ордена Рогоносцев».


Примечания к концептуальной модели резонансного коммуникативного акта (РКА):

S1, S2  - взаимодействующие социальные субъекты, при этом S1 - «отправитель» интегрального «сообщения» в процессе РКА, а S2  - «получатель» данного интегрального «сообщения».

G1, G2 - большие социальные группы, включающие социальных субъектов S1 и S2  соответственно.

So – конкретный социум, включающий группы G1 и G2.

SS1, SS2, SG1, SG2 - соответствующие социальные статусы.

РПСФ – резонансный психосоциальный фактор.

{РПСФ}i - совокупность входящих доминантных РПСФ для субъекта S1.

{РПСФ}j  - интегральное «сообщение» субъекта S1 для субъекта S2 , или совокупность исходящих (транслируемых) РПСФ субъекта S1 для субъекта S2.

{РПСФ}i  и {РПСФ}j связаны отношениями подобия и, как правило, соразмерности по силе резонансного воздействия
на социальных субъектов S1 и S2 соответственно.

Резонансные цепи с обратными связями:

S1 – S2 - малая, короткая резонансная цепь.
S1 – G1 – G2 – S2 - средняя резонансная цепь.
S1 – G1 - So – G2 – S2 - большая резонансная цепь.

В моем социолингвистическом исследовании «Опыт реконструкции вероятного социально-психологического портрета пушкинского анонима» субъект S1 это аноним, субъект S2 - Пушкин;
{РПСФ}i - совокупность входящих доминантных РПСФ для пушкинского анонима.
{РПСФ}j - интегральное «сообщение» анонима, т. е. «диплом», как совокупность транслируемых анонимом для поэта РПСФ;
социальные группы G1 = G2 - это петербургское светское общество, а конкретный социум So – это дворянское сословие Российской империи.

В случае пушкинского анонима в концептуальной модели РКА неизвестными ее элементами являются сам субъект S1 – аноним, его социальный статус SS1 (частично известен) и совокупность его доминантных РПСФ - {РПСФ}i , все же остальные элементы схемы нам известны. Поэтому, если мы сможем восстановить социальный статус анонима SS1 , а также определить совокупность вероятных доминантных РПСФ, воздействовавших на него при подготовке пасквильного "диплома" - {РПСФ}i , то тогда можно будет осуществить и реконструкцию вероятного социально-психологического портрета пушкинского анонима.

Для восстановления совокупности вероятных доминантных РПСФ, воздействовавших на анонима, – {РПСФ}i – автором применялся новый метод анализа "текстов" в социолингвистике: метод резонансно-семантического анализа (РСА-метод).


Краткий экскурс в концепцию общественного резонанса
*************************************************

Исследованием проблемы и разработкой концепции общественного резонанса я начал предметно заниматься в 2001 году, будучи на втором курсе в / о социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.  Принципиальная  модель  резонансного коммуникативного акта (РКА) была разработана мною на самом начальном этапе этих исследований и с тех пор существенных изменений не претерпела.

В XX веке в русском языке впервые среди европейских языков сформировалось обиходное понятие и метафора «общественный резонанс». Указанное наивное понятие обозначает наблюдаемый эффект или отклик, производимый кем-либо или чем-либо в сознании и/или сердце (душе) членов данной социальной общности или массы людей. В последнее десятилетие в русском языке и прилагательное «резонансный» стало активно использоваться в своем новом, переносном значении для характеристики того или иного события (явления), вызывающего именно общественный резонанс. В других европейских языках прилагательное «резонансный» в указанном переносном значении пока не употребляется.

В ходе исследования проблемы и разработки концепции общественного резонанса оказалось, что само понятие «общественный резонанс» является далеко не "наивным", а в перспективе вполне научным, отражающим определенные и существенные  аналогии между явлениями естественной и социальной природы и представляющим собой метафору вполне плодотворную, эвристичную и концептуальную.

В свое время еще Пушкин отмечал, что "как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими". Полностью разделяя мнение нашего национального гения, можно добавить также, что язык великой русской поэзии и литературы, используемый для художественного постижения мировой гармонии, по самой своей сути подобен тонко настроенному музыкальному инструменту с широчайшим как у органа диапазоном. Похоже, что и в области познания русский язык – это более тонко настроенная резонансная система в сравнении с другими европейскими языками,
так как «великий и могучий» язык наш "сумел" первым (и задолго до исследователей социологов) отразить и зафиксировать
в концептуальной метафоре универсальное и фундаментальное психосоциальное явление.

Психосоциальное явление – это органическое соединение в одном общественном явлении его психического и социального компонентов, когда в некоторой социальной общности  более или менее одновременно протекают сходные или подобные психические процессы. Для психосоциальных явлений характерно наличие как элементов «коллективного сознания» (коллективных представлений и чувств - термин Э. Дюркгейма), так и «коллективного бессознательного» (термин К. Юнга), которые проявляются в аффективных, эмоционально-экспрессивных реакциях той или иной общности социальных индивидов. Ярким примером психосоциального явления как раз и является общественный резонанс.

С одной стороны, общественный резонанс есть имманентное свойство социальных субъектов (систем), а с другой - фактор
их воздействия на взаимосвязанные социальные субъекты (системы), то есть он изначально по своей природе бивалентен и коммуникативен в человеческом обществе. При этом следует иметь в виду, что социализированный индивид, усвоивший ценности, нормы, установки и образцы поведения, присущие данному обществу или социальной группе, является предельным случаем социальной системы.

Опыт многолетнего наблюдения и внимательного изучения автором сложного и во многом загадочного психосоциального явления, именуемого в русском языке обиходным, наивным понятием «общественный резонанс», позволяет сделать следующий важный вывод: указанный психосоциальный феномен лежит в основе так называемых «массового поведения» (термин социологии)  и «массовидных явлений» психики и поведения людей (термин психологии)**.

В социальной психологии к «массовидным явлениям» традиционно относят подражание, заражение, внушение, массовую панику и истерию, многообразные виды поведения толпы, слухи, моды, а также общественное мнение, общественные настроения, социально-психологические особенности народов и т.п. Непонятно, однако, что мешает отнести к этим явлениям прежде всего речь как вид коммуникативной деятельности человека - самое массовое из массовидных явлений. Данная ситуация мне напоминает казус в известной басне Крылова: "Слона-то я и не приметил".
Между тем очевидно, что все массовидные явления относятся к области психосоциального.

Обиходное понятие «общественный резонанс» лучше заимствованного и достаточно туманного термина «связи с общественностью» (public relations ) проясняет сущность ныне модного социального явления PR и одинаково с указанным термином подходит для раскрытия данной аббревиатуры (английская калька - public resonance).
Не пора ли терминологически "подковать" эту импортную "аглицкую блоху"  PR  и вернуть ее нашим западным коллегам для дальнейшего совместного использования?!

Тем не менее отечественные психологические и социологические словари (не говоря уже о толковых словарях русского языка), в том числе и претендующие на включение "не только терминов, устоявшихся в социологической традиции, но и некоторых социологически значимых слов обыденного языка" (выделено мною. - С.П.)***, все еще, так сказать, "не замечают" ни социологической, ни социально-психологической значимости естественного обиходного понятия «общественный резонанс»,
а также самого стоящего за ним универсального и фундаментального психосоциального явления, продолжая рассматривать данное "наивное" и обиходное понятие всего лишь в качестве метафоры русского языка.

Главной причиной указанного "невнимания" научного сообщества является то, что вплоть до начала XXI века понятие «общественный резонанс» находилось "в тени" другого, родственного и устоявшегося в социологии и социальной психологии понятия «общественное мнение». Наглядным примером смешения обоих понятий служит определение термина «мнение толпы», приведенное в уже упоминавшемся социологическом энциклопедическом словаре: "Мнение толпы - спонтанная, неконтролируемая эмоциональная реакция толпы на определенный стимул (событие, речь, плакат и т. д.)"****. По моему убеждению, указанное в данном определении явление – это не что иное, как яркий пример общественного резонанса в толпе, как ее реакции на конкретный резонансный психосоциальный фактор (стимул).
Следует отметить, кстати, что толпа это естественный "коллективный резонатор" и оптимальный объект для исследования эффектов общественного резонанса.

Опыт исследования убеждает автора в том, что явление общественного резонанса первично по отношению к феномену общественного мнения и иногда происходит без наличия последнего. Однако, для формирования общественного мнения
по какому-либо важному для данной социальной общности вопросу необходим связанный с этим вопросом общественный резонанс или несколько связанных с ним общественных резонансов.

Более того, общественный резонанс в жизни социума играет, в частности, роль естественного "коллективного интервьюера" социальных групп и общества в целом.

Общественный резонанс как психосоциальное явление есть не что иное, как первая сигнальная социальная система человечества (как вида homo sapiens, в отличие от первой сигнальной системы животных. - С.П.), на базе которой в процессе общественно-исторической деятельности людей постепенно и формируются человеческие речь и язык, а также все другие естественные и синтетические знаковые системы (языки) человечества*****.

Кроме того, явление общественного резонанса  в человеческом обществе как социальном организме представляет собой своеобразный  социальный аналог рефлекторной деятельности центральной нервной системы человека и открытой к концу
XX века  биорезонансной  активной системы  автоматического  регулирования  процессов  жизнедеятельности  организма
(см. в частности, о нейро-гуморальной регуляции. - С.П.).


Понятие «резонансный психосоциальный фактор», сокращенно РПСФ, является одним из базовых понятий концепции общественного резонанса.

Резонансный психосоциальный фактор (РПСФ) – это ключевой психосоциальный стимул-раздражитель (событие, явление, действие, процесс, сообщение, социальный субъект, в том числе и отдельные "знаковые фигуры", знаки, образы, символы, ценности, нормы, идеалы и т. п.), вызывающий явление общественного резонанса среди соответствующих социальных субъектов и систем. Прилагательное "ключевой" означает "социально значимый".

Доминантный РПСФ – это резонансный психосоциальный фактор, оказывающий определяющее по силе воздействие на данную социальную систему / субъект в рассматриваемый период времени и обуславливающий важные характеристики её реакции в виде общественного резонанса.

Общественный резонанс представляет собой не только фундаментальное, но и универсальное системообразующее психосоциальное явление, а описание социальной системы исключительно через её элементный состав и структуру,
без учета её резонансных характеристик, является принципиально неполным.

Подобно тому, как "плотность" является важной и неотъемлемой резонансной характеристикой любой физической системы,
так и "плотность социальной среды" является ее важной и неотъемлемой резонансной характеристикой, при этом само понятие "плотность социальной среды" включает в себя не только такую демографическую характеристику, как "плотность населения", но и охватывает другие важные характеристики, такие как "сплоченность" социальных групп и конкретного общества в целом.
Аналогично и "солидарность", "групповая сплоченность", "групповая интеграция" и "групповое согласие"  являются важными и неотъемлемыми резонансными характеристиками любой социальной группы.
Наконец, и определенная совокупность доминантных РПСФ - это также важная и неотъемлемая резонансная характеристика любой социальной системы или субъекта.

Любопытно отметить также, что важная резонансная характеристика любой физической колебательной системы, обозначаемая в физике символом Q от латинского «qualitas» (качество, свойство, достоинство), ее «добротность», похоже, только в русском языке имеет собственное оригинальное название, родственное слову «доброта». А доброта (сочувствие и отзывчивость) - это не только положительное нравственное качество любого человека, но и несомненная резонансная характеристика со знаком "+" любого социального субъекта и системы.

Резонансные характеристики напрямую отвечают за целостность социальной системы и ее подсистем, обеспечивая своего рода "социальный иммунитет" данной системы в отношении каких-либо неблагоприятных факторов.
Закономерный вопрос: А что же является резонансной характеристикой со знаком "-"?! Ответ очевиден: Законченная, ничем не ограниченная толерантность, этот свое рода "социальный иммунодефицит" и "троянский конь" пораженного неизлечимым социальным недугом Запада!

А нас очень долго и настойчиво пытаются убедить, что наука и нравственность сосуществуют в параллельных измерениях!
 

Кроме того, в концепции общественного резонанса выявлены любопытные аналогии в социальной сфере и с другими резонансными характеристиками физических систем и явлениями физической природы, в частности, с явлением сверхпроводимости.

Для более полного описания социальной системы необходимо знание не только ее алфавита (элементной базы) и структуры, но и связанных с ними доминантных системных РПСФ и других ее резонансных характеристик (системных качеств):

S = < A = {ai}; Str = {strj}; R = {[РПСФn], [Rx]} >, где

S – резонансная социальная система,
A = {ai} – ее алфавит, элементная база / подсистемы,
Str = {strj} – структура системы (социальные группы, социальные институты и отношения между ними),
R = {[РПСФn], [Rx]} – совокупность доминантных для данной системы РПСФ ([РПСФn]) и других ее резонансных характеристик [Rx].

Взаимосвязь элементной базы социальной системы, ее структуры и резонансных характеристик (системных качеств) можно проследить на примере такой ее важной подсистемы, как социальный институт. Как ключевой элемент структуры социальной системы, социальный институт, согласно концепции общественного резонанса, представляет собой универсальный, синтетический и постоянно действующий доминантный системный РПСФ, достигший определенной ступени в своем историческом развитии.

В концепции общественного резонанса любая социальная система, по сути, является резонансной социальной системой, а общество (социум) рассматривается как многомерная и многоуровневая резонансная социальная система. В свою очередь  резонансные психосоциальные факторы (РПСФ) рассматриваются в качестве  внешних  мотиваторов, побуждающих социального субъекта  к деятельности.

Под резонансным коммуникативным актом (РКА) в концепции общественного резонанса понимается любой коммуникативный акт между социальными субъектами, в ходе которого, как правило непроизвольно (т.е. независимо от сознания и воли человека), происходит взаимная трансляция РПСФ между ними с использованием обратных связей.
При этом значимыми (смысловыми) единицами РКА выступают как отдельные РПСФ, так и их интегральные совокупности - «тексты» в широком смысле.

Проведенный анализ показал, что большинство функций языка и речи присуще также резонансным психосоциальным факторам и резонансным коммуникативным актам.
Речь (речевая деятельность) человека является помимо всего и естественным транслятором РПСФ, а сам речевой акт зачастую выступает в качестве интегрального, синтетического  РПСФ. Более того, практически все коммуникативные акты между людьми являются естественными трансляторами РПСФ.

Результаты проводимого автором исследования убедительно говорят о том, что общественный резонанс вместе с вызывающими его резонансными психосоциальными факторами (РПСФ), рассматриваемый как сложная, иерархически организованная система резонансных коммуникативных актов - это естественный универсальный способ общения социальных субъектов и систем. При этом так называемый "широкий общественный резонанс" - это всего лишь видимая часть "айсберга", сложного и во многом загадочного психосоциального явления под названием «общественный резонанс».

Резонансный коммуникативный акт (РКА) - это самый древний и фундаментальный вид коммуникативной деятельности человечества. Выделение автором РКА в качестве самостоятельного универсального и фундаментального вида социальной коммуникации сопоставимо по своему значению для социальных и гуманитарных наук с открытием нового древнейшего вида письменности в языковедении.
Таким образом, библейская легенда о существовании праязыка человечества находит все новые подтверждения.

Отметим также, что резонансный психосоциальный фактор (РПСФ) есть не что иное, как «социальный факт» согласно Дюркгейму, так как он существует вне индивида и обладает по отношению к нему принудительной силой.

Исходя из концепции общественного резонанса можно сделать следующий важный вывод.
Человек разумный - это наделенное душой, как интегральной резонансной характеристикой,  и сознанием социальное животное, научившееся не только использовать естественные резонансные факторы (внешние биологически значимые стимулы-раздражители), но также создавать и использовать искусственные РПСФ (социальные факты).
Закономерный вопрос - "кто наделил человека разумного душой?" - полагаю, является риторическим!

Общественный резонанс как процесс и соответствующие РПСФ обладают следующими основными динамическими характеристиками, задающими его пространственно-временную и социальную динамику:  продолжительностью,  распространенностью по численности и территории, скоростью распространения,  интенсивностью  и  периодичностью.
К семантическим (качественным) характеристикам общественного резонанса относятся, в частности, его  направленность,  модальность  и  определенная совокупность доминантных РПСФ для соответствующей социальной системы / субъекта.

Правомерность модельно-резонансного подхода в методологии социальных наук подтверждается не только работами Г.Г. Почепцова (понятия «коммуникативный резонанс», «резонансная коммуникация», "коммуникативная бомба", «резонансная коммуникативная технология», «модель резонансного воздействия»), но также защитой в 1999 году в РУДН кандидатской диссертации М.А. Дрюк на тему «Модельно-резонансный подход как методологическая основа философской рефлексии».

На основе концепции общественного резонанса автором одновременно разрабатывался и новый метод резонансно-семантического анализа текстов (РСА-метод) в социолингвистике, который согласуется с положениями герменевтики и объединяет в себе элементы компонентного, факторного, кластерного, латентно-структурного, системно-структурного и структурно-функционального анализа. При этом «тексты» понимаются в широком смысле, аналогично подходам Т.М.Дридзе
в ее концепции семиосоциопсихологии.
Метод резонансно-семантического анализа текстов в социолингвистике составляет "ноу-хау" исследований автора в области общественного резонанса и, похоже, располагается на границе качественных и количественных методов анализа в социологии, позволяя исследователю оперировать с вероятностями на качественном уровне.

Указанный РСА-метод позволяет существенно минимизировать субъективизм исследователя, присущий как правило обычному семантическому анализу, и применим не только в социологии и социальной психологии, но и в целом ряде других социальных и гуманитарных дисциплин, в частности, в литературоведении, источниковедении, психологии, криминалистике, а также, как показали результаты данного исследования, в исторических дисциплинах.
РСА-метод анализа текстов в социолингвистике применим не только в вышеуказанных гуманитарных областях, но и в борьбе с терроризмом, который наглядно и нарочито использует резонансные коммуникативные технологии.

В упомянутом конкретном социолингвистическом исследовании «Опыт реконструкции вероятного социально-психологического портрета пушкинского анонима» использование РСА-метода состояло из двух этапов: собственно анализа, то есть поиска совокупности вероятных доминантных РПСФ, воздействовавших на анонима при подготовке и отправке им пасквильного "диплома", и синтеза, то есть восстановления по "кусочкам" найденных вероятных доминантных РПСФ единого, непротиворечивого и осмысленного образа (подобно складыванию мозаичного портрета или пазла).

Таким образом был восстановлен вероятный социально-психологический портрет анонима, установлены его истинные мотивы, намерения и цели при подготовке и отправке пасквильного "диплома" на имя Пушкина, а также выявлены некоторые особенности его личности, что позволило существенно ограничить круг подозреваемых лиц. Кроме того, на основании результатов комплексного исследования "диплома" мною была выдвинута и научно обоснованная персональная версия его авторства - это оба николаевских сановника С.С.Уваров и князь А.Н.Голицын, - и полностью сняты все прежние подозрения и обвинения в отношении князей И.С.Гагарина и П.В.Долгорукова.

К настоящему времени разработка целостной концепции общественного резонанса  вступила в стадию выработки необходимого минимума исходных понятий (концептов), образующих концептуальную схему исследуемого явления, уточнения и интерпретации основных понятий, а также выработки операционального определения общественного резонанса и формирования определенной совокупности предположений и гипотез о его природе.

Явление общественного резонанса соединяет в себе микро-  и  макроуровни социальной реальности, а разрабатываемая автором новая социологическая концепция общественного резонанса представляет собой новый междисциплинарный подход в социальных науках, устанавливая существенные взаимосвязи между различными направлениями и школами в социологии и социальной психологии.

Указанный резонансный подход предлагает по сути новую парадигму в социологии, а сама новая социологическая концепция общественного резонанса, похоже, способна в обозримой перспективе придать социологии искомый  монопарадигматический статус.

В конце сделаю и такой вывод: социологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова имеет реальную возможность утвердить научный приоритет российской социологии в постановке и исследовании фундаментальной междисциплинарной проблемы общественного резонанса.


Примечания:

*) Данная статья готовилась автором для публикации в научном сборнике социологического факультета МГУ и докладывалась на объединенном семинаре ВМиК и социологического факультетов.

**) Массовое поведение - тип коллективного поведения, являющийся результатом воздействия средств массовой коммуникации; характеризуется единообразными реакциями, утратой индивидуальных оценок, ориентации (Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор – академик РАН Г.В.Осипов. - М.: Издательство НОРМА, 2000. С. 243-244).

Массовидные явления – совпадающие оценки и установки, принятые стереотипы и внушенные образцы поведения, связанные с более или менее одновременно переживаемыми психическими состояниями людей, как результат коммуникаций в больших группах (Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. С.202).

***) Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор – академик РАН Г.В.Осипов. - М.: Издательство НОРМА, 2000 (см. предисловие).

****) Там же, С. 185.

*****) Язык жестов, мимика, смех, пантомима, обряд, ритуал, магия, игра, танец, пение, музыка, рисунок, плакат, живопись, скульптура, а также синтетические языки искусства (архитектура, театр, цирк, опера, балет, хореография, оперетта, эстрада, кино) и конечно же секс.


Литература:

1. Дридзе Т.М. Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики / Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах. Книга 1. М., 2000.

2. Дридзе Т.М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семиосоциопсихологии // Общественные науки и современность. 1996, 3.

3. Дридзе Т.М. Социальная коммуникация и культура в экоантропоцентрической парадигме // В контексте конфликтологии. Вып. 1. М., 1997.

4. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М., 1984.

5. Дрюк М.А. Автореферат кандидатской диссертации на тему «Модельно-резонансный подход как методологическая основа философской рефлексии». – М.: РУДН, 1999.

6. Левин К. Теория поля в социальных науках / [Пер. Е. Сурпина]. — СПб.: Речь, 2000.

7. Левин К. Разрешение социальных конфликтов / [Пер. с англ. И. Ю. Авидон]. — СПб.: Речь, 2000.

8. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды / Под общ. ред. Д. А. Леонтьева и Е. Ю. Патяевой; [сост., пер. с нем. и англ. яз. и науч. ред. Д. А. Деонтьева, Е. Ю. Патяевой]. — М.: Смысл, 2001.

9. Петрищев С.Н. Предвестник гибели поэта. Новые факты и версии // портал "Проза.ру", http://www.proza.ru/2018/09/29/181.

10. Петрищев С.Н. Реконструкция портрета пушкинского анонима // портал "Проза.ру", http://www.proza.ru/2010/01/10/217.

11. Почепцов Г.Г. Информационные войны. - М. - К., 2000.

12. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. – М. – К., 2000.

13. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. – М. – К., 2000.

14. Почепцов Г.Г. Теория и практика информационных войн. – Ровно, 1999.

15. Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17: Теория речевых актов. М., 1986.

16. Шац В.Н. О модели воздействия информации на группу // Социология: методология, методы, математическое моделирование. М. 2010. № 30.

17. Якобсон Роман. Лингвистика и поэтика // Структурализм: "за" и "против". М., 1975.

18. Якобсон Р.О. Мозг и язык // Якобсон Р. Избранные работы. – М., 1985. С. 270-286.